Газета №45 (1121), 3 ноября 2017
Перейти к номеру

СтопХам: хожу, где хочу

3 ноября 2017, 15:51 Прочитали 686 раз
В «битве» водителей и пешеходов победу должен одержать здравый смысл. Но рублем, получается, эффективнее
На дорогах, как в цирке. Только еще веселее. Пешеходы думают, что водители едут, где хотят. Водители считают, что пешеходы ходят, как хотят. Во всем виноваты дороги, правительство, курс валют и сосед по даче, что паркует машину прямо под окнами. И невдомек, что если бы и те, и другие соблюдали правила дорожного движения, то десяток проблем превратилось бы в сказку­пугалку, которой страшат непослушных детей. Взаимоотношения пешеходов и водителей давно превратились в противостояние добра и зла, причем где чья сторона — не разобраться даже с помощью анекдотичных ста граммов.

Переход для пешехода

Татьяна за рулем два года. Первое время,  рассказывает девушка, боялась собственной тени.

– Я старательно выбирала улицы, где минимум пешеходных переходов. Очень боялась кого­нибудь сбить. Я раньше думала, что водители просто летают по дорогам, обвиняла их в хамстве, но когда села за руль, поняла, что водителей­лихачей гораздо меньше, чем пешеходов­смертников. По­другому их не назовешь.

Такая оценка свалилась не с неба, а вышла из темноты еле освещенных улиц. И основной «враг» всех автомобилистов — человек в темной одежде, переходящий улицу в неположенном месте, тем более в темное время года.

– Я однажды ехала в Тамбове по Интернациональной, было около семи вечера, моросил дождь, и была очень плохая видимость. Парень выскочил из­за припаркованной машины и стал переходить дорогу. Хорошо, что еще автомобилей было не так много, я резко вывернула. Понимаю, что он переходил по переходу, но надо и по сторонам смотреть. Не зря же в правилах дорожного движения написано, что пешеход обязан убедиться в безопасности перехода. Еще с детства учат налево и направо смотреть, — делится автолюбительница Светлана Орлова.

Где автовладельцы упражняются в искусстве острословия, так это на улице Носовской областного центра. Прилегающая к центральному рынку автомагистраль по обе стороны заставлена припаркованными автомобилями. Перехода только два — в начале улицы на пересечении с Интернациональной и в конце — на пересечении с Октябрьской. Понятно, что желающих переходить улицу строго по переходу можно по пальцам сосчитать, да и то вряд ли. Из­за припаркованных машин автомобили равно как и общественный транспорт не разгоняются. Видимо, сей факт расслабляет пешеходов. Пробежка под носом проезжающего авто стала местной народной традицией, а перейти дорогу не поперек, а вдоль — велел сам Бог.

Иронизировать по этому поводу можно сколь угодно, но шутки на дорогах, впрочем, как экстремальный переход улиц, редко приводят к благополучному результату. Думать приходится за себя и за того парня. Если все­таки думать. А лихачество водителей, помноженное на беспечность пешеходов, трагично вдвойне. Это подтверждает и статистика. По данным региональной Госавтоинспекции, с начала года в Тамбовской области погибло 24 пешехода и 195 человек получили ранения различной степени тяжести. В целом по стране ранения получили почти 32800 человек, погибло — 3573.

Дорогой пешеход

В многограннике взаимоотношений тех, кто ходит, и тех, кто едет, основание — здравый смысл. Но тут, что говорится, наука и нормативно­правовые акты бессильны. А вот метод кнута, если уж полностью не решит проблему, заставит пожадничать и уступить. В России увеличили штрафы за непредоставление преимущества пешеходу на зебре. Если ранее водители могли отделаться 1,5 тысячами рублей, то теперь им будет грозить штраф от 1,5 до 2,5 тысяч рублей. Об этом пишет «Российская газета». Напомним, об усилении ответственности водителей за нарушения на зебре еще в прошлом году говорил Владимир Путин. Связано это было с ростом количества сбитых пешеходов именно на переходах. Поправки в КоАП разрабатывало МВД.

Карать рублем будут за «невыполнение требования правил уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей), пользующимся преимуществом в движении». Правда, эксперты такую меру считают недостаточной.

В интервью изданию глава Союза пешеходов России Владимир Соколов поясняет, что выписать максимальный штраф водителю может только инспектор, который сам выявил это нарушение и оформил его на месте. Если же нарушение выявлено с помощью комплексов фото­ и видеофиксации, работающих в автоматическом режиме, то штраф будет минимальным, то есть как и прежде — 1,5 тысячи рублей. При этом оплатить его в течение двадцати дней можно с пятидесятипроцентной скидкой. А это уже 750 рублей. Инспекторов же на каждом нерегулируемом пешеходном переходе не поставишь. У них много других более важных задач.

Эксперты говорят и о том, что в правилах дорожного движения, регламентирующих обязанности водителей уступить дорогу, не совсем однозначно прописаны обязанности сторон. К примеру, термин «уступить дорогу» может быть двояко истолкован.

– Означает он, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой­либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. То есть если пешеход вступил на переход, это еще не значит, что все машины должны встать, как вкопанные. Если пешеходу до машины далеко, то водитель может и проехать. И это не будет нарушением, — пишет издание.

Отсюда вопросы возникают уже к системам видеофиксации, которые не совсем корректно выписывают штрафы автолюбителям. Впрочем, это никак не умаляет злостные нарушения. По статистике, треть всех наездов на людей происходит на пешеходных переходах.

Куда идешь?

На водителей штрафы сыплются буквально с каждого перекрестка — жаль, что аварий от этого меньше не становится, а вот пешеходам в финансовом вопросе нарушать правила дорожного движения не так накладно. Всего пятьсот рублей, хотя их поведение также приводит к ДТП, в том числе и со смертельным исходом.

Вопрос об увеличении штрафов для пешеходов не раз становился темой острых дискуссий. В настоящее время в Госдуме готовятся поправки, увеличивающие штрафы для пешеходов в пять раз. Пока что готовится аналитическая записка, которая покажет всю картину действий пешеходов: сколько ДТП произошло по их вине. Вполне возможно, что ответственность для пешеходов­нарушителей станет соразмерна штрафам для автолюбителей, не пропустивших пешехода.

Окажется ли рубль действенным методом, спорный вопрос. Вряд ли с помощью финансового кнута удастся привить бережное отношение к чужой жизни. Хотя постараться, видимо, стоит.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер