В давнем великолепном фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» учительница-словесник в исполнении Н. Меньшиковой говорит учителю истории (актер В. Тихонов) - нельзя же, мол, знать всех второстепенных поэтов. На что ее коллега со снисходительной улыбкой говорит: неужели она не знает, что Боратынского уже перевели в первостепенные? Действительно, эти споры, обладает ли творчество Е.А. Боратынского непреходящей ценностью или его наследие должно довольствоваться дальней полкой, ушли в прошлое.
Признано давно и не нами, что Боратынский – поэт-классик, один из тех, кто рядом с великим Пушкиным, Державиным, Жуковским, Батюшковым, князем Вяземским, Грибоедовым, Рылеевым, Тютчевым, Лермонтовым, Языковым, Веневитиновым обеспечивает русской поэзии первой трети девятнадцатого столетия звание Золотого века. В самом деле, возьмите томик любого поэта из этого блистательного списка, и вы уже не сможете оторваться, даже при недостатке времени прочитаете с десяток стихотворений или возьмете книгу с собой в дорогу.
Даже и в этом ряду гениев русской поэзии у Евгения Абрамовича Боратынского свое место, свое «лица необщее выражение». С двадцатых годов девятнадцатого века, когда взошла его звезда, облик его поэзии пытались определить множество раз критики, биографы, русские поэты девятнадцатого-двадцатого столетий, и каждый раз эта особенность ускользала от въедливого разбора. Кто-то ценил в его стихах глубокое понимание души, кто-то – торжество мысли, преобладание анализа над чувством, другому бросалось в глаза благородство тона, умение поэта в испытаниях жизни не уронить своего достоинства («Но не упал я перед роком»), иной признавал главными чертами характера его поэзии трезвость, смелость, бесстрашие в умении задавать себе непростые вопросы о смысле жизни, о счастье и смерти, о душе, о цивилизации. Отмечали еще какую-то нежность и трогательность, а то и минорную ноту в его стихах, и рассудительность, и живописность. Перечитайте «Финляндию», «Бурю», «Есть милая страна…», «Осень», «Запустение», «Дядьке-итальянцу».
Боратынский верил в то, что его стихи будут необходимы далекому читателю, поскольку он всегда обращался к душе человека, и мы читаем его стихи, словно написанные вчера.
Высокое значение поэзии Евгения Боратынского признавали великие стихотворцы, прозаики и критики А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, князь П.А. Вяземский, И.В. Киреевский, И.С. Тургенев, В.Г. Белинский. А с конца девятнадцатого - начала двадцатого века возрастает поток признаний Боратынскому в любви. Тут Брюсов, Верховский, Адамович, Блок, Ахматова, Мандельштам, Пастернак, потом, ближе к нам, Н.А. Заболоцкий, Лев Озеров, Е.М. Винокуров, Т.А. Жирмунская, Е.Н. Лебедев, А.С. Кушнер, В. Кривулин, Ю.М. Кублановский, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский.
Мы вступаем в юбилейный для Евгения Абрамовича Боратынского год, год его 225-летия. Не опережая события, хочу высказать свое видение торжеств в честь поэта, который волею Провидения был послан родиться на Тамбовской земле.
Боратынский мог бы родиться на Смоленщине, где было родовое имение его деда, потомка польских рыцарей, владельцев замка Боратынь. Мог бы появиться на свет в Петербурге, где его отец, генерал-лейтенант Абрам Андреевич Боратынский вместе с братьями Богданом, Петром и Ильей входил в военную элиту при императоре Павле Первом. Мог бы родиться там, куда был неоднократно командирован его отец во время воинской службы.
Но случилось иное: генерал-лейтенант Абрам Боратынский в силу неведомых нам интриг был отправлен в отставку с повелением жить в дарованном ему Вяжлинском имении в Кирсановской округе Тамбовской губернии. Здесь в молодой семье Абрама Андреевича и его жены Александры Феодоровны, урожденной Черепановой, недавней фрейлины императрицы, 18 марта 1800 года (по старому стилю 7 марта) родился первенец Евгений. Дата эта закреплена в метрической книге Покровской церкви села Вяжля за 1800 год.
Евгений Боратынский очень любил Мару. Свидетельства об этой любви к отцовской усадьбе находим в его стихах и письмах, в воспоминаниях о поэте. В тамбовском уединении поэт написал «Стансы» («Мара»): «Судьбой наложенные цепи…», поэму «Цыганка», изумительное стихотворение «Запустение». Работал над подготовкой своего двухтомника 1835 года. В Мару ему писали барон А.А. Дельвиг, князь П.А. Вяземский, И.В. Киреевский. После раздела отцовского наследия между братьями и сестрами Боратынский построил себе усадебку в деревне Ядровка. Но именно Мару любил как свою начальную любовь. Эту усадьбу знали друзья поэта, сюда стремились попасть, вдохнуть живительного воздуха степей, воздуха творчества.
Мара – великая литературная усадьба, здесь жил и творил Е.А. Боратынский, сюда приезжали родственники поэта, дяди - генерал П.А. Боратынский и адмиралы Б.А. Боратынский, И.А. Боратынский, муж тетки генерал-лейтенант И.Д. Панчулидзев, его брат генерал-майор С.Д. Панчулидзев, герой войны 1812 года Н.И. Кривцов, писатели А.Д. Боратынская, князь П.А. Вяземский, Н.Ф. Павлов, барон А.И. Дельвиг, публицист и художник Э.А. Дмитриев-Мамонов, композитор Ю.К. Арнольд, декабрист А.П. Беляев, поэты А.М. Жемчужников и Ю.Н. Верховский, историк Б.Н. Чичерин, педагог и ученый С.А. Рачинский, писательница и педагог В.М. Мильфельд, прабабка композитора В.С. Дашкевича. Здесь бывали владельцы соседней усадьбы С.С. Башмаков - потомок великого полководца А.В. Суворова, деятель железных дорог, благотворитель Н.Л. Марков: крестили детей, выступали поручителями при бракосочетании. Пока это заросший травой косогор и некрополь захоронений ближайших родственников и соседей поэта. Установленный мной с друзьями в 1996 году Памятный крест напоминает, что здесь стояла церковь Вознесения Господня, построенная матерью поэта в память о его отце генерале А.А. Боратынском. Возрожденная усадьба Мара так же влекла бы к себе любителей русской классики, как Михайловское и Болдино Пушкина, Овстуг Тютчева, Тарханы Лермонтова.
В двадцать первом веке мы должны понять, что в Боратынском мы имеем лирика и автора поэм первой величины. Каждый год в разных издательствах (АСТ, ЭКСМО, Т8, Директ-Медиа, Профиздат и других) выходят его книги - для взрослого читателя, для детей в серии «Школьное чтение». В наши дни продолжается кропотливая работа над академическим собранием сочинений и писем поэта в шести томах.
Что влечет современного читателя к Боратынскому? Это влечение – налицо. Его книг на прилавка и полках магазинов не встретишь. По выходе сразу разлетаются по читательским портфелям и сумкам. Почему? Думается, чистота мыслей и красота слога, глубина внутреннего мира поэта, желание и умение говорить об острых проблемах бытия: любовь, все ее проявления от очарования красотой, от молодого безумства до охлаждения, до ревности и убийства изменника, жизнь и смерть, жизнь духа, смысл человеческой цивилизации, роль культуры, отношения поколений… Как много может сказать Боратынский читателям разных возрастов!
Вот только некоторые строки из стихов, которые стали частью нашей речи: «Век шествует путем своим железным…», «Лица необщее выраженье…», «Последний Поэт...», «Не властны мы в самих себе…». Боратынский писал о поэте-классике Гете, а мы видим и его собственный автопортрет:
С Природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна…
Надо так отметить 225-летие поэта, чтобы было не стыдно перед его памятью. Ведь Тамбовщина, Умктский округ, село Софьинка – его малая родина. Усадьба Мара находилась на холме над селом, вокруг которого среди лугов все так же струит свои воды речка Вяжля, вяжет свои узоры и петли.
Сколько с середины 1950-х годов положено сил общественности - писателей, художников, коллекционеров, краеведов, доброхотов - для того, чтобы Мара воскресла, чтобы любой читатель мог приехать в усадьбу и на родине великого поэта увидеть те степи, тот овраг, ту речку Вяжлю, что питали его фантазию!
22 мая 1983 года в парке усадьбы Мара по моей инициативе состоялся Первый праздник поэзии Е.А. Боратынского. В сентябре 1984 года в Софьинке силами сотрудников Тамбовского областного краеведческого музея был открыт музей поэта. Он проработал чуть более десяти лет. Пол стал проваливаться. А потом местные жители растащили по кирпичику и огромное здание детского сада, где нашел себе приют музей поэта. Второй музей, над которым работали музейщики тамбовские и из Мураново, был открыт в октябре 2000 года в здании школы имени Е.А. Боратынского. Почти двадцать лет проработал он в этой дворянской усадьбе Н.Л. Маркова. И снова закрыт в 2019 году. По сути сорок лет музей Боратынского открыт на его родине, но воз и ныне там. В Тамбове Боратынскому открыли памятник в 2011 году, хотя этот бюст скульптор К.Я. Малофеев готовил для села Софьинка.
До сих пор ни в Софьинке, ни в Умете нет памятников великому уроженцу этих мест. На месте великой литературной усадьбы крестьяне ведут хозяйственную деятельность. Тропа к поэту, которую общественники торили десятилетиями, уже зарастает травой забвения. Десять лет не проводятся на родине Боратынского праздники поэзии.
В увековечении памяти о поэте нужна система. Все наши действия надо подчинить тому, чтобы на его родине росло чувство любви к нему - одному из русских романтиков, поэту-живописцу, поэту-философу.
Перво-наперво надо открыть и больше не закрывать музей, чтобы организовать его работу так, как это делают в селе Шахматово в Подмосковье в музее А.А. Блока (тоже работает с 1984 года), в селе Староюрьево в музее А.Н. Верстовского, в рассказовском селе Коптево в музее С.Н. Сергеева-Ценского, в селе Знаменское Петровского округа в музее семьи Рахманиновых.
В этом году нужно провести научную конференцию, устроить смотр научных сил, чтобы понять, кто же сегодня продолжает изучать и пропагандировать поэзию одного из ярких поэтов-философов.
Нужен областной семинар для учителей словесников и историков.
В систему торжеств должны войти конкурсы чтецов - и детские, и взрослые. В том числе конкурсы чиновников областной, городских и районных администраций, читающих наизусть стихи поэта-земляка. Нужны конкурсы школьных сочинений, конкурсы детского рисунка.
Укреплять эту систему должны литературно-музыкальные, литературно-музейные вечера в Тамбове, Кирсанове, Мичуринске, Умете, в других городах и селах. Думаю, их украсят своими голосами прекрасные чтецы - народный артист России Юрий Томилин, заслуженные артисты России Татьяна Николаева, Виктория Дзидзан, Зоя Загуменнова, Валентина Попова, певица Марина Леонтьева. Ансамбль «Иван да Марья» поет романсы на стихи Боратынского на музыку тамбовского композитора Светланы Чулковой.
А пленэр для наших художников в местах жизни Поэта? Он явно нужен, весной, когда буйная зелень, когда подсохнет водовозная дорога, чтобы спуститься в овраг к роднику. А после пленэра нужна выставка-отчет тамбовских художников, соприкоснувшихся с землей великого художника слова.
Хочется, чтобы в день рождения поэта к его памятнику в Тамбове были возложены цветы и венки от писательских союзов, а его стихи читали все, кому он дорог.
Венцом торжеств может стать поэтический фестиваль с участием московских и тамбовских поэтов. Надо пригласить на этот фестиваль лауреата Патриаршей премии и премии имени А.И. Солженицына Юрия Кублановского, Геннадия Калашникова, Марину Кудимову, Ирину Суглобову. На фестивале выступят тамбовские поэты Валентина Дорожкина, Мария Знобищева, Марина Архипова, Вера Степная, Марина Ермакова, Любовь Крылова, Зинаида Артишевская. Думаю, что отзовутся и молодые поэты-соседи - Роман Крысин из Липецка, Павел Пономарев из Лебедяни.
А на месте рождения поэта в селе Марьинка (бывшая Вяжля) Кирсановского округа и на месте усадьбы Мара, вписанной золотыми буквами в историю русской литературы, наконец-то во исполнение закона об охране объектов культурного наследия России будут установлены памятные знаки, хотя бы в виде красивых ротонд с бюстами Е.А. Боратынского. Заслуженный художник России Михаил Салычев много лет работает над образом Боратынского и ждет, когда к нему обратятся с заказом чиновники из Кирсанова и Умета.
Может быть, наши потомки будут более радеть о русской культуре и русской поэзии, устыдятся многолетнего равнодушия, восстановят усадьбу и поставят памятники Е.А. Боратынскому. Но красивая дата 225-летия должна и нас подвигнуть на серьезные дела.
Владимир АНДРЕЕВ, инициатор первого праздника поэзии Е.А. Боратынского в усадьбе Мара в 1983 году, лауреат областной премии имени Е.А. Боратынского, премии журнала «Новый мир», председатель областного отделения Союза литераторов России