В Тамбове живет много талантливых молодых людей – достаточно лишь присмотреться, пообщаться и прикоснуться к их глубокому внутреннему миру. Мы хотим познакомить вас с одним из ярких представителей молодежного сообщества – Иваном Александровичем Никитиным, преподавателем английского языка. На протяжении полугода он щедро делится своими знаниями и опытом с пользователями Центральной городской библиотеки имени Н. К. Крупской.
- Иван Александрович, расскажите немного о себе. Как Вы стали учителем английского языка, и с чего начался этот увлекательный путь?
- На самом деле, моя любовь к иностранному языку зародилась в школе №22, где я учился. Благодарю своего учителя Полянскую Наталию Валентиновну, которая заложила прочный фундамент знаний по английскому языку. После этого я продолжил изучать его в различных языковых центрах, приобретая новые знания и навыки, а затем уже в институте, где с отличием сдал экзамен по английскому языку.
Почему я стал преподавать? Мне всегда было интересно делиться знаниями с другими. Кроме того, я всегда стремился доносить материал в понятной форме, так как сам сталкивался с трудностями в обучении. Соединив свою любовь к школьному предмету с этим стремлением, я задумался – а почему бы не сделать это своей профессией? Я уже помогал знакомым готовиться к экзаменам, стараясь найти объяснения, которые были бы доступны для понимания.
Все это мотивировало меня на получение дополнительного образования. Имея диплом клинического психолога, я в 2023 году принял решение пройти курс профессиональной переподготовки в Национальной академии дополнительного профессионального образования в Москве для получения квалификации «Учитель английского языка». Процесс обучения был очень интересным. Когда я сам начал вести занятия, я осознал, сколько усилий вложили преподаватели университета в наше обучение. Они действительно вдохновили меня и показали, как эффективно давать знания. Так начался мой путь в мир английского языка, который продолжается по настоящий день.
- Изучая иностранные языки, важно постоянно совершенствоваться. Как Вы развиваетесь в профессии, какие компетенции осваиваете?
- Мир постоянно меняется, что приводит к появлению новых методик и направлений в преподавании. Я регулярно повышаю свою квалификацию в языковых центрах. Это позволяет мне наблюдать за работой других педагогов и заимствовать полезные практики. Самообразование занимает важное место в моем профессиональном развитии. Я постоянно читаю литературу на английском языке. Все эти меры в комплексе помогают мне достигать успехов и развиваться в профессиональной сфере.
- Иван Александрович, как Вы восприняли идею создания бесплатных курсов по изучению английского языка для взрослых на базе Центральной библиотеки?
- Честно признаюсь, я испытывал волнение и тревогу (улыбается). У меня возникали мысли вроде: «А если группа не наберется?» или «Что, если этот курс не понравится участникам?» – и эти сомнения постоянно вертелись у меня в голове. Однако вы, Кристина Юрьевна, развеяли все мои опасения. Вы взяли на себя все организационные вопросы, что позволило мне сосредоточиться исключительно на подготовке качественного материала и увлекательной подаче. Несмотря на ограниченное количество мест в группе, люди продолжали записываться. Их количество росло с восьми до двадцати пяти человек. Это общая победа, и я рад разделить ее с вами. Уже сейчас я осознаю, насколько это была замечательная идея, и какой ценный опыт я приобрел за этот период.
- На какой уровень подготовки рассчитана Ваша программа?
- Вся учебная программа рассчитана на нулевой уровень, также известный как «Starter». То есть она для тех, у кого нет опыта в изучении языка или кто утратил навыки из-за длительного перерыва в практике. Стоит отметить, что программа постоянно дорабатывается и теперь подходит для людей с начальным средним уровнем подготовки.
- Изучение английского языка с нуля для людей старшего поколения может показаться непреодолимой задачей: грамматика пугает, новые слова быстро забываются, мотивация угасает. Как преодолеть эти трудности и сделать процесс обучения живым и увлекательным?
- Хочу отметить, что процесс формирования второй языковой системы является сложным для людей старшего поколения. В моей группе есть участники, которые ранее изучали немецкий и французский языки, но теперь стремятся освоить английский. Я стараюсь избегать сложной терминологии и вначале выбираю простые и доступные темы. Обсуждение материала в скучном и монотонном формате, безусловно, способно подорвать желание изучать язык. Поэтому важно включать в программу различные игры и задания, которые будут вовлекать всех без исключения. Такой подход не только повышает интерес к иностранному языку, но и значительно увеличивает мотивацию у представителей старшего поколения. Домашние задания являются обязательной частью обучения, и их выполняют все без исключения. Это способствует лучшему усвоению материала.
- С какими трудностями в процессе обучения сталкиваются Ваши ученики?
- Изучение любого иностранного языка связано с другой ментальностью, что отражается в его логике. Чтобы понять, как мыслят носители языка, необходимо временно забыть о правилах родного языка и осознать, что многие вещи могут существенно отличаться. Это создает определенные трудности, и далеко не каждый способен с ними справиться, из-за чего некоторые прекращают заниматься английским. Я постоянно напоминаю своим ученикам: «Отложите на время свою логику и постарайтесь мыслить так, как это делает носитель языка». Это вызов, требующий гибкости, открытости и готовности к изменениям. И только те, кто способны преодолеть этот барьер, смогут по-настоящему овладеть языком.
- В конце февраля исполнится полгода с того момента, как стартовали бесплатные курсы английского языка в библиотеке под Вашим руководством. Поделитесь своими мыслями о достигнутых результатах. Как оцениваете этот период?
- На моих глазах ученики укрепляют свои знания и становятся более уверенными в себе. Чтобы обогатить их словарный запас, мы начали сочетать изучение грамматики с чтением на английском и переводом текстов на русский язык. В качестве материала я выбрал произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», доступное на английском языке. Мы начали с небольших отрывков, постепенно увеличивая объем текста. Я заметил, как они успешно справляются с поставленной задачей. Кроме того, стоит подчеркнуть, что за время курса ученики сблизились: они начали активно общаться как до, так и после занятий. Я чувствую эту дружескую атмосферу, и мне приятно возвращаться сюда каждую пятницу.
- Что посоветуете всем изучающим языки, чтобы обучение было максимально эффективным?
- Продолжайте изучать язык и не забрасывайте занятия. Если в течение месяца не заниматься, весь прогресс может начать исчезать. Как это предотвратить? В наше время можно воспользоваться различными приложениями для изучения языков, а также стараться смотреть фильмы в оригинале с простыми субтитрами. Для этого отлично подойдут детские мультфильмы. И, конечно же, не забывайте о чтении учебной литературы – это окажет положительное влияние на ваши знания.
- В апреле завершится курс по изучению английского языка. Вы планируете набор новой группы со следующего учебного года или продолжите занятия с текущими участниками?
- Вопрос действительно интересный, над которым я не раз размышлял. Изначально курс был запланирован на три месяца для ознакомления участников с иностранным языком. Вскоре они проявили желание продолжить обучение, и мы с радостью согласились. Однако возникло сомнение, что делать после завершения курса. Я неоднократно возвращался к этой мысли и пришел к выводу, что стоит продолжить обучение нынешней группы с нового учебного года. Осенью мы откроем «второй класс» и будем углублять их знания.
Проект «Английский по пятницам» объединил людей с одной целью – научиться английскому языку и открыть для себя новые горизонты. Как организатор курсов, могу твердо сказать, что это не просто занятия по изучению языка – это целая культура общения и взаимопомощи. Каждая встреча наполнена живыми дискуссиями, интересными заданиями и, что немаловажно, дружеской атмосферой, где каждый чувствует себя комфортно и свободно. Вот что об этом говорят сами участники.
Бидчинкова Тамара Александровна: «Мне 80 лет. И для меня английский язык стал настоящим открытием с его удивительным миром звуков и произношением. Разработанная методика преподаватния позволила мне не только усвоить базовые знания, но и продолжить их развивать. Теперь я лучше понимаю английскую речь, строю предложения и пробую читать тексты на английском».
Колчина Светлана Федоровна: «Несмотря на разный возраст слушателей и уровень подготовки, Ивану Александровичу удается донести знания в ключе «понятно» для всех. Именно поэтому количество желающих в группе постоянно растет. Искренне благодарю как педагога, так и организатора курсов Кристину Юрьевну за чуткость, внимание и усилия, которые они прикладывают ради нашего саморазвития».
Интервью взяла Кристина ВОЛКОВА, главный библиотекарь Центральной городской библиотеки имени Н. К. Крупской