Газета №4 (1132), 23 января 2018
Перейти к номеру

Человек! Это звучит гордо?

23 января 2018, 13:23 Прочитали 40 раз
Над этим вопросом размышляла в своем сочинении победительница всероссийского конкурса «Россия, устремленная в будущее», одиннадцатиклассница из Мичуринска Валерия Алексеева
Лицом к лицу

В честь Дня знаний Владимир Путин провел открытый урок в Ярославле на форуме «ПроеКТОриЯ» для школьников всей страны. В ходе занятия Президент отметил, что Россия надеется на активное участие юных граждан в жизни нашего народа. Владимир Путин предложил ребятам подумать над тем, какой они видят Россию на рубеже 2040–2050 годов. Так появилась новая номинация в рамках всероссийского конкурса сочинений «Россия, устремленная в будущее». Организаторы получили более четырехсот тысяч работ в «президентской» номинации от школьников из разных регионов страны. Лучшими признаны тридцать пять сочинений. Среди них — работа одиннадцатиклассницы из Мичуринска Валерии Алексеевой.

Лера — победитель олимпиад по истории, литературе и русскому языку, активистка городской детской общественной организации «Юные мичуринцы». Девушка хочет стать журналистом, увлекается современными танцами, чтением, общественной деятельностью.

Встреча победителей конкурса с Президентом России Владимиром Путиным прошла 11 января в парке «Зарядье». Глава государства поздравил юношей и девушек и отметил, что многие ребята пишут о своей роли в будущем страны и не забывают при этом ни про экологию, ни про свою малую родину.

– Пообщаться с Президентом мне не удалось, — с сожалением признается Лера. — Но если бы выдалась возможность, я бы обязательно спросила, каким он сам видит человека будущего.

В поездке в Москву Валерию сопровождала руководитель конкурсной работы — учитель русского языка и литературы Татьяна Алексеева. Вместе с другими преподавателями она приняла участие в работе круглого стола. Провела его заместитель министра образования и науки России Татьяна Синюгина. В работе круглого стола приняли участие президент «Фонда Солженицына» Наталья Солженицына, видные российские ученые, представители министерства. За многолетний труд и подготовку победителя Всероссийского конкурса сочинений «Россия, устремленная в будущее» Татьяна Алексеева получила благодарность министра образования.

– Учителя русского языка и литературы смогли задать самые насущные вопросы, касающиеся современной образовательной ситуации в стране, и получить на них самые компетентные ответы, — рассказывает Татьяна Алексеева. — Разговор прошел на высоком профессиональном уровне, в теплой и рабочей атмосфере. Безусловно, этот круглый стол явился таким же грандиозным событием в профессиональной жизни педагогов из самых разных уголков страны, как и встреча школьников с президентом.

«Такие звездочки, как Лера…»

– Сочинение по литературному произведению — это возвращение к традициям написания сочинения как самостоятельной творческой работы, — объясняет Татьяна Алексеева. — Мы как раз изучали пьесу Максима Горького «На дне». На основе этого литературного материала у нас на уроке встал вопрос: человек — это звучит гордо сегодня?

Работа Леры неоднозначная и непростая. Она была представлена в номинации «Укрепление института семьи и здоровья нации». Школьница не стала говорить о новых технологиях, о грядущих возможных открытиях. Ее волнует вопрос: каким будет человек в будущем? Изменится ли он сам? Ведь природа человека, к сожалению, не меняется. Так что же должен сделать каждый, чтобы вести достойную жизнь, чтобы слово «человек» звучало действительно гордо? Такой подход к теме заинтересовал жюри. Работа Леры вошла в сотню лучших сочинений. В рамках Зимнего фестиваля Российского движения школьников девушка защищала свою работу. По его итогам Лера стала одной из тридцати пяти победителей.

– Такие звездочки, как Лера, бывают среди учеников нечасто, — говорит директор школы № 1 Мичуринска Валентина Кременецкая. — Они настоящая гордость нашей школы. Их имена вписаны золотыми буквами в историю нашей школы и нашего города. Это результат упорного труда учителя и ученика. В результате совместной кропотливой работы рождаются такие звездочки.

– Работа с такими детьми — большая ответственность, — признается Татьяна Алексеева. — Перед собой всегда нужно ставить высокие цели и идти к ним. Мы рады, что отстояли честь школы, города и региона.

Интересно, что все дети, которые были на встрече с Президентом, мечтают стать учителями или журналистами. Кстати, в Мичуринске работа с юными журналистами ведется на достойном уровне.

– Когда к нам приезжал полномочный представитель Президента России Александр Беглов, он дал очень высокую оценку нашему клубу журналистики, — с гордостью комментирует начальник управления народного образования администрации города Светлана Солопова. — Ему очень понравились ваши газеты. Это совместная работа и детей, и педагогов.

– Мне очень интересно было познакомиться с ребятами из других городов, — рассказывает Лера. — Мы все живем в одной огромной стране, но культура и традиции в разных городах отличаются. Санкт-Петербург, Белгород, Воронеж, Новосибирск. Мы продолжаем общение с ними в социальных сетях.

Из конкурсной работы Валерии Алексеевой

По-моему, я опаздываю! Решаю сократить путь и пройти дворами. Но вдруг что-то неизъяснимое останавливает меня. Запах. Отвратительный, резкий, зловонный. Впереди в разломе теплотрассы я вижу что-то ужасное… Призрак, как из фильма ужасов, надвигается на меня. Я в каком-то стопоре останавливаюсь и не знаю, что делать дальше: идти вперед не могу от страха, но и повернуть назад также не дает страх. Призрак приближается почти вплотную… Это молодая женщина, на вид лет двадцати-двадцати двух, пьяная, оборванная и грязная. На лице ее синяки и кровавые ссадины. Она размахивает руками и пытается мне что-то сказать. Нет! Не сейчас! Не в мое лайтовое школьное утро! Вдруг неведомая сила развернула меня на 180 градусов. Я, не оборачиваясь, со скоростью олимпийского спринтера, бросилась бежать прочь. Опомнилась я только в школьной раздевалке и, пытаясь поскорее забыть произошедшее, поспешила на урок…

…Автоматически записываю тему урока — «Образ матери в рассказе М. Горького «Страсти-мордасти»…То, что будет дальше, я и предположить не могла. Ничего ужаснее, ничего пронзительнее я до этого момента не читала. Сюжет рассказа таков. Торговец квасом встречает на окраине города пьяную женщину и решает отвести ее домой. Оказывается, что женщина обитает в темном подвале, где отсутствуют самые простые условия для нормального существования, но вместе с женщиной живет ее сын — инвалид Ленька, который редко видит белый свет и развлекается тем, что собирает зверильницу — насекомых, заменяющих ему реальный мир. Герой-рассказчик вступает в разговор с мальчиком, он поражен красотой его лица, недетской мудростью и изуродованной жизнью. Пытаясь порадовать мальчика, он приходит на следующий день с подарками. Перед ним с ужасающей простотой открываются страшные картины жизни матери и сына. Как только мальчик засыпает, «проходящий» быстро уходит от них, «скрипя зубами, чтобы не зареветь». Образ матери? Пропащую пьяницу Машку-паклюжницу, превратившую жизнь сына в настоящий ад, можно ли назвать матерью? Можно ли назвать человеком? У меня не было ответов на эти вопросы, слезы душили меня…

В конце урока мы говорили о том, что с момента написания рассказа до сегодняшнего дня прошло сто лет, а люди мало изменились. Говорили, что в нашей стране произошла реставрация капитализма, а значит, возродились и его язвы. «Страсти-мордасти» из колыбельной Ленькиной матери пришли в нашу жизнь… И вдруг я вспомнила лицо женщины, которую встретила утром, лицо молодой пьяницы с мутными глазами. Как знать, может, где-то и ее ждет сын, маленький Ленька начала XXI века?..

…Россия, устремленная в будущее! Какой будет жизнь в нашей стране через десять, двадцать, сорок лет? Наверное, каждый мой соотечественник задавался этим вопросом. И многие давали на него похожий ответ: будущее — это высокие технологии, развитие науки, образования и медицины. А кто задумывался над тем, каким человеком будет человек будущего? Че-ло-век. Будет ли это звучать гордо? И что могу сделать я, чтобы мечта о сильной личности, о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, наконец-то стала реальностью?

Будущее всегда рисуется нам прекрасным. Каждый из нас, упиваясь мечтой о будущей жизни, хочет, чтобы его окружали красота, благополучие и новейшие технологии. А как быть с теми, кто не вписывается в картину светлого мира, кто черным пятном маячит на ней? Честно сказать, я не знаю, каким будет будущее моей великой страны. Учтет ли для будущего Россия тяжелый опыт прошлого, возьмет ли в будущее созидательный настрой настоящего? Но я точно знаю, что очень хочу, чтобы в России будущего люди вели жизнь, достойную человека.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер