Все великие реки начинаются с родничка, узенькой речушки в зарослях травах. И великие люди, которые прославили свой род занятий, тоже когда-то были маленькими, слабенькими, над ними склонялись в заботе родители, бабушки и дедушки, жалели их, играли, занимались с ними, чтобы потом они выросли и нашли себе дело по душе, развили свои способности.
В начале двадцатого века в Козлов был приглашен музыкант и дирижер Михаил Зельдин, где он стал капельмейстером Томского пехотного полка. Нельзя сказать, что приезд Михаила Зельдина в Козлов был таким уж случайным. Город на реке Лесной Воронеж – родной город его жены Анны Николаевны Поповой из рода козловских мещан и купцов, общественных деятелей и меценатов.
Впервые в Козлов Михаил Зельдин, выпускник Московской консерватории, руководитель оркестров и хоров в разных местах империи, попал в начале 1913 года, когда его оркестр из семидесяти рабочих дал один концерт 6 февраля в зале Козловского коммерческого училища. Оркестр был создан в селе Языково на фабрике М.Ф. Степанова. Его выступление произвело сильное впечатление на козловскую публику. «Такую музыку многие из посетивших концерт слышали впервые». Исполнялись увертюра к опере Вагнера «Тангейцер» и «Итальянское каприччио» Чайковского. Уровень исполнения оркестра был настолько высок, что его руководителя пригласили возглавить духовой оркестр Томского пехотного полка. И в декабре 1913 года вместе с семьей Зельдин перебрался в Козлов. Вместе с ним приехали жена Анна Николаевна (уроженка Козлова, дочь благотворителя, потомственного Почетного гражданина Н.И. Попова и его жены Анны Иосифовны, урожденной Антоновой), дети Елена (от первого брака), Георгий (Юра), Ирина, Нина.
Козлов в начале двадцатого века - город пятнадцати церквей, двух монастырей: Боголюбского женского, Троицкого мужского за городом. Среди храмов – грандиозные Ильинская, Боголюбская, Троицкая, Вознесенская церкви. Это был город двухэтажных и одноэтажных домов и домишек, купеческих и мещанских усадеб, чугунно-литейного завода братьев Богатыревых, кирпичных заводов. Поэтому дома строились из кирпича собственной выделки. Юноши учились в коммерческом училище, девушки – в двух женских гимназиях. В Козлове благодаря академику живописи А.Д. Надежину была основана традиция живописи и графики, иконописи. Много лет работала иконописная мастерская М.Ф. Юрьева. В городе родился, получил первые уроки рисования народный художник СССР А.М. Герасимов. В октябре 2008 года по приезде в Мичуринск В.М. Зельдин посетил музей-усадьбу А.М. Герасимова, вспомнил свои встречи с ним в студии военных художников имени Грекова. В Козлове вырос народный артист РСФСР В.Ф. Лебедев, который служил в Малом театре. В Коммерческом училище три года, с 1908 по 1911, учился будущий писатель, академик К.А. Федин. В начале века начал печататься писатель С.Ф. Буданцев. С 1897 года в Козлове действовал Козловский театр, сначала Злобинский и театр Полянских (1897–1910), а в декабре 1913 году открылся Театр Разумных Развлечений (основатели Н.А. Воронов, А.А. Злобин, В.П. Калмыков, К.М. Ильин, М.В. Демин, С.Н. Воронов).
В Козлове в семье Зельдиных 6 марта 1914 года родился последний ребенок - мальчик Володя. Во всех энциклопедиях России и мира его день рождения значится под 10 февраля 1915 года. Но недавно тамбовские архивисты нашли запись о его рождении в метрической книге Троицкой церкви Козлова за февраль 1914 года. Его родители - мещанин Сергиева Посада Михаил Евгениев Зельдин и законная его жена Анна Николаева, оба православные. Восприемниками стали вдова купца Евдокия Петровна Попова, двоюродная бабка Володи, и его двоюродный дядя, личный Почетный гражданин Константин Константинович Попов. Обряд крещения совершил протоиерей Гавриил Саввинский с диаконом Ефимом Троицким (ГАТО. Ф. 1073. Оп. 3. Д. 7753. Лл. 12 об.-13).
Первый дом, где жила семья Зельдиных в Козлове, к счастью, сохранился. Это двухэтажное здание Кротова-Илларионова на Лебедянской улице во 2-й части города. Стены дома помнят, как возвещал о своем появлении на свет горластый мальчишка, будущая гордость российской сцены и кино. Позже семья Зельдиных снимала квартиру в доме купца С.И. Попова. Трехэтажный дом с флигелями и большим садом был выстроен в 1910 году на углу улиц Вознесенской (Революционной) и Лебедянской (Герасимова). Часть помещений в доме занимали школа Союза русского народа и пекарня.
Зельдин и в старости хорошо помнил этот дом, рассказывал в октябре 2008 года и в марте 2012 года о том, как шли вниз по улице (Вознесенской-Революционной), поворачивали направо и входили в парадное. Семья занимала в доме большую квартиру. В ней были гостиная, столовая, спальня родителей, кабинет отца, а также спальни для девочек и мальчиков. Оплачивало ее наем военное ведомство, поскольку Михаил Евгеньевич служил капельмейстером духового оркестра Томского пехотного полка. В этом доме прошли первые годы жизни будущего артиста. Отсюда Володя с мамой по воскресеньям ходил в Боголюбский храм (об этом он вспоминал в октябре 2008 года при посещении храма). Отсюда ходил с отцом в основанную им Козловскую народную консерваторию (об этом он говорил мне: «Я за папой всюду ходил»).
Козлов эпохи серебряного века… В городе действовал свой театр. Сначала он был открыт в 1897 году по инициативе учителя Н.А. Воронова купцами Злобиными, после пожара 1910 года новое здание было открыто спектаклем «Дядя Ваня» в декабре 1913 года. Город был наэлектризован театральные впечатлениями. Еще в Злобинском театре выступали Г.Н. Федотова, Мамонт Дальский. А 27 марта 1914 года жители Козлова увидели на сцене Театра Разумных Развлечений великого Василия Качалова. Давали спектакль «У врат царства» по пьесе К. Гамсуна. В.И. Качалов в роли Ивара Карено играл не сверхчеловека, а провинциального мыслителя-гуманиста, находящегося в конфликте с мещанским окружением. На этом спектакле, скорее всего, был и Михаил Зельдин. Дома ждал маленький Володя, только родившийся сынок.
Даже не выезжая в столицы, жители Козлова наслаждались искусством примы- балерины Императорских театров Екатерины Гельцер. В драматических спектаклях выступали актриса Малого театра Ольга Осиповна Садовская, братья Роберт и Рафаил Аделгейм, Павел Орленев.
В родительском доме маленький Володя Зельдин получал первые важные уроки жизни: мир семьи, ритуалы, благоговение перед матерью и отцом, семейные праздники, Пасха. Даже в поздние годы старый артист вспоминал запахи праздника. Судьба военного музыканта заставляла отца часто покидать семейное гнездо, когда вместе с Томским пехотным полком он шел на учения или на фронт Первой Мировой войны. И было не описать радость жены и детей, когда отец возвращался живым и здоровым, и в доме снова звучала музыка.
Михаилу Зельдину хотелось, чтобы радость от соприкосновения с искусством получало как можно больше людей. Ему хотелось объединить жителей Козлова участием в хоровом или музыкальном обществе. На основе этих инициатив в голодном 1918 году в городе удалось открыть Козловскую народную консерваторию. Заведующим был назначен М.Е. Зельдин. Секретарем педагогического совета стала его жена А.Н. Зельдина. Среди педагогов были большие специалисты Н.В. Чичерин (хоровое пение), Б.С. Брони-Гордиевская (вокал).
В дом на углу Вознесенской и Лебедянской к М.Е. Зельдину приходили горожане, которые хотели научиться петь или владеть музыкальным инструментом. Городские музыканты были здесь желанными гостями. Среди них была и певица Бронислава Станиславовна Брони-Гордиевская, получившая образование в школах Варшавы, Дрездена, Милана. Она выступала с гастролями по всему миру. Революционные события 1917 года вынудили певицу перебраться из Петрограда в провинцию. На ее неожиданную смерть М.Е. Зельдин откликнулся сочувственным некрологом.
Из этого дома Михаил Евгеньевич ездил в Тамбов на съезд Пролеткульта, где отстаивал традиции великого классического наследия. Несмотря на то, что зал был полон агрессией разрушения старого мира и старого искусства, музыкант из Козлова был непреклонен: только классическое искусство несет в мир гармонию и величие духа.
В августе 1919 года семья Зельдиных пережила здесь и рейд казаков генерала К.К. Мамантова. Захватившие власть в январе 1918 года большевики фактически бросили город, сбежали. Казаки разгромили продовольственные склады красных, искали для расправы коммунистов и евреев. До глубоких лет Владимир Михайлович помнил, что отец в саду прятал от казаков женщину-еврейку. Пережив в ходе двадцатого века столько потрясений, среди которых - войны, революции, гибель родных, В.М. Зельдин хранил в памяти бесценные для души детские впечатления: например, о том, как, сидя в беседке, наблюдал осенью кружение по воздуху красных и желтых листьев.
После отъезда Зельдиных в 1920-е годы дом С.И. Попова был, к сожалению, разрушен. То ли взорван, то ли сгорел от пожара, причина неясна. На его месте в 1939 году построен небольшой одноэтажный домик, связанный с историей Мичуринска-наукограда, - здесь жила племянница И.В. Мичурина селекционер А.С. Тихонова, потом - ученый-плодовод, академик МАИ, профессор, доктор сельскохозяйственных наук С.П. Яковлев.
Духовное сильнее материального. Дом можно разрушить. Но поэзия козловского детства согревала Владимира Зельдина всю жизнь. Пройдите по улице Лебедянской (ныне Герасимова), другим улочкам детства великого артиста, подышите бодрящим осенним воздухом, полюбуйтесь кружением красных и желтых листьев в скверах, и вам покажется, что вы видите, как идут по улице Михаил Евгеньевич с Анной Николаевной, а между ними перебирает ножками маленький Володя, будущий народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин.
Владимир АНДРЕЕВ, председатель Тамбовского областного отделения Союза литераторов России, основатель музея народного артиста СССР В.М. Зельдина в Мичуринске