Газета №38 (1114), 19 сентября 2017
Перейти к номеру

Война реальная и мифическая

19 сентября 2017, 14:31 Прочитали 695 раз
У войны одна правда: миллионы погибших за Родину. Каждому поименно мы обязаны жизнью
Мой прадед уходил на войну безмолвно, как уходят ранним воскресным утром на последнюю исповедь. Было много росы на васильковом поле, а он шел по ней, собирая капли с цветов в руку. Он взял с собой из дома только одну вещь – томик «Войны и мира». Его война закончилась в феврале 44­го года в концлагере под Польшей. Немцы, освирепев от очередного прорыва русских, обрекли пленных на голодную смерть. Когда пришли советские солдаты, прадеда в живых уже не было. Имя было ему солдат Георгий Сибилев, учитель из Уваровского района. Война, по иронии судьбы, оставила его без мира и мир без него: человека, на уроках которого было слышно, как скрепит перо, ибо от его рассказов ученикам не хотелось шуметь: лишь бы продолжал говорить.

Их – миллионы: тех, кто не пришел, и тех, кто вернется домой, чтобы своей историей ответить всему миру на болезненный вопрос: хотят ли русские войны.

Правда и кривда

Судить историю – дело нехитрое. Мертвые оправдываться не могут, да и не стали бы. Почему­то полвека назад ни у кого не возникало мысли обвинить Советский Союз в разжигании войны, заявить, что не было подвига Зои Космодемьянской, панфиловцев, что блокада Ленинграда – личная «месть» Сталина, что фашизм победил не народ, а заградотряд. Свидетелей было слишком много. Сейчас народную войну, народное горе превращают в фарс. «Правды» стало настолько много, что возникла потребность разобраться, а для чего такая «правда» нужна и правда ли она. Так у Российского военно­исторического общества возникла идея создать выставку «Война и мифы».

Выставка непростая, скажу сразу. Думающему человеку нужно для начала избавиться от иллюзии осознания «правды», поверить, что при всех своих недостатках советская власть не была глупа, а значит, получить Героя мог не каждый, про кого написали в газете. Договориться с собой непросто, всегда есть искушение оказаться умнее всех. На выставке нет историков, загруженных книгами и лекциями, здесь вообще, кроме зрителей, нет людей. Интерактивные стенды предлагают ознакомиться с письмами, документами, воспоминаниями – со всем, кроме вывода, с этим, господа, придется разбираться самим.

Начинается экспозиция с, пожалуй, одной из самых мифических страниц истории Великой ­Отечественной войны – подвига 28 панфиловцев. В передовой статье «Завещание 28 павших героев», опубликованной в 1941 году в «Красной Звезде», было написано, что под Москвой приняли бой 28 бойцов 316­й стрелковой дивизии Панфилова. Названа дата и место: 16 ноября, деревня Петелино – разъезд Дубосеково. Против них шли волнами до пятидесяти немецких танков. Бой продолжался более четырех часов. Также приводятся слова политрука Клочкова, которые в годы войны знал каждый гвардеец: «Тридцать танков, друзья, придется нам всем умереть, наверное. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Газета сообщает: «Погибли все до одного, но врага не подпустили». И приводит имена 28 панфиловцев. Редактор «Красной Звезды» Ортенберг сообщает, что поскольку два бойца сдались в плен, он счел неправильным включать их в число тридцати героев. Так появилось число 28.

Откуда взялись сомнения? В мае 48­го Главная военная прокуратура проводит расследование. Выясняется, что не все из 28 бойцов, которым в 42­м году посмертно присвоено звание Героев Советского Союза, погибли. Пятеро остались живы, двое из названных в очерке Клочкова, будучи ранеными, попадают в плен, один из них Добробабин оказался впоследствии изменником Родины. Он и стал причиной, по которой ГВП предпринимает расследование. Что удалось установить? Бой у Дубосеково был. Вела его 4­я рота 1075­го стрелкового полка. Здесь полк понес большие потери, непосредственно в ходе боев о подвиге 28­ми никто не знал. Значит ли это, что подвига не было? Не значит. Их было 28? Их было миллионы. Такие же панфиловцы, помнившие о смерти товарищей у Дубосеково, гнали врага до Берлина.

История как правда

Чем дальше от войны, тем больше вопросов. Академик Российской академии наук Георгий Куманев однажды сказал потрясающую фразу: «Чем выше цена подвига, чем больше его значение, тем охотнее нападают на героев…». И герои оказываются вроде бы и ненужными. Только вот не дай Бог с такими мыслями своему деду или прадеду в глаза посмотреть.

Выставка – уникальна и беспощадна. Поясню, пожалуй, эту фразу. Она отвечает на вопросы, которые мудрые люди не задают, а сомневающиеся треплют, как тузик небезызвестный предмет. Например, один из «топовых», как любят говорить современники, мифов – то, что Сталин собирался первым напасть на Германию. Эту идею активно поддерживают мифотворцы еще одного заезженного мифа о демонизации нашей страны. Для западников удобен и один, и другой миф. Историки же и исследователи – не те, которые постоянно находят какие­либо «секретные» сведения, утверждают, что никаких документов, свидетельствующих о готовящемся нападении на Германию, не существует.

Что же касается пакта Молотова­Риббентропа, то историки Российского военно­исторического общества уверяют, что документ не стал «началом» Второй мировой войны. С самого прихода в 1933 году СССР не скрывал своего неприятия нацизма и Гитлера, пытался договориться и с Францией, и с Великобританией. Но из­за нежелания давать какие­либо гарантии переговоры так ничем и не закончились. К этому времени план нападения на Польшу уже был разработан. Если бы в августе 39­го Англия и Франция пошли на Союз с СССР, можно было бы избежать разгрома Польши, Холокоста и фашистской оккупации. Но история не знает сослагательного наклонения, зато знает случаи, когда солдаты одного государства ценой своей жизни освобождают старушку Европу от беды. Только вот европейцы об этом предпочитают забывать.

По данным опроса ICM Research, только тринадцать процентов европейцев считают, что ключевую роль в освобождении Европы во время Второй мировой войны сыграл Советский Союз. Чаще всего такой ответ звучал, что удивительно, в Германии – семнадцать процентов. Реже всего так думают во Франции – всего восемь процентов. По мнению большинства европейцев, решающую роль сыграли американцы – так считают 61 процент французов и 52 процента немцев. На выставке приводят еще один любопытный факт: в 2008 году при поддержке блока национал­консервативных партий Европарламента «Союз за Европу Наций» был снят фильм «Советская история». Он любопытен тем, что объединил в себе множество фальсификаций воедино: Сталин привел к власти Гитлера, НКВД сотрудничало с Гестапо и выдавало немцев­евреев, СССР отказывался вступать в антигитлеровскую коалицию, хотя на деле именно Сталин в 30­е годы неоднократно призывал западных союзников выстроить общеевропейскую систему безопасности. Показательно, что фотоматериалы, доказывающие «зверства большевизма», были взяты из немецких пропагандистских фильмов и альбомов 1941 года.

Битва мнений

Нравится мне высказывание о том, что хорошо быть диванным экспертом, когда ты сидишь дома на мягком диванчике, попиваешь новомодный капучино и высказываешь свое мнение направо и налево, а не сидишь в окопе под градом огня десятые сутки. Это к вопросу о ценностях, воспитании и расстановке приоритетов. Эта выставка для молодежи, она отвечает на их «молодые» вопросы. Говорит о том, что в школе забыли под натиском современных программ рассказать про «ночных ведьм», Лидию Литвяк, Зину Туснолобову, Людмилу Павлюченко, генерала Карбышева, Валю Котика… Список можно продолжать бесконечно. Каждому из них мы обязаны жизнью. К сожалению, эта фраза превратилась из трепетной в затасканную и бессмысленную. Страшно, что когда­нибудь такой объявят и войну…

Несколько дней назад в Тамбовской области прошли памятные мероприятия, посвященные Дню рождения Зои Космодемьянской. Много­много лет назад восемнадцатилетняя девочка стала символом мужества и стойкости, спустя полвека и ее имя «затаскают» как очередной миф. Возмущавшихся мало кто услышит, но помнится мне фраза, сказанная на этот счет одним хорошим журналистом: «Сколько таких Зой было на нашей земле, юных девочек, чьих имен мы не узнаем, возможно, никогда». Так, может быть, Зоя не зря является одним из символов Победы, чтобы в ее лице поминать всех «Зой» безымянных и неизвестных.

Эта выставка напоминает о Героях и, наверное, о нас самих: о том, какими мы были и какими хотим стать. Чтобы понять эту многомиллионную военную боль, нужно почаще примерять на себя телогрейку своего деда или прадеда. А ты смог бы не сдать под пыткой товарища, шагать сотни километров без отдыха, воевать на каждый сантиметр и спасать детей врага, перевязывать раны, вкалывать на заводе по двадцать часов и приносить в дом похоронки? Война многолика, поэтому у нас нет права похоронить ее в своей памяти, ибо тогда в миф превратимся мы сами.

Выставка продлится до 13 октября. Подумать, поверьте, есть над чем.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер