Что предлагается
Недавно в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Он разработан для защиты интересов детей посредством сохранения родственных связей с подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления родителем.
Кроме того, законопроект улучшает положение подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления беременных женщин, женщин, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до четырнадцати лет, и мужчин, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющихся единственным родителем. Заключение под стражу — это вообще самая жесткая мера пресечения. Принимая во внимание то, что арест — это стресс не только для родителя, но в первую очередь для ребенка, законопроект предлагает применять его только в исключительных случаях. Такими случаями можно считать подозрение или обвинение в совершении особо тяжкого преступления, преступления против жизни, здоровья, свободы, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних и преступлений, сопряженных с терроризмом.
— То есть если было совершено административное правонарушение или преступление, не связанное с опасностью для общества, жизни и здоровья людей, то беременных и родителей малолетних детей под стражу заключать не стоит. Опять же прежде всего для спокойствия их детей. А по поводу беременных уже давно были приняты поправки в законодательство, согласно которым такую меру, как административный арест, к ним не применяют — в СИЗО нет условий для их содержания, поэтому арест заменяют штрафом, — поясняет юрист одной из тамбовских юридических фирм Алексей Миронов.
Улизнуть не получится
Необходимо подчеркнуть, что законопроект не создает дополнительных возможностей избежать уголовной ответственности за совершенное преступление, так же, как и дополнительных трудностей для органов предварительного следствия. Если законодатели для защиты интересов детей считают возможным отсрочить отбывание наказания беременным женщинам, женщинам с детьми до четырнадцати лет и отцам-одиночкам с детьми такого же возраста даже после признания их виновными в совершении преступления, предлагается не заключать их под стражу на этапе, когда их вина еще не доказана. Содержание под стражей в подавляющем большинстве случаев применяется для удобства работы следователей, и применение такой меры пресечения часто считается избыточным.
Ограничение случаев применения меры пресечения в виде заключения под стражу к указанным в законопроекте категориям людей будет стимулировать использование альтернативных мер пресечения, не связанных с изоляцией от общества и от семьи. Например, домашний арест. Это предоставит возможность подготовить детей к возможной разлуке с родителем и осмыслить неотвратимость наказания без лишнего стресса, которому подвергаются люди при нахождении в СИЗО.
Для разгрузки
В январе нынешнего года в Госдуму был внесен еще один законопроект. Новая, восьмая мера пресечения позволит разгрузить следственные изоляторы.
Об этом на встрече с депутатами Госдумы рассказал директор ФСИН России Геннадий Корниенко. Глава ведомства напомнил народным избранникам, что на их рассмотрении в настоящий момент находится свыше десяти законопроектов, которые касаются изменений в уголовном и уголовно-исполнительном праве. В частности, принят в первом чтении законопроект, который предусматривает введение запрета определенных действий как альтернативы заключению под стражу. Эта мера пресечения в целом напоминает домашний арест и запрещает подозреваемым выходить за пределы жилого помещения в определенное время, находиться в определенных местах, а также ближе определенного расстояния до конкретных объектов и людей, общаться с какими-либо лицами или пользоваться Интернетом.
На сегодняшний день в Уголовно-процессуальном кодексе предусматривается семь мер пресечения. Это заключение под стражу, домашний арест, залог, подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части (для военнослужащих) и присмотр за несовершеннолетним обвиняемым.