Переработка молока: проблемы и перспективы

23 марта, 12:57 Арина Орлова Прочитали 1 349 раз
Как обстоят дела в Тамбовской области?

Введение санкций повлекло за собой то, что с российского рынка исчезло западное оборудование. При этом цена на отечественное поднялась. Плюс к этому добавилась проблема с упаковкой. Как выживают в таких условиях местные производители, как они решают возникающие проблемы, и стоит ли в этой ситуации рассчитывать на помощь государства? Обо всем этом мы поговорили с генеральным директором единственного в Тамбове перерабатывающего молочного производства Сергеем Леоновым.

- Недавно Ваше предприятие закупило новое оборудование. Расскажите о нем поподробнее. Почему было принято решение перейти с картонных упаковок на пластиковые?

- Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, с начала спецоперации из-за санкций возникла проблема с упаковочным материалом, так как сырье для производство картона для этих целей изготавливала только Финляндия, а в нашей стране таких производств не было вообще. Соответственно, цена на упаковочный материал возросла, кроме того, возникли проблемы с поставками.

Поэтому такое решение зрело давно. Сырье же для ПЭТ-бутылок производят в нашей стране, поэтому мы решили перейти на пластик. Плюс к этому новая упаковка дает нам возможность увеличить сроки хранения. Оборудование для розлива молока в пластиковые бутылки закупили в Азии, поставили его, смонтировали и сейчас начинаем выпуск продукции в новой упаковке.

- Как быстро пришло оборудование из другой страны?

- Ждать пришлось достаточно долго из-за особенностей логистики. Само оборудование нам сделали за месяц, а доставка заняла по сути еще три месяца. Сначала не было подходящих контейнеров, чтобы произвести отгрузку. Затем нашли контейнеры, но пришлось ждать судно для транспортировки. В итоге корабль доставил груз во Владивосток. Из-за этого логистика заняла дольше времени, чем мы предполагали изначально.

- Расширится ли ассортимент с появлением новой упаковки?

- Как таковой ассортимент сразу не расширится. Мы просто ввели ротацию - с картонной упаковки перешли на пластик. В первую очередь это влияет не на ассортимент, а на увеличение сроков хранения продукции. Также внешний вид станет более презентабельным. Если же говорить об ассортименте, то у нас есть молоко цельное, молоко жирности 3,2 процента, молоко жирности 2,5 процента, кефиры разные по жирности, ряженка, йогурты, снежок. Также есть сметана, но ее мы поставляем больше в бюджетные учреждения.

- Как теперь изменились сроки хранения?

- Они увеличились, потому что новая упаковка дает возможность сохранять продукт дольше. Срок годности у молока сейчас составляет до десяти суток, а у кисломолочной продукции – до четырнадцати. Ранее срок годности был семь и десять суток соответственно.

- Облегчился ли из-за этого процесс вхождения в торговые сети?

- Мы на тот момент уже были в сетях, поэтому на это новая упаковка сильно не повлияла. Наша продукция сейчас представлена во всех розничных магазинах Тамбова и области, а также в федеральных сетях. Но мы надеемся, что новая упаковка повлияет на рост продаж, потому что она более удобна для потребителя.

- А с процессом маркировки продукции что-то изменилось?

- Маркировка не усложнилась абсолютно. Просто добавилась этикетка, а в остальном - никаких проблем.

- Перед покупкой оборудования Вы обращались к местным властям за помощью. Чем закончилась эта история?

- На тот момент были тяжелые времена. По сути, нам пришлось пережить два ковидных года, две изоляции. Причем в тот момент мы были больше ориентированы на бюджетные учреждения. Поэтому во время коронавируса у нас произошло сильное падение в продажах. Потом ввели санкции, и появились проблемы с упаковкой. Тогда мы из-за сложившихся обстоятельств решили обратиться за помощью к государству. Написали в областную администрацию, чтобы получить меры поддержки, например, в виде выгодного кредита в рамках какой-нибудь государственной программы. Но получили отказ.

- А чем его мотивировали?

- Переработчиками молока как таковыми в Тамбове мы остались одни. Однако оказалось, что в принципе не существует программ государственной поддержки нашей отрасли.

- Как сейчас обстоят дела с сырьем? Где вы его закупаете? Достаточно ли его для производства?

- У нас есть хозяйства, с которыми мы работаем. Но здесь тоже складывается интересная ситуация. У нас есть поставщики из Бондарского, Знаменского районов. Но большую часть сырья мы все равно завозим из Пензенской области. То есть молоко из Тамбовской области увозят в Липецк и Воронеж, а мы вынуждены забирать его из Пензы. Да и вообще в Тамбовской области просто есть серьезная проблема с сырьем. У нас его мало в принципе, плюс его отправляют в другие регионы. И еще один нюанс – в регионе есть два больших сыродельных завода. Поэтому то сырье, которое после всего этого остается, забирают они.

- Почему так вышло?

- На этот вопрос, наверное, лучше смогут ответить в региональном Министерстве сельского хозяйства. Сейчас в области и недостаточно молока, и то, которое есть, продают в соседние регионы, потому что есть наработанные связи у фермерских хозяйств, они так не один год работают. Хотя тоже вопрос возникает – все же получают субсидии, причем получают их в Тамбовской области, хотя продают молоко в другие регионы, то есть по факту поддерживают переработчиков из других областей.

- Скажите, а если бы получилось закупать сырье здесь, а не везти его из других регионов, это повлияло бы на снижение себестоимости?

- Естественно. В первую очередь изменилась бы логистика. Меньше денег тратили бы на ГСМ, если бы можно было забрать молоко в радиусе тридцати километров, а не ехать за ним за сто двадцать.

- Из-за того, что в регионе есть проблемы с сырьем, молоко в нашем регионе дороже покупать, чем в соседних?

- В нынешнем году в связи со спецоперацией цены более или менее выровнялись. А так – да, в Тамбовской области молоко стоит дороже. А когда мы будем расти и увеличивать объем, с этой проблемой мы столкнемся в еще большей степени.

- Занимаетесь ли Вы поставками молочной продукции в детские сады и социальные учреждения?

- Да, мы этим занимаемся. Мы обеспечиваем молочной продукцией порядка 26 детских садов в Тамбове. Также возим молоко в детские сады Мичуринска и Рассказово. Но тут есть другая проблема. Если Мичуринск и Рассказово, то есть областные сады, расплачиваются с нами более или менее вовремя, то с тамбовскими садами бывают задержки. И я так понимаю, что такая проблема при оплате существует не только у молочных переработчиков. Такие задолженности есть и по мясу, и по другим продуктам. Об этом рассказывают и другие переработчики, мы же общаемся между собой.

- Насколько натуральны Ваши молочные продукты, и есть ли в них заменитель молочного жира?

- Мы работаем только на натуральном сырье. У нас не настолько большой цех, чтобы мы не могли найти нужный для производства объем молока ежедневно. На данный момент мы перерабатываем чуть более семи тонн молока в сутки. Нет смысла использовать ненатуральное сырье.

Нам важно поддерживать свою репутацию на высоком уровне, чтобы покупатель знал, что наше молоко – хорошее.

- Планируется ли увеличение объема производства и продаж?

- Да, сейчас с увеличением сроков годности мы выходим на другие области. Смотрим дистрибьюторов в Воронеже, в Липецке, выходим на Москву. Но пока это только на уровне договоренности, сейчас идут переговоры.

- Как с покупкой нового оборудования изменился технологический процесс?

- Это оборудование дает нам более быстрый розлив, что влияет на качество продукции и, естественно, на срок годности. В чем еще наш плюс - мы работаем по заявкам. Поэтому молоко всегда свежее, оно не хранится на складе, как бывает это у других производителей. Весь технологический процесс занимает около суток.

- Если Вы говорите, что делаете готовую продукцию под конкретные заявки, то как обстоят дела с сырьем? Вы его тоже привозите под конкретные заявки, или оно какое-то время все же может храниться?

- Нет, сырье мы тоже привозим по заявкам. Мы работаем в основном с постоянными клиентами. Наш основной объем составляют бюджетные учреждения и федеральные сети. У них всегда примерно одинаковые заявки, потому что количество детей в саду и число магазинов в сети особо не меняется. Погрешность может составлять максимум десять процентов. А молоко у поставщиков мы забираем каждый день.

- Существуют ли сезонные проблемы с сырьем?

- Да, сезонность всегда присутствует. Так как отел происходит в зимнее время, то наибольшие объемы молока приходятся на летний период. В этом есть и плюсы, и минусы.

В зимний период спрос на молоко гораздо выше, чем в летний. Летом, когда начинается жара, люди чаще покупают кисломолочную продукцию, например, тот же кефир – для окрошки. Летом объем молока увеличивается, поэтому цена на него немножко падает, а зимой, наоборот, повышается. Проблемы с качеством молока возникают как раз в межсезонье, так как по весне рацион у коров скуднее. Поэтому в это время более тщательно проводим отбор.

Для того чтобы контролировать качество сырья и его жирность, у нас есть своя лаборатория. И то же сезонное снижение жирности молока происходит не сразу, а постепенно.

- Для продуктов с коротким сроком годности есть определенный период возврата денег, но бывает, что их задерживают. Как у вас обстоят дела с этим?

- Что касается федеральных сетей, то проблем с этим нет. Они работают в рамках закона. Возврат занимает от восьми до четырнадцати дней. Если же говорить о нашей бюджетной сфере, то там бывают проблемы.

- Что поменялось в молочной перерабатывающей сфере с введением санкций?

- Раньше типографии печатали этикетки в первую очередь для крупных европейских компаний, а региональных производителей отодвигали на последний план. Мы платили предоплату и получали готовую упаковку только через три месяца. Сейчас, с учетом того, что пропала упаковка и у типографий снизилось количество заказов, нам стали гораздо быстрее печатать этикетки для местной продукции. Плюс многие, как и мы, с картона перешли на пластиковую упаковку, соответственно, спрос снизился. И теперь уже типографии бегают за нами.

- Часто покупатели удивляются, когда приходят в магазин рано утром и видят молоко, датированное сегодняшним днем. Как такое возможно?

- На нашем предприятии молоко разливают ночью, поэтому утром на прилавках уже есть свежий сегодняшний продукт. У нас все поставки происходят ночью, поэтому мы успеваем. Вопрос – как это происходит не с тамбовским молоком, а с молоком из соседних областей, ведь его надо не только разлить, но еще и довезти.

 - Какие сюрпризы ждут покупателей в будущем?

- Сейчас мы уже заключили договор с сетью «Тандер» на производство молока под их маркой «Красная цена». Соответственно, нам потребуется увеличение сырья – порядка ста тридцати тонн в месяц прибавится. Упаковку для этих бутылок также будем делать мы. Такая практика есть и в других регионах. Сети заказывают производство продуктов под своей маркой у местных переработчиков. Смысл в том, что так они сокращают свои логистические затраты.

- Сейчас у Вас проблемы с упаковкой решились. Возможно ли теперь какое-то увеличение объемов, и не станет ли тогда проблема с сырьем еще острее?

- На сегодняшний день на свои потребности мы сырье находим. В настоящее время мы перерабатываем шесть-семь тонн молока в день, а можем перерабатывать до пятнадцати. То есть возможность увеличить объемы производства в два раза у нас есть. Но мы и дальше собираемся расти. В нынешнем году планируем открыть цех переработки творога. Для этого потребуется дополнительное оборудование. Мы пока присматриваем, где его лучше приобрести.

- Оно будет тоже из стран Азии, или пока непонятно?

- Тут весь вопрос в чем? Почему мы купили китайское, а не российское оборудование? Во-первых, есть серьезная разница в цене. При однотипности оборудования российское стоит дороже азиатского. Хотя многие комплектующие для отечественного оборудования точно так же закуплены в Китае. Поэтому такое импортозамещение в итоге получается невыгодным для покупателей оборудования. А снижать цены на российское не планируют, потому что особой конкуренции нет, так как западные компании прекратили поставки.

А во-вторых, если бы работала государственная программа поддержки переработчиков в молочной отрасли, тогда мы закупали бы отечественное оборудование. А так как такой поддержки нет, то приходится рассчитывать только на себя и на свои возможности.

Беседовала Екатерина МУРАТОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер