USD103.95+0.68
EUR110.48+1.92

Тамбовская старина: что народная мудрость говорит о еде

Арина Орлова Прочитали 1352 раз(а)

«Не ложись спать сытым»

Крестьяне связывали с повседневной и праздничной едой разные поверья и приметы, а еще использовали блюда и напитки в магических ритуалах. Какой пожар тушили квасом, зачем есть хлеб с плесенью и носить в кармане ржаной сухарь и почему картофель называли «чертовым яблоком», - в нашем сегодняшнем материале.

РЖАНОЙ СУХАРЬ ОТ СУДОРОГ

Семья собиралась за общим столом обедать и ужинать. Перед тем, как приступить к еде, крестьяне мыли руки и умывались. Считалось, что если ешь грязными руками – впускаешь внутрь нечисть. За столом нельзя было ругаться или громко смеяться, плохо отзываться о блюдах, которые подала хозяйка. Позволялось спокойно разговаривать о текущих делах. Якобы от «хулы» вкус еды портился, а от приличной беседы – улучшался. После ужина посуду следовало убрать со стола, иначе в ней разгуляется нечисть или же остатки доест домовой и оближет миски.

Во многих регионах считалось, что если человек быстро ест, значит, он быстро и хорошо работает. Поэтому так проверяли работников перед наймом. При этом крестьяне плохо относились к обжорству: якобы если человек ест слишком много, то он это делает за двоих, за себя и черта. Советы об умеренности в пище отразились и в пословицах:

«Ешь, да не жирей – будешь здоровей», «Не ложись сытым – встанешь здоровым». Много суеверий связано с хлебом. В традиционной культуре он считался не просто продуктом, а символом здоровья, достатка и даже жизни. С хлебом следовало обращаться по-особому – существовали особые предписания и запреты. Например, нельзя было ронять на пол или выбрасывать хлебные крошки, иначе случится неурожай и голод. Но их можно было отдавать птицам.

Некоторые из суеверий носили практический характер. Например, плохой приметой считалось макать хлеб в соль. Это можно объяснить: дорогая в те времена соль засорялась крошками. Примета «кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать» помогала сберечь остатки хлеба и сэкономить на муке. Но существовали суеверия, которые сложно объяснить. Например, считалось, что ржаной сухарь в кармане магическим способом защищает от судорог, а перевернутый в печи каравай предвещает несчастье или даже смерть.

Мистические представления частично распространялись и на другие мучные изделия. Булками – их пекли для колядующих, гостей на свадьбе – кормили духов, чтобы те не вредили человеку. Фигурное печенье в форме лошадей и коров давали домашнему скоту для хорошего приплода. А еще крестьяне верили, что, если посмотреть на человека сквозь отверстие калача, можно навести на него порчу или определить таким образом колдуна. Историк Михаил Забылин описал уголовное дело о колдовстве, которое суд рассматривал в Шуе во второй половине семнадцатого века: «Один посадский подал челобитную, что в углу на краю своего огорода он нашел куски печеного хлеба, калачи и несколько меда».

КРЕСТЬЯНСКИЕ ОВОЩИ

В России картофель появился в конце семнадцатого века, его завезли по приказу Петра I. До девятнадцатого века в крестьянской среде его практически везде считали нечистой пищей, называли «поганью» и «чертовым яблоком». Появились даже легенды, в которых упоминалось, что картофельные кусты вырастают на могилах колдунов и ведьм. По другой версии, картошка произошла из слюны дьявола: он плюнул на землю в досаде, что не удалось прельстить Христа. Считалось, что если принести картофель в избу, то нечисть на радостях устроит неистовую пляску.

Основой постного меню и в богатых, и в бедных домах была капуста. С ней связано много примет и обрядов. «Капустничками» называли детей, рожденных вне брака: считалось, что именно их находят в капусте. Заготовка капусты на зиму была настоящим праздником. На него приглашали соседей: все рубили овощи специальными сечками в деревянных корытах. К этому дню варили пиво и готовили особый ужин, девушки наряжались, а вечером хозяева и гости устраивали пляски и гулянья.

В постные дни ели горох в разном виде. Михаил Забылин так описывал блюда, которые подавали на стол: «…мы встречаем… горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердо сбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки…». В поверьях упоминалось, что на гороховых полях обитают русалки, Баба-яга и прочая нечисть. Растение применяли в магических обрядах. Существовал такой ритуал: весной следовало убить змею, в ее нутро положить три горошины и закопать в землю. Если на этом вырастет какой-то цветок – сорвать его и закатать в воск. Считалось, что этот восковой шарик с цветком помогает читать мысли людей, когда кладешь его в рот.

Мясо крестьяне, как правило, готовили по большим праздникам. Во многих местах не ели телятину, это считалось грехом. У суеверия было практическое объяснение: если у недавно родившей коровы забрать теленка, она лишится молока. Поэтому на стол обычно ставили свинину или баранину, курицу или дичь.

Важное значение в рационе имели молочные продукты. В прошлые века им даже приписывали целебные свойства. Существовали заговоры, чтобы животное было послушным во время дойки. Если у коровы пропадало молоко, виноватой объявляли нечисть. Якобы ведьмы доят скот на расстоянии: чертят круг и в центр втыкают нож, а потом варят из украденного молока зелья и магические сыры. По другим представлениям, колдуны превращались в змей и лягушек и пили молоко прямо из коровьего вымени. По поверьям, неравнодушны к нему были и домовые. Но их угощали сами хозяева: перед Великим постом оставляли чашку молока или миску с мясом.

НАПИТКИ

Квас был известен уже в десятом веке, в исторических источниках упоминается, что на Руси его готовили практически везде. Настаивали квас обычно из муки и солода, иногда – из репы, свеклы или арбуза. В напиток добавляли приправы, ароматные травы, ягоды и мед. Квас подавали в банях и там же обливались им, чтобы сохранить здоровье. Напитком следовало тушить пожар от удара молнией, вода, по поверьям, с таким огнем справиться не могла.

Квасную гущу использовали в народной медицине, вместе с солью она считалась верным средством от лихорадки.

Медом в старину называли питье, по крепости близкое к вину, а иногда и к водке. Существовало множество его разновидностей. Был мед вишневый, смородинный, можжевеловый, приварный, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемуховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий и боярский. Для лучшего вкуса и цвета выжимали из зрелых вишен сок и подливали его в мед.

Позже появились слабоалкогольные виды. Напитки различались по способу приготовления. Ставленный – из двух частей меда и одной ягодного сока – бродил естественным образом и в засмоленных бочках доходил в земле десятки лет. Вареный мед готовили по технологии, близкой к пивной, он был готов уже через пару недель.

И медовый напиток, и сам мед применяли в народной медицине и ритуалах. Символически его связывали со здоровьем, красотой и благополучием. Верили, что он помогает от змеиных укусов и болезней горла. А еще мед считался любимой пищей умерших, поэтому на поминальный стол всегда ставили медовуху.

Подготовлено на основе сайта Культура.РФ