К 100-летию со дня рождения художника и педагога Аркадия Васильевича Платицына

23 марта, 09:43 Арина Орлова Прочитали 1 547 раз
«Помню Вас всегда и с любовью…»

Мичуринску грех жаловаться на недостаток великих деятелей культуры, чей вклад в наше настоящее и будущее весьма и весьма значителен. Здесь академики живописи Афанасий Надежин, Александр Герасимов, Станислав Никиреев, Народный художник Виталий Попов, гениальный художник Сергей Архипов, заслуженный художник России Владимир Сизов, художник и педагог Николай Воронков. Эти имена, разумеется, известны далеко за пределами родного города.

ИМЯ МАСТЕРА

Среди славных имен есть еще имя Мастера, который был замечательным художником, владевшим тайнами акварели и гуаши, и великим педагогом, который многим мальчишкам и девчонкам открыл путь в искусство. Среди его учеников разных лет - Народный художник России Виталий Попов, обладатель Серебряной медали Академии художеств Валерий Хабаров, заслуженный художник России Владимир Сизов, парижский художник Володя Попов-Масягин, мичуринские художники - член Союза художников России Виктор Невзоров, а также Вячеслав Иошкин, Лев Гульшин, Марина Акерман, Александр Ярославцев, Виталий Повитков, тамбовские художники Николай Воронков, Михаил Афанасьев, Станислав Волостных, тарусские мастера изобразительного искусства Вячеслав Шальнев, Эдуард Мазнев, Станислав Жулидов, Виктор Курьянов.

Звали этого Мастера Аркадий Васильевич Платицын. Вся его жизнь, за исключением фронтовой эпопеи и учебы в Московском художественном училище, прошла в его родном Мичуринске, бывшем Козлове - не привлекали его большие города и большие заработки. Он знал - не место красит человека, а человек - место. За долгие годы жизни, а прожил Мастер девяносто лет, он сросся с городским ландшафтом, со старинными домами и улицами, мощными кирпичными заборами и арочными воротами. Кажется - сейчас он покажется вдали, его узнаешь по походке. А вот он уже рядом, руку протягивает, улыбается.

ТРУД И ПОДВИГ

Ратный подвиг и мирный труд его были оценены по достоинству: военные дни и ночи на протяжении долгих шести лет отмечены медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны, за создание детской художественной школы имени Герасимова ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», он был награжден орденом Дружбы как воспитатель молодых художников, как щедрого сердца педагог. А в начале двадцать первого века городские власти присвоили ему звание Почетного гражданина Мичуринска.

Сам А.В. Платицын называл свои дела скромными. И мэтру хотелось не признания его вклада, а чтобы и дальше развивалась созданная им школа, чтобы не увядала реалистическая традиция в русском искусстве.

А еще он причастен к появлению в городе двух новых музеев - Музея-усадьбы Народного художника СССР А.М. Герасимова и Литературно-музыкального музея. Его подпись стоит под коллективными письмами об их создании. А для мемориала А.М. Герасимова были очень важны его память, советы, подсказки.

ВСЕГДА С ЛЮДЬМИ

К сожалению, Мастер при жизни персонально выставлялся редко, но охотно участвовал в коллективных выставках. После его смерти прошли в Тамбове и Мичуринске большие персональные выставки А.В. Платицына, и все увидели: он - редкий мастер графики, который несколькими штрихами мог создать настроение, передать пейзаж, характер человека. Особенно трудно рисовать детей, а он это делал с удовольствием. Вот почему никогда не занимавшийся в школе Платицына великий Никиреев часто признавался в любви к своему другу Аркаше и говорил, что тонкая графика Платицына и его побуждала к тщательной компоновке графического листа, к детальной прорисовке деревьев, трав и птиц, человеческого уклада («Фросин двор»).

Его приятно было видеть окруженным детьми с этюдниками, когда они шли писать природу на улицы Мичуринска, или в музеи-усадьбы А.М. Герасимова, И.В. Мичурина, где в садах сам гений места помогал им работать с красками. Платицын всегда был желанным гостем на открытии выставок в краеведческом музее, в музее-усадьбе А.М. Герасимова, особенно когда приезжал его друг - великий Станислав Никиреев, и они ходили и рассматривали хорошо известные им полотна классика, обменивались им понятными репликами. Работы современных художников тоже служили поводом для метких замечаний.

ДАР СЛОВА

А еще Аркадий Васильевич был замечательный рассказчик. Любое его дежурное, казалось бы, выступление могло перерасти в повествование о прекрасных людях, которых он знал, и этой радостью щедро делился с нами, своими слушателями. Рассказывал он об истории города, о домах и людях, которые в них жили. Когда я писал очерки о церквях Козлова, он отправил меня к старожилу Ивану Андреевичу Курочкину, у которого была шикарная память на события, фамилии и даты. Познакомил он меня и с московским писателем Владимиром Григорьевичем Шмерлингом.

Спросил я Аркадия Васильевича о том, каким он воспринимал Козлов в годы своего детства, когда были не порушены в центре храмы Троицкий, Архангельский, Вознесенский, Никольский Пушкарский, Никольский Богаделенский, Николаевский Сторожевский, Покровский кафедральный собор. И его образ Козлова с вытянутыми вверх колокольнями, золочеными маковками церквей был невероятен: для Платицына это был сказочный град князя Гвидона на острове Буяне. Так я и вставил этот образ в свою статью, сославшись, разумеется, на Аркадия Васильевича.

ВРЕМЯ И ЛЮДИ

Среди его друзей были люди замечательнейшие: тамбовский коллекционер и рассказчик Николай Никифоров, писатель Владимир Шмерлинг, секретарь И.В. Мичурина Андрей Бахарев, писатели-краеведы - мичуринский Иван Никулин, московский Борис Илешин, тамбовские писатели Петр Шаповалов, Александр Стрыгин, ученые-плодоводы профессор Семен Черненко и его дочь профессор Екатерина Черненко, потомок А.С. Пушкина профессор Галина Усова. А еще он близко знал человека, спасшего Ильинский храм от разрушения в 1930-е годы, Василия Дрокина, переписывался с художником и поэтом Давидом Бурлюком, жившим в США, писателем, академиком Константином Фединым, с художниками-графиками Николаем Жуковым и Орестом Верейским.

Мне хочется, чтобы читатели услыхали голос Аркадия Васильевича. Мой друг, московский художник Сергей Кузнецов подарил мне несколько писем Аркадия Васильевича Платицына к нему, отправленные из Мичуринска в разные годы их переписки.

Сергей Александрович Кузнецов, человек непростой судьбы, после окончания художественно-графического факультета МГПИ имени Ленина в конце 1970-х годов несколько лет работал на педфаке Мичуринского пединститута, участвовал в городских выставках, тогда и познакомился с А.В. Платицыным. В 1979 году уехал в Москву, женился, работал в художественных школах, в журнале. Но А.В. Платицын сохранил к молодому человеку интерес, изредка обменивался с ним письмами. Эти письма, послания художника-педагога, хранят его интонацию, улыбку, иронию и даже сарказм. ОТ

ПЕРВОГО ЛИЦА

Вот несколько цитат на выбор, говорящих об авторе очень много.

О времени: «В наш безумный век Ваше письмо принесло радость и тишину… У нас в провинции немного легче, а всего тоже хватает, и печали, и радости есть маленькие. О печалях и проблемах не буду писать, они присутствуют в каждой семье» (24.01.1994). В другом письме: «Так живем, как и все учителя и врачи - изгои общества, не подлаживаемся, работаем не на зарубежье, а стараемся сохранить наших детей» (31.07.1999).

О наших знаменитых художниках, в воспитании которых он участвовал, о Виталии Попове, Станиславе Никирееве: «Недавно из Индии вернулась «группа Рериха», в ней были два мичуринца: С.М. Никиреев и В.Б. Попов, впечатления от Гималаев потрясающие. В ГТГ в нач. марта предстоит выставка группы». И добавляет: «Виталий Попов учился у нас» (24.01.1994).

О своей жизни пишет лаконично: «Живу один, супругу уже около семи лет проводил в последний путь… » (31.07.1999). В том же письме: «Пока тружусь, веду композицию и историю искусства, не жалуюсь, я не один». Но обида все же прорывается: «С 50-летним стажем, высшей квалификации, за 21 час получаю более 500 руб. В США по безработице - 280 долларов. Вот и делайте вывод».

Больше всего в письмах А.В. Платицын рассказывает о своей Детской художественной школе имени А.М. Герасимова. Радуется тому, что новый директор школы, его сын Василий Аркадьевич Платицын (1953– 2012), «вывел школу на мировой уровень». При этом забыл, что это он в далекие 1950-е годы вывел своих кружковцев Валеру Хабарова, Славу Иошкина, Виталия Попова, Мишу Сутулова на мировой уровень: их рисунки стали победителями в международных конкурсах детского рисунка, а проходили конкурсы в Индии, США, Италии, Франции.

Подробно рассказывает, чем заняты ученики школы, к каким выставкам готовятся: к 150-летию И.В. Мичурина, «Русские сказки», «Великая Отечественная война». Выставка «Библейские темы» готовится для Германии. Успехи школы волнуют и радуют ее основателя, сумевшего кружок при Доме пионеров в 1966 году преобразовать в детскую художественную школу с учебным планом, предметами, преподавателями, отдельным зданием. В письме от 24 января 1994 года: «В прошлом году из ООН (Нью-Йорк) получили Диплом». Перечень выставок ДХШ имени Герасимова впечатляет: весной 1993 года – в Мунстере, в октябре 1993 года – в Кобленце (обе в Германии), в России.

«РОССИИ ЛУЧШЕ НЕТ…»

К детским выставкам добавлялись еще и персональные экспозиции директора школы Василия Аркадьевича Платицына. А еще директор вел занятия с желающими поучиться у русского художника, даже предлагали заключить контракт на четыре года. Но интересы школы перевесили, и Василий Платицын ездил в Германию несколько раз в год, не оставляя надолго свою школу. Слушатели курсов хвалили преподавателя и его методику. Радовало и то, что выпускники школы поступали в художественные вузы и училища. Аркадий Васильевич заключает: «Эти события дали уверенность, что наша школа что-то представляет. (…) Все, конечно, удивительно, а России лучше нет… Вот мы, русские!» (24.01.1994).

Упоминаются в письмах и другие члены семьи художника: младший сын Илья Платицын, деятель местного самоуправления, внуки Илья (преподаватель детской художественной школы) и Василий (студент Липецкого худграфа), ныне Илья Васильевич Платицын – директор ДХШ, а Василий Ильич – главный архитектор города.

Письма Сергея Кузнецова доставляли старому художнику радость. «Давно, давно ко Дню Победы получил Вашу теплейшую открытку. Стал тяжел на подъем, а помню Вас всегда и с любовью, все это время Вы каждый день со мной» (31.07.1999). В каждом письме – просьба к Сергею Кузнецову рассказать о себе: «Как живете Вы, милый Сергей Александрович? Если соберетесь написать – напишите подробно о себе, хочется верить, что Вы нашли себя в нынешней обираловке» (31.07.1999). Разумеется, С.А. Кузнецов себя в «обираловке» найти не смог, сейчас он преподает детям в воскресной школе при храме. О судьбе молодого художника радуется и печалится мэтр: «Мне очень приятно, что лучшие часы Вашей жизни связаны с искусством. (…) И очень сожалею, что в наше темное царство Вы не используете себя полностью, данный Вам Богом талант. И очень радуюсь, что Вы не озлоблены, у Вас на душе свет и радость» (19.05.2005).

ГЛАВНОЕ - ВПЕРЕДИ

Аркадию Васильевичу Платицыну исполняется 100 лет, а впереди нас ждет продолжение знакомства с его графикой, акварелями, его перепиской. И люди новых поколений всегда с большим удовольствием откроют альбомы мэтра, книги, ему посвященные, прикоснутся к удивительному творческому миру, который оставил нам представитель Поколения Победителей Аркадий Васильевич Платицын.

Автор: Владимир АНДРЕЕВ, председатель Тамбовского регионального отделения Союза литераторов РФ, лауреат премии имени Е.А. Боратынского

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер