Газета №43 (1119), 24 октября 2017
Перейти к номеру

Счастливого пути?

24 октября 2017, 15:28 Прочитали 719 раз
В административный регламент безопасности дорожного движения внесли изменения
Дураки и дороги — тема для России вечная. А дураки на дорогах — еще и актуальная. Вот и придумали на Руси­матушке сотрудников ГИБДД на дороги поставить, чтобы те на постах вдоль дорог стояли и хаоса на них не допускали. Да вот оплошность вышла — никак не могут водители и сотрудники ГИБДД спокойно договориться о том, кто прав, а кто виноват. И виноват ли. Долго ли, коротко ли, тема начала обрастать сказками, былинами, анекдотами и новыми поправками к регламенту о безопасности дорожного движения. Самые свежие поправки вступили в силу 20 октября.

Что нового?

Согласно нововведениям, в существующий свод правил для сотрудников ГИБДД были внесены изменения. Их немного, но некоторые из них настолько значительны, что целый пласт анекдотов о взаимоотношениях инспектора дорожного движения и водителя просто канет в Лету.

А если кроме шуток, то теперь водителям и правоохранителям на дорогах нужно привыкать к новым стандартам. В документе объемом 137 страниц собрали правила для работы сотрудников ГИДД. Этот свод уже окрестили азбукой для блюстителей порядка на дорогах. Знать их инспекторы должны как «Отче наш» и выполнять неукоснительно. Большая же часть изменений носит технический характер. Эти перемены вызваны изменением в Правилах дорожного движения за последние годы.

Игра в прятки

По действовавшему регламенту ГИБДД автоинспекторы должны были располагать патрульный автомобиль так, чтобы участникам дорожного движения его было видно. В новой редакции регламента тоже есть этот пункт, но существуют и условия, при которых разрешают «прятать» автомобиль. В тексте говорится, что в целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно опасных участках дороги, а также при работе с камерами для фиксации нарушений автомобиль сотрудников ГИБДД может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами улично­дорожной сети. Проще говоря, автомобиль сотрудники ДПС могут прятать за поворотами, пригорками и баннерами, не нарушая закона.

Кроме того, появятся скрытые патрули на обычных машинах без цветографических опознавательных знаков. Скрытый патруль будет только фиксировать нарушения и сообщать о них коллегам. Останавливать водителя будет другой патруль — с мигалками и соответствующими знаками на автомобиле. А еще с 20 октября при надзоре за дорожным движением можно использовать средства авиации и манекены, имитирующие сотрудника полиции.

Ты кто такой?

Еще одна важная новость для автолюбителей, и не только. Теперь сотрудники автоинспекции имеют право останавливать автомобили для проверки документов, удостоверяющих личность не только водителя, но и пассажиров. Причиной для такой проверки могут стать данные о том, что водитель или кто­то из пассажиров совершил преступление или есть подозрение, что эти люди находятся в розыске. Также причиной может быть наличие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении этих лиц.

Кроме того, сотрудники ГИБДД могут останавливать транспортные средства принудительно с помощью грузовых машин. Не допускаются такие действия в отношении машин, перевозящих опасные грузы, грузовых автомобилей для перевозки людей с пассажирами внутри, машин скорой медицинской помощи, автобусов, мотоциклов и мопедов. К этой же категории относятся авто дипломатов, консулов, представителей других государств и международных организаций.

ДТП без полиции

Одно из основных изменений в регламенте касается порядка оформления ДТП. Теперь оформить аварию можно без участия полиции в соответствии с европротоколом. Так теперь можно делать в том случае, если в ДТП участвовали два автомобиля и нет пострадавших, а также у обоих водителей оформлены полисы ОСАГО. Еще одна перемена — из регламента убрали уже не действующие нормы об изъятии у автомобилистов водительских прав. На этот вопрос автовладельцы смотрят неоднозначно.

– Я управляю автомобилем уже больше двадцати лет. И по городам успел поездить, и на трассах бывал. Видел разное. Самое страшное — это когда люди нарушают Правила и случается настоящая трагедия — кровь, слезы, люди гибнут на дорогах. Гибнут, потому что пьяные ездят, потому что выезжают на встречку, потому что летят с бешеной скоростью. У меня так друг погиб пятнадцать лет назад. Я с тех пор вожу аккуратно. У пьяного надо забирать права на управление автомобилем. И сам автомобиль надо забирать, — считает тамбовчанин Олег Новиковский.

Еще одна мера, направленная на снижение аварийности, тоже вызвала резонанс. Теперь сотрудники ГИДД имеют право останавливать автомобили вне стационарных постов ДПС. Впрочем, назвать это правило нововведением по факту нельзя. Инспектора так делали и раньше. Учитывая неоднократное сокращение численности постов ДПС, логично, что водителей «ловят» везде. По словам руководителя пресс­службы УГИБДД по Тамбовской области Станислава Конышева, численность сотрудников дорожно­постовой службы в регионе за последние шесть лет сократилась на двадцать процентов.

Теперь у полицейских появилось официальное обоснование их действий, хотя работу им это вряд ли упростит. Подспорьем для фиксации правонарушений в последние годы стали приборы фото­видеофиксации. Однако камера может только выявить нарушение, а вот как­то повлиять на дальнейшее развитие событий — нет.

После вступления регламента в силу места дежурств нарядов ДПС назначаются на основании анализа состояния аварийности конкретной местности и выявления потенциально опасных участков дороги. Также будут учитываться возникающие на дорогах осложнения и оперативная обстановка.

Сама вежливость

Новый регламент подразумевает, что работник ГИБДД при общении с водителем должен воздерживаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера. То есть сотрудник ГИБДД не может высказываться отрицательно о водителе по признаку пола, возраста, расы, гражданства, социального или семейного положения, политических и религиозных предпочтений. Также в документе сказано, что сотрудники полиции не имеют права проявлять грубость, пренебрежительность, заносчивость, высказывать предвзятые замечания и незаслуженные обвинения. Нельзя им теперь произносить оскорбительные реплики и выражения, совершать действия, провоцирующие противоправное поведение.

Во время ночного дежурства и в условиях ограниченной видимости работник ГИБДД должен иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение. Как и раньше, обращаясь к участнику дорожного движения, сотрудник ДПС должен представиться, назвать свою должность, звание и фамилию. По требованию водителя он обязан показать свое удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Правда, предоставлять документы для проверки инспектору тоже нужно будет по­новому. Их нужно давать в руки сотруднику без обложки и удерживающих устройств.

Проследить за исполнением этих правил будет просто. Регламентом разрешена видеозапись процессуальных действий, проводимых без понятых. Более того, появился пункт, рекомендующий сотрудникам ГИБДД при проведении административных процедур находиться в поле обзора видеорегистраторов.

– Мы всегда за то, чтобы видеосъемка проводилась. Своим сотрудникам мы говорим, что не нужно ей препятствовать, — говорит Станислав Конышев.

Также внесли изменения в «Положения, касающиеся освидетельствования на состояние опьянения». Они дополнены нормой, обязывающей сотрудника ГИБДД при отрицательном результате освидетельствования препроводить человека к месту отстранения от управления автомобилем. Конечно, эта норма работает только при проведении процедуры на стационарном посту или в ближайшем отделении органов внутренних дел и при отсутствии показаний к тому, чтобы направить водителя в больницу.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер