В Тамбове обсудили тему востребованности экономических профессий на рынке труда

1 апреля, 13:31 Арина Орлова Прочитали 1 263 раза
10 в 1

Какими компетенциями сегодня должен обладать современный студент, чтобы успешно трудоустроиться? Кого ищут работодатели, и почему тамбовские предприятия испытывают кадровый голод, несмотря на огромное количество ежегодно выпускающихся из учебных заведений региона специалистов? На эти вопросы попытались ответить в ТГУ имени Г.Р. Державина в ходе круглого стола «Цифровая экономика и востребованность экономических профессий на рынке труда в новом десятилетии». В нем приняли участие представители исполнительной власти региона, ведущие специалисты в области экономики, менеджмента и банковского дела, руководители коммерческих структур, преподаватели и студенты Института экономики, управления и сервиса, а также предприниматели, в том числе президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу Татьяна Еремина. Модератором мероприятия выступила доктор экономических наук, профессор, директор института экономики и сервиса ТГУ имени Г.Р.Державина Елена Меркулова.

В рамках встречи участники обсудили, как утолить кадровый голод на местных предприятиях, как стимулировать вчерашних студентов развиваться и оставаться работать в регионе. К слову, присутствовавшие представители бизнеса говорили о готовности платить достойные зарплаты отвечающим их требованиям специалистам.

«УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ»

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», - писал Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». И если для героев произведения, по мнению великого русского писателя и поэта, этого было достаточно, то сегодня у студентов нет варианта учиться чему-нибудь и как-нибудь – работодатели ждут в своем коллективе узкоспециализированных сотрудников, обладающих конкретными знаниями и навыками. Об этом рассказали участники круглого стола. В ходе дискуссии собравшиеся выслушали все стороны, принимающие участие в процессе найма. Свои мнения и пожелания высказали сами студенты, преподаватели университета, потенциальные работодатели и представители региональной власти.

- Мы очень заинтересованы в том, чтобы готовить специалистов, которые востребованы на рынке труда. Нам хочется знать мнение предпринимателей о том, каковы наши выпускники, какими необходимыми компетенциями они уже обладают, а какими нет, каких важных знаний мы им не даем. Нам нужно, чтобы работодатели говорили, кто в ближайшее время будет востребован на рынке труда, - сказала Елена Меркулова.

В ходе встречи предприниматели рассказали о том, что чаще всего они не могут закрыть вакансии, на которые требуются работники узкой специализации, а университет дает общие знания. Также они подчеркнули, что многие студенты не хотят оставаться в профессии, потому что им неинтересно.

Еще одна важная проблема – отсутствие профстандарта для ряда профессий. Высшие и средние специальные учебные заведения не понимают, какими компетенциями должны обладать их выпускники, а работодатели требуют от соискателей способности быть «универсальными солдатами», которые имеют не только профильную специальность, но и дополнительные навыки, в том числе в IT-сфере. По мнению бизнеса, для претендующего на высокий доход сотрудника уже недостаточно уверенно владеть ПК, нужно уметь пользоваться графическими редакторами, обладать знаниями в сфере маркетинга и быстро обучаться новому.

- Проблема в том, что работодатель хочет получить универсального сотрудника и зачастую не может определиться с тем, какие именно компетенции нужны его работнику. Из-за этого и мы, студенты, не знаем, какую специальность выбирать, что изучать и как развиваться. Предпринимателям невыгодно обучать вчерашних студентов на месте, а университет не дает узкоспециализированных знаний. Например, в той же «1С» есть своя специфика на разных предприятиях. И работодатели ищут сотрудников с опытом работы, а где его взять сразу после университета? Работник прежде всего думает не о развитии предприятия, а о своем развитии и благополучии. Это значит, что работу надо выстроить так, чтобы, развиваясь, работник развивал и предприятие, - считает студентка первого курса Института экономики ТГУ имени Г.Р. Державина Юлия.

При этом работодатели твердо стоят на своем и заявляют о том, что соискатель должен обучаться сразу по нескольким направлениям, набирать «скилы», нарабатывать, как сейчас модно говорить, кейсы. Особенно много требований предъявляется к сотрудникам банков. Как заявили присутствовавшие на круглом столе представители банковской сферы, им нужен «универсальный солдат», и других вариантов быть не может. В условиях возможности бесплатного высшего образования всего по одной специальности и ограниченности бюджетных мест в вузах необходимость стать востребованным работником становится задачей весьма сложной и далекой от реальности. Современное образование в вузе не дает такой возможности. И причина не только в системе высшего образования, поделенного на бакалавриат и магистратуру, считает доктор экономических наук, профессор Института экономики, управления и сервиса ТГУ имени Г.Р. Державина Игорь Кузнецов.

- Не все могут летать в космос, не все могут быть предпринимателями. Тех, кто может, всего три-пять процентов. Остальные будут пассивными. Это зависит не от желания, а от когнитивных способностей. Таких специалистов, каких хотят работодатели, энергичных, активных и всесторонне прокачанных, мало, а куда остальных девать на рынке труда? Студентка правильно сказала: работодателям нужно обучать молодых сотрудников на месте. На заводах так учили и учат – ставят к станку и учат, люди осваивают профессию и работают, - говорит Игорь Кузнецов.

КАДРЫ «ПРОВИСАЮТ»

По словам и.о. замминистра промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области Ивана Агафонова, при организации любой работы предприятия региона часто сталкиваются с одной и той же проблемой - неработающим менеджментом в вопросе кадровой политики. На многих предприятиях «провисает» кадровая служба – соискатели даже не знают о тех преимуществах, которые конкретная организация предлагает своим сотрудникам.

- Чтобы на предприятие пришли кадры, нужно организовать рекламную кампанию, рассказать о каждой специальности. К примеру, у нас есть предприятие, которое поощряет премиями сотрудников, дети которых окончили четверть с хорошими оценками.

Также важен авторитет предприятия. Все думают, что у нас аграрный регион, но у нас есть и промышленность, есть заводы с высокими зарплатами. Например, Тамбовский пороховой завод в Котовске, «Электроприбор», - рассказал Иван Агафонов, опираясь на многолетний опыт работы в Управлении труда и занятости региона. Также Иван Агафонов считает, нужно обучать специалистов и переобучать кадровиков, потому что рассмотрение заявления от соискателя зависит от отдела кадров, куда оно изначально поступает.

- Нужно менять мышление сотрудников кадровых служб. Для этого не нужно техническое образование, нужен расширенный склад ума. Часто на малых предприятиях отказываются даже от участия в акции «Неделя без турникетов», когда школьники приходят посмотреть на производственный процесс в рамках профориентации. Развитием кадрового потенциала должен заниматься не кадровик в привычном понимании, а специалист по управлению персоналом, - говорит Агафонов.

НУЖНА СИСТЕМА

В ходе встречи дискутирующие предположили, что на самом деле проблема кадрового дефицита обусловлена набравшим популярность проектным подходом. Дело в том, что проекты – вещь краткосрочная, и они имеют свойство заканчиваться. Прочно вписавшись в современную реальность, проекты сформировали у молодежи определенный тип мышления, сделав проблемным долгосрочное планирование. Об этом рассказал доктор экономических наук, профессор Института экономики, управления и сервиса ТГУ имени Г.Р. Державина Вячеслав Лапшин:

- Нужны системность и стратегический подход, тогда не останется многих проблем. К примеру, укладка асфальта - это проект. Допустим, его уложили, а на следующий день приехали коммунальщики и раскопали эновый асфальт. Это говорит о том, что проект не вписан в систему. Это неправильно, проект меньше и краткосрочнее, у проектов должна быть согласованность с системой и стратегическим подходом. Крупным работодателям нужны саморазвивающиеся специалисты с системным мышлением. Я считаю, что проектный подход - это утопия, особенно в сочетании с тем, что сейчас все фотографируют и выкладывают работу в соцсети, и никто не проверяет, что сделано на самом деле.

По мнению и.о. замминистра туризма и молодежной политики Тамбовской области, начальника регионального управления туризма и развития индустрии гостеприимства Ларисы Булгаковой, совсем отказываться от проектов не стоит, так как они бывают удобны для реализации отдельных задач. Тем не менее она согласна с тем, что проекты должны быть частью системы, а не заменять ее полностью.

ГЛАВНОЕ – ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ

Лариса Булгакова обратила внимание собравшихся на актуальную сегодня тему развития туристического потенциала Тамбовщины и кадровую ситуацию в сфере гостеприимства. Как во многих других отраслях, в ней наблюдается острый дефицит квалифицированных молодых сотрудников. Лариса Булгакова напомнила о том, что туризм - это не только работа турагентств и продажа сезонных туров. Эта сфера охватывает около пятидесяти видов деятельности, включая всю индустрию гостеприимства от ресторанов и кафе до мест размещения туристов.

- Сегодня туризм поддерживается на федеральном уровне. Кто именно занимается им? Очень многие. На данный момент туры уже можно купить на маркетплейсах. Конечно, пока это развито очень слабо, и когда я вчера говорила об этом в правительстве региона, не все знали, что такое маркетплейсы. Крупные экосистемы бизнеса, такие, как СБЕР, Россельхозбак, Тинькофф и МТС, тоже работают в сфере туризма. Блогеры сегодня стали хорошим каналом для продвижения информации. Хотелось бы, чтобы они были образованнее, хотелось бы слышать от них правильную речь. И конечно, для развития туризма важны айтишники. Нужно, чтобы работники турсферы могли легко вносить нужные данные в Интернет, - считает Лариса Булгакова. При этом сотрудники IT-сферы востребованы не только в туристической отрасли. Их ищут и другие предприниматели, которые, к слову, готовы в Тамбове платить специалистам сто – сто пятьдесят тысяч рублей. Президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу Татьяна Еремина подчеркнула, что это очень неплохая зарплата для Тамбова, такие деньги люди получают в Москве. Молодежь уезжает в столицу, а можно оставаться здесь и получать те же деньги. При этом в Тамбове дешевле жилье и лучше экологическая обстановка.

Возвращаясь к актуальной сегодня сфере туризма, участники встречи также рассказали, что отторжение от работы в туристической сфере вызывают стереотипы о сезонности. Многие студенты думают, что сфера гостеприимства - это только организация туров на море летом. Это глубокое заблуждение, так как индустрия гостеприимства довольно обширна и позволяет студентам работать уже с первого курса. Самый распространенный вариант – подработка официантом в кафе. К тому же, профессии этой индустрии отличаются высокими зарплатами, которые почти в два раза выше средней по региону. Тем не менее в этой отрасли все равно не хотят работать.

- Я хочу сказать, что мы берем студентов на практику, но мы берем хороших студентов. Зачем тратить время на тех, кто не хочет быть обучаемым? В первую очередь, когда студенты приходят на практику, мы с ними беседуем. Я спрашиваю, планируют ли они остаться работать в туристической сфере. Если честно, за последние два года только процентов десять сказали, что хотят остаться. Остальные не знают или не хотят. Мы чаще всего берем третий-четвертый курсы, и они говорят, что им неинтересно работать в туризме. Я взаимодействую и с университетами, и со средними специальными учебными заведениями. И дело даже не в ковидных ограничениях, которые за последние годы значительно поменяли ситуацию в туризме. Дело в том, что студенты далеки от реальности. Сейчас индустрия гостеприимства испытывает колоссальный кадровый голод, об этом кричат все - и рестораны, и гостиницы. Тем не менее есть прекрасные дети, способные. И все они уезжают в Москву, - рассказала Галина Гриднева.

Она считает, что не бывает выпускника, который сразу стал бы идеальным работником, поэтому предприятиям стоит тесно сотрудничать с вузами и подбирать будущие кадры со студенческой скамьи.

- К примеру, скоро нам предстоит аккредитовывать экскурсоводов. Мы будем аккредитовывать старую гвардию, молодежь к нам не идет, несмотря на то что экскурсовод может как быть в штате, так и работать в качестве самозанятого. При этом, чтобы вести экскурсию, нужно знать историю города, то есть быть краеведом, - пояснила Галина Гриднева.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна ЕРЕМИНА:

- Предприниматели заявили о готовности информировать о своих потребностях по профессиональной подготовке студентов, так как на каждом предприятии существуют свои особенности, а также принимать участие в обучении практикантов. И неплохо было бы, если бы государство отмечало такие предприятия субсидиями и другими мерами поддержки. Конечно, руководителям хочется, чтобы эти труды не прошли даром, чтобы студентам было интересно развиваться, получать навыки и профессионально расти, а не искать легких денег. В ходе встречи многие предприниматели сообщили именно об отсутствии интереса молодежи к работе. Однозначно можно сказать, что для более квалифицированной подготовки молодых специалистов важно более тесное сотрудничество учебных заведений и предприятий области. Конечно, возвращение специалитета в вузы решило бы некоторые проблемы. На это остается только надеяться, а пока нужно работать с тем, что мы имеем.

Автор: Юлия ПОТРЕБНИКОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер