Газета №42 (1118), 17 октября 2017
Перейти к номеру

Просто трудный возраст

17 октября 2017, 15:22 Прочитали 669 раз
В Тамбовском драматическом театре показали спектакль о кризисе среднего возраста
В Тамбовском драмтеатре ­ снова премьера. Не прошло и месяца со дня открытия театрального сезона, а актеры уже вышли на сцену с новым спектаклем. На этот раз они представили зрителям «Возвращение» по пьесе Николая Железняка «Квадратные колеса». Постановкой занимался режиссер из «Современника» Олег Плаксин.

«Возвращение» ­ это современная история о людях, переживающих кризис среднего возраста. История о тех, кто за давностью лет забыл, каким был раньше, что любил и по­настоящему ценил. Это история о забытых моральных ценностях, спрятанных за величественностью богато убранных домов и обнищанием души.

Одна из главных ролей в спектакле принадлежит актеру Тамбовского драматического театра Сергею Ключникову. Он исполняет роль Михаила, у которого в жизни все непросто. Михаил возвращается в небольшой приморский городок, где живут его родители и старые друзья. Приезжает он с супругой Светланой, роль которой исполнила Анна Тимошина, и детьми – их на сцене нет. О Михаиле и его жене ходят легенды – они богаты, успешны, жили за границей и в столице. Действие происходит в доме некогда хорошего друга Михаила ­ Павла. Он властен, честолюбив, богат и не лишен наглости и надменности. Эти черты его характера угнетают всех окружающих, в том числе жену и друзей. Он не гнушается сыпать колкостями, упрекать Михаила в том, что тому легко достаются блага, и это несправедливо, потому что «в Москву едут одни мошенники и проходимцы». Расположен он только к Светлане – он был влюблен в нее в молодости, и это еще одна причина для проявления негатива к старому другу и по совместительству ее супругу.

Мнение автора

Ситуация осложняется неприязнью жены Павла к Светлане, ведь она осведомлена о связи мужа с этой женщиной в прошлом. В диалогах сквозит зависть этих героев друг к другу. Светлана злится и напряжена – на самом деле, денег у их семьи больше нет, а мужу грозит уголовная ответственность. К Павлу они пришли за помощью, и ей приходится унижаться.

Автор пьесы Николай Железняк присутствовал на премьере и остался доволен увиденным.

­ Пьеса написана о дорогом моему сердцу городе, где я жил студентом. Это пьеса о Таганроге. Тамбовским актерам и режиссеру удалось передать мысль, которую я имел в виду, хотя спектакль ­ это же уже не моя пьеса, ведь у каждого свое видение материала, ­ говорит Железняк.

Что люди увидели?

Свое видение есть и у зрителей. Тамбовчанин Виталий, посетивший премьеру, считает, что многое в спектакле было наиграно и неестественно. Например, поведение взрослых мужчин при встрече больше напоминало поведение юношей, которые активно «бодались» друг с другом, прыгали и бегали, превращая встречу в игру.

­ Я не знаю мужчин, которые так себя ведут. Да и «уколы», и «ехидство» слишком уж обидные. Если бы в реальной жизни мужчина позволил себе так высказываться о своих друзьях, то он сразу получил бы по морде. А тут… То ли друзья у него очень терпеливые, то ли что­то не так. Кроме того, проскользнуло несколько плоских шуток, которые уже с огромной «бородой». Они были актуальны лет десять назад, ­ считает Виталий.

И в самом деле, шутки про четыре состояния мужских носков и тосты «Чтобы у нас все было и нам за это ничего не было» в наши дни вызывают лишь улыбку, но никак не феерический смех, который звучал на сцене. Объяснение этому одно – пьесу написали восемь лет назад. С тех пор что­то устарело, и теперь смеются над другими вещами. Однако общий смысл постановки все же прослеживается, и он актуален всегда.

­ Это современная постановка, и это интересно. У нас современного вообще немного, поэтому такой спектакль вдвойне ценен. Интересно было работать с режиссером. Он опытный, а значит, несет в себе «отпечаток» тех людей, с которыми работал. Для нас показательно то, что он из «Современника», ведь это то, о чем мы в учебниках читали, а теперь мы с этим работаем, ­ говорит исполнитель роли Михаила Сергей Ключников.

О душе подумать

И все же буквально смысл спектакля понимать не стоит: да, «Возвращение», потому что люди вернулись в родной город, да, есть в спектакле воспоминания о прошлом и сцена с просмотром фотографий. Однако главная мысль не лежит на поверхности. Прежде всего, автор имеет в виду возвращение человека к себе самому, к тому, каким он является на самом деле, когда освобождается от мишуры, общественного мнения и гнета своего социального статуса. Кстати, название пьесы, по которой был поставлен спектакль, ­ по сценарию название музыкального коллектива, который организовали герои пьесы в студенческие годы. В сцене воспоминаний о группе своей молодости мы и видим этих людей настоящими.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер