USD103.95+0.68
EUR110.48+1.92

Тамбовский опыт работы «Школы радостного чтения» в библиотеке нового поколения

Арина Орлова Прочитали 438 раз(а)

Чтение надо дарить.

У детских психологов уже не осталось никаких сомнений: детям книги нужны не меньше, чем родительская любовь или хорошее питание.  А начинать читать ребенку надо с самого раннего возраста. Но чтение – это навык, которым он должен овладеть.

Когда мы осваиваем любой навык, мы проходим различные стадии. Сначала выполняем новое действие медленно, ошибаемся, исправляемся, тренируемся и движемся дальше, постепенно автоматизируя это умение. Для ребенка важно, когда в период обучения он видит поддержку близких, одобрение. Как родителям помочь ребенку не потерять интерес к чтению и максимально гладко и безболезненно пройти обучение этому важнейшему навыку? Подсказку предложил педагог Даниэль Пеннак в своей книге-манифесте в защиту чтения «Как роман»: «Чтение надо дарить». Вот так просто! У ребенка книга должна ассоциироваться с чем-то приятным – это обязательное условие.

В Год семьи для детей и их родителей в Центральной детской библиотеке имени С.Я. Маршака вновь распахнула свои двери «Школа радостного чтения». В этой необычной школе взрослые и дети учатся любить книгу и постигают секреты семейного чтения. Главная цель – помочь родителям овладеть знаниями по приобщению детей к книге, а у детей - сформировать постоянную осознанную потребность к чтению.

Программа Школы радостного чтения состоит из трех секций: для раннего развития детей трех-четырех лет, семейного чтения для детей пяти-семи лет и интеллектуального развития для ребят постарше. Формат проведения всех мероприятий можно определить как «приятная встреча». Почему именно встреча? Потому что от детей, как и от их родителей, не требуется предварительного прочтения конкретных книг. Они знакомятся с ними во время занятий. Все присутствующие становятся участниками действия, игры, размышлений, опытов, обсуждения и творческого отклика. Мероприятия по форме и содержанию самые разнообразные и реализуются на основе широкого использования интерактивных форм работы, приемов театрализации и мультимедийных средств. Все занятия организованы с учетом возможностей конкретного возраста ребенка. Из множества средств и приемов выбраны те единственные, которые окажутся волшебной палочкой, открывающей путь к юному сердцу.

Пока ребенок мал, книжки ему читают взрослые. В возрасте трех-четырех лет важно научить его обращаться с книгой, показать, как ее листать, где можно посмотреть имя автора и название. В этом возрасте в ходе чтения необходимо хотя бы немного играть. В секции «Песчинка» родители осваивают «хитрости» по развитию у малышей интереса к книге. На встречах в семейной гостиной «Мама и малыш: шепот будущего» сотрудники библиотеки рассказывают родителям о необходимости развития мелкой моторики рук у детей, положительном влиянии чтения на память, воображение, речь. Родители знакомятся с книгами из серии «Вы и ваш ребенок», а дети с удовольствием делают пальчиковую гимнастику, затем с помощью игрушек-кукол вместе с родителями читают по ролям сказки. А закрепляют знания, выполняя задания с использованием тематических режимов интерактивной песочницы.

Кроме художественных книг, ребенка в возрасте трех-четырех лет также стоит знакомить с развивающей литературой. Различные энциклопедии, издания, обучающие писать, читать, считать, рисовать, книги-инструкции по изготовлению тех или иных поделок становятся основой проведения занятий. Так, во время игры «В гостях у Капельки» дети и родители совершили путешествие в глубины морей и океанов, где раскрыли тайны подводного мира и познакомились с удивительными морскими обитателями. Занятия дополнили игры в интерактивной песочнице, где ребята «ловили» рыбок, раскапывали медуз и «утонувшие» корабли.

С пятилетнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. На мероприятиях секции семейного чтения «Книжный маячок» взрослые и дети пяти-семи лет осваивают приемы совместного чтения. Важнейший момент этих занятий – общение детей и родителей. Во время встречи «Школа радостного чтения открывается» юные читатели отправились в увлекательное путешествие по книжной стране и побывали в гостях у «веселого попугая», попали во «Вселенную Скороговоркино», прошли «лабиринт звуков» и посетили «Стихоград». Приобщиться к стихии слова помогли развивающие игры на интерактивной доске. Дети и родители с удовольствием вспомнили считалочки и посоревновались на лучшее произношение скороговорок. На интерактивном полу участники мероприятия потренировали память в режиме «Парные картинки» и вспомнили правила орфографии в режиме «Найди букву». На занятиях сотрудники библиотеки также делятся с родителями секретами развития детей с помощью игр с буквами и словами, которые развивают логику, познавательные способности и творческое мышление. 

Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему так происходит? Дело в том, что родители ему книжек не читают, его впечатлением о прочитанном не интересуются, да и вообще чтение их не привлекает. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения? Так что родителям в этом плане необходимо начать с себя, то есть подать ребенку личный пример и создать эту традицию. Для этого не стоит хватать книгу в спешке, выкроив несколько минут между бесконечными домашними делами. Лучше выбрать день и время заранее, а за книгой сходить в библиотеку.

Встречи в секции интеллектуальный клуб «Читай и Познавай» направлены на устранение пробелов в системе формального образования и рассчитаны на детей семи-восьми лет.  В основе занятий лежит изучение предмета и эксперимент. Ребята учатся творчески и нестандартно мыслить. Так, узнать «Горячие факты про лед» им и родителям было предложено в формате STEAM-урока. Во время занятия вместе со Снеговиком маленькие «почемучки» и их родители побывали в «Снежной лаборатории», где исследовали некоторые свойства льда. Эксперименты со льдом помогли усвоить новые знания и получить понятный ответ на вопрос: почему лед скользкий и не тонет? На карте мира юные исследователи отыскали самые холодные точки земли и выполнили задание «Обитатели льда». Семейные команды с удовольствием отвечали на вопросы «Ледяной викторины», сложили пазл и узнали формулу кристаллического льда.

Специалисты считают, что сформировать полноценный круг чтения ребенка можно только при активном посещении библиотеки. Здесь большой выбор книг, соответствующих детской тематике и возрастным особенностям. Им могут возразить, что совет посещать библиотеку устарел: кто, мол, сейчас ходит туда, если все дети увлечены компьютерными играми. Уверяю вас, книги - вне моды, они были и всегда останутся лучшими творениями человека. Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. 

Может быть, вы удивитесь, но родителям, посещающим занятия «Школы радостного чтения» в нашей библиотеке, тоже очень интересно. Здесь есть специальные издания, справочники, помогающие правильно подобрать книги для ребенка, знакомящие с правилами чтения. К тому же благодаря национальному проекту «Культура» в библиотеке создана комфортная атмосфера. Современные интерьеры, похожие на сказочный сад, интерактивное оборудование и богатства обновленного книжного фонда преобразовали Центральную детскую библиотеку имени С.Я. Маршака в место, где приятно находиться и куда обязательно хочется вернуться, чтобы вновь и вновь испытывать эмоционально-эстетические переживания от общения с книгой.

Как видите, аргументов более чем достаточно для того, чтобы в каждой семье, где есть дети, возродить старую добрую традицию домашнего чтения и почаще посещать библиотеку. Мы ждем вас по адресу: Тамбов, ул. Маяковского, д. 2.

Лариса ЕГОРОВА, заведующая Центральной детской библиотекой имени С.Я. Маршака Тамбова