Газета №49 (1125), 5 декабря 2017
Перейти к номеру

На разных маршрутах

5 декабря 2017, 13:18 Прочитали 723 раза
Туристы со всей России полюбили Тамбовскую область
Дело в сыре

Не так давно новый туристический маршрут, который разработали в нашей области специально для школьников, был признан лучшим на всероссийском уровне. Проект с говорящим названием «Сырная история» стал обладателем Всероссийской туристской премии «Маршрут года‑2017» в номинации «Лучший маршрут на действующее производство», оставив позади таких конкурентов, как Златоустовская оружейная фабрика и самарские проекты «Круто ты попал на TV» и фабрики игрушек «Весна».

В увлекательной форме ребята, «выходящие на маршрут», узнают много интересного об истории и традициях села Бондари, а на предприятии не только знакомятся с процессом изготовления молочных продуктов, но и сами принимают в нем участие. Новый маршрут быстро завоевал популярность среди тамбовских школьников. Уже более четырехсот ребят стали его участниками.

В не менее увлекательной форме тамбовчане представили свою разработку членам жюри.

— На презентации мы угощали сырным зерном не только членов жюри, но и слушателей. Желающих было много. Начальник туристско-информационного отдела Татьяна Долихина в форме сказки представила маршрут «Сырная история». Она рассказала о коте Бондарике и мышонке Творожике, которые отправились в чудесные Бондари, где делают самый вкусный сыр. Мы раздали всем наши подарки, а также миниатюрные валенки ручной работы — их изготовила директор сельского музея в Бондарях. Она проводит мастер-класс с детьми по валянию валенок и изготовлению кукол в традиционном бондарском костюме. Интерактивная программа называется «Русская завалинка: от платка до валенка». Так что это наша общая победа, — рассказывает официальный представитель ООО «Бондарский сыродельный завод» Валерия Налимова.

А буквально на днях пройти по сырному маршруту смогли тамбовские журналисты. Там им продемонстрировали процесс производства сыра, кефира и ряженки. Участники пресс-тура увидели, как формируют и разливают сырное зерно, обсушивают и упаковывают готовый сыр. В цехе цельномолочной продукции кое-кто из журналистов на время даже сменил профессию, занявшись перемешиванием кефира.

Под собственным брендом

Гастрономический туристический маршрут на сыродельный завод разработан специалистами Информационно-аналитического центра культуры и туризма области в рамках повышения интереса к внутреннему туризму. Теме продвижения хорошо известных по всей стране, а также новых тамбовских брендов глава администрации области Александр Никитин уделяет особое внимание как одному из действенных элементов развития туристического потенциала региона. Именно к этому разряду туристических достопримечательностей вполне можно отнести тамбовскую «Сырную историю» вместе с одним из брендов-новинок — сладкосливочным «Крестьянским» маслом «Бон-дари». Оно, кстати, получило гран-при в номинации «Гастрономический сувенир» Всероссийской туристской премии «Маршрут года‑2017» в высокой ценовой категории.

Сладкосливочное масло «Крестьянское» в бочонке — без преувеличения новый полноценный гастрономический бренд региона. Сам бочонок выполнен из высококачественной липовой древесины. Так что это не просто масло, но и прекрасный сувенир, который не стыдно подарить гостям самого высокого уровня.

Президент России Владимир Путин считает внутренний туризм перспективной отраслью российской экономики. В послании Федеральному Собранию глава государства отметил, что нужны проекты, которые привлекут внимание молодежи к отечественной культуре и истории.

— Туризм должен стать инструментом воспитания, — считает Владимир Путин.

В ходе реализации стратегических инициатив президента в нашей области развитию детско-юношеского туризма уделяют особое внимание. Губернатор Александр Никитин ставит задачу продвигать такие туристические маршруты, которые дадут молодому поколению возможность узнавать новое о своей малой родине, гордиться своей историей. Одно из быстрорастущих направлений — как раз гастрономический туризм. По данным ТурСтата, сегодня Тамбовщина входит в топ‑15 регионов России, куда с удовольствием едут путешественники для знакомства с регионом через гастрономию, местную кухню и кулинарные мастер-классы. Как считает глава региона Александр Никитин, именно собственные бренды делают область привлекательней для инвесторов. Поэтому губернатор призывает муниципалитеты активнее развивать сельские территории, привлекать внимание к ним, используя имеющиеся природные и экономические преимущества, продвигать собственную продукцию. Тем более что Тамбовская область — аграрный регион, который славится своей экологически чистой продукцией. Где же еще, как не у нас, развивать «туристическую гастрономию».

Праздничный носок

Ярким внешним показателем подобного «брендирования» городов и районов Тамбовщины могут стать собственные праздники и фестивали. Покровская ярмарка уже давно стала подобным событием межрегионального уровня. Но сегодня в области активно развиваются и местные события — с учетом районного колорита.

В Рассказово, например, это праздник шерстяного носка. Рассказовские носки — самый настоящий бренд города, который уже давно стал более чем популярным даже на международном уровне.

В 2013 году рассказовцы решили создать единственный в стране мини-музей носка. Его посетители могут проследить историю развития вязания в городе — от прялок и старинных крючков до современной вязальной машины. Сейчас в музее представлено более трехсот экспонатов, большая часть которых связана вручную. Самым старым экземплярам — около восьмидесяти лет. Самый маленький носочек — пять сантиметров длиной, самый большой — метр тридцать, а вязали его как раз на уже упомянутой Покровской ярмарке — там каждый пришедший мог добавить несколько рядов.

Здесь русский сарафан

А вот Мичуринский район радует любителей старины своим эксклюзивом. Им стал Праздник русского сарафана в Изосимово. Во время него в ярких народных нарядах можно встретить не только участников праздника, но и организаторов, руководителей муниципалитетов, а заодно узнать все об истории, видах и национальных особенностях этой одежды.

Глава Мичуринского района Галина Шеманаева признается, что сама часто надевает сарафан и считает, что ни один современный наряд не украшает женщину так, как традиционный. С каждым годом сарафанный праздник становится все масштабнее. В этом году к нему присоединились представители четырнадцати муниципальных образований Тамбовщины. Все они приготовили для участников праздника традиционное русское угощение — кашу. В ожидании главного события — конкурса сарафанов — можно было попробовать кашу пшенную с кедровыми орехами, гороховую с копченостями, кашу в тыкве и множество других рецептов этого исконно русского блюда.

Всегда в топе

Тамбовские праздники местного уровня уже входят в число лучших по стране. Например, Фестиваль Мичуринского яблока и «Картошкины именины» в Ивановке попали в число главных гастрономических событий в стране, которые стоило посетить нынешней осенью.

Яблочный фестиваль в Мичуринске прошел в рамках «Дня садовода — 2017». В этом году в ходе него представили еще одну новинку — гастрономический праздник «Со вкусом», который удивил пришедших на выставку уникальными и полезными продуктами и блюдами.

Примерно в эти же дни состоялись «Картошкины именины» в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка». В программу «именин» вошли картофельная ярмарка, конкурс картофельных блюд, картофельное угощение и эстрадно-танцевальная программа «Танцы с картошкой», а также выступление частушечников и концерт мастеров искусств.

Еще один местный фестиваль, который в нынешнем году вошел в десятку самых популярных у туристов событий, — фольклорно-гастрономический праздник «Осенние дары русской усадьбы» в Старой Ольшанке. Он состоялся в усадьбе дворян Воейковых-Поленовых. Участники праздника угостили всех желающих традиционными русскими блюдами, а конкурсная комиссия определила самый лучший и красочно оформленный стол. Гости соревновались в конкурсе «Картофельный банкет» и приняли участие в дефиле осенних костюмов «Осенний сюрприз».

На карусели

И снова мы в Бондарском районе. Начав статью с Бондарей, вполне логично там же ее завершаем — торгово-ремесленной ярмаркой «Бондарская карусель». В нынешнем году она прошла уже во второй раз и была посвящена самому что ни на есть традиционному русскому напитку — квасу. Этот фестиваль был главным событием ярмарки. Гости праздника смогли попробовать различные сорта кваса и блюд из него. А центральным мероприятием стал мастер-класс по приготовлению бондарской окрошки объемом более двухсот литров.

Вместо заключения

Все, о чем мы сегодня рассказали, далеко не полный перечень праздников, ярмарок, фестивалей, туристических маршрутов, которым радует своих жителей и гостей хлебосольная Тамбовщина. А впереди — еще и новые события. Хорошо, что есть куда стремиться!

Александр Никитин, глава администрации Тамбовской области:

— Только в первом полугодии нынешнего года почти полмиллиона туристов посетило Тамбовскую область. По объему туристических услуг мы заработали больше, чем за весь прошлый год. Это неплохой вклад в экономику региона. У нас есть много перспективных направлений туризма, среди которых свое место занимают познавательный, детско-юношеский, деловой туризм. Сегодня перед областью стоит задача и дальше развивать туристскую инфраструктуру, прорабатывать новые маршруты и сопровождать туризм информационно, с использованием современных технологий.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер