Газета №2 (1130), 9 января 2018
Перейти к номеру

Умники и умница

9 января 2018, 12:57 Прочитали 1 533 раза
Старшеклассница из Кирсанова стала участницей знаменитой гуманитарной телевизионной олимпиады
Мое знакомство с Лизой началось, строго говоря, даже не с самой Лизы. Я случайно увидела в Интернете, как директор школы из Кирсанова Светлана Волынкина опубликовала фотографии и буквально несколько предложений о том, что ученица одиннадцатого класса Елизавета Овсянникова приняла участие в популярной телевизионной олимпиаде для старшеклассников «Умницы и умники». Созвонились со Светланой Юрьевной:

– Конечно, про Лизу обязательно нужно написать! Она гордость не только нашей школы. Ей довелось защищать честь Тамбовщины и даже всей страны на разных олимпиадах и конкурсах. И Лиза с этой задачей всегда с успехом справляется! Но она сама вам обо всем расскажет.

Четыре дня в Москве

– Мы приехали в столицу для съемок в программе «Умницы и умники» вместе с моим учителем истории Еленой Николаевной Гусаковой. В первый день нам показали студию, познакомили с процессом, а в следующие три состоялись непосредственно сами съемки. Каждый день был посвящен отдельной теме, — рассказывает Лиза.

Состязание проходит на темы из самых широких областей гуманитарных знаний — всемирная история, обществознание, мировая литература, культура, география, политология и дипломатия. Лиза все лето готовилась по темам «Первым делом самолеты. История российской и советской авиации до 1980 года», «Все об Австралии и Новой Зеландии: история, культура, фауна», «История СССР 1920–1940 годов». В студии «Первого канала» ей предстояло блеснуть знаниями далеко не из школьной программы.

– Несмотря на достаточно плотный график — час снимали, час отдыха — никто из участников не уставал. Что самое интересное, у меня лично не было волнения, которое присутствовало, например, на региональном этапе, — делится воспоминаниями Лиза. — Сразу окунаешься в эту неповторимую телевизионную атмосферу. Игра хоть и не командная, но мы не воспринимали друг друга как соперников. В последний день съемок все неожиданно поняли, что нам очень не хочется расставаться, настолько мы сдружились.

Напомним читателям, что в каждом агоне (так по терминологии передачи именуется каждый этап программы) участвуют теоретики и агонисты. Агонисты соревнуются на традиционных зеленой, желтой и красной дорожках. Теоретики — это школьники, не выходящие на игровые дорожки. В конце каждой передачи объявляется «Эпилог», где задаются вопросы теоретикам. За правильный ответ им вручается медаль, две медали можно обменять на орден.

– На передаче важны не только знания. Мне, наверное, порой не хватало быстроты реакции. Кто-то поднимал руку, даже не дослушав вопрос. А мне важно быть до конца уверенной в правильности своего ответа, — говорит старшеклассница.

Но не назвать автора прочитанного отрывка Лиза не могла. Ведь это был ее любимый Маяковский и его «Сергею Есенину»! Девушка дала настолько развернутый ответ, что автор и ведущий программы Юрий Вяземский предложил ареопагу нарушить правила и вручить ей сразу орден.

Участию в телевизионной олимпиаде предшествовал региональный этап. Лиза рассказывает, что когда в школе ей предложили принять в нем участие, она сразу даже не провела аналогии с популярной передачей. Под руководством учителя истории Елены Гусаковой написала эссе «История тамбовского крестьянства 1861–1940 годов». На защиту работ в Тамбов приехал сам Юрий Вяземский. В мини-версии игры, где были только желтые дорожки, Лизе больше всего запомнился первый орден. Его она получила за конкурс «Красноречие». Согласно заданию агонисты должны были на сорок секунд представить себя депутатом Государственной Думы начала двадцатого века от крестьянства и выступить с соответствующей речью. После этого в числе других участников для съемок в студии «Первого канала» выбрали и Лизу.

Кем быть?

– Когда встал вопрос о выборе профиля в старших классах, мне было очень сложно, — делится Лиза. — Я очень люблю историю, русский язык и литературу. Но нельзя сказать, что я «чистый» гуманитарий. Мне интересно буквально все — и химия, и физика, и биология. Наряду с художественными произведениями я с удовольствием читаю научно-популярную литературу, смотрю познавательные документальные фильмы канала ВВС про космос, животных, динозавров, историю, человеческий организм.

Но главным увлечением все-таки остается история и обществознание. В наступившем году Лиза заканчивает школу и претендует на получение медали. Она планирует стать юристом.

– На уроках у нас с Лизой происходит работа на равных. Если она узнала что-то новое, то обязательно делится этим со мной. Мне какой-то интересный факт попался — я ей рассказываю обязательно, — говорит Елена Гусакова. — Она не ищет легких путей в науке. Например, ее особенно интересуют годы революции и становления советской власти в нашей стране. До сих пор вокруг этого периода разгораются жаркие споры и звучат самые противоречивые мнения.

Олимпиада в Минске

В ноябре в столице Белоруссии проходила олимпиада школьников союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». В рамках отборочного регионального этапа Лиза писала сочинение-отзыв на стихотворение Максимилиана Волошина. Набрав самое высокое количество баллов, она в числе шестерых участников удостоилась чести представлять Тамбовщину в Минске. Насыщенная программа визита позволила школьникам ближе познакомиться с культурой и историей наших соседей.

Написав сочинение на заданную тему и выполнив комплексную работу по русскому языку и литературе, по мнению жюри, Лиза стала победителем третьей степени. Это заслуженная награда и для самой девушки, и, конечно, для ее учителя русского языка и литературы Валентины Николаевны Думенко.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер