Газета №31 (1107), 1 августа 2017
Перейти к номеру

Две смерти одного дня

1 августа 2017, 14:55 Прочитали 93 раза
9 июля не стало одного из талантливейших художников современности Ильи Глазунова и общественного деятеля и блогера Антона Носика. О смерти одного пестрили все СМИ, о смерти другого - написали единицы
У русского гения Виктора Михайловича Васнецова есть удивительно душевная, а вместе с тем непомерно страшная картина "Сирин и Алконост". На картине две райские птицы. Они поют песню радости и печали. Говорят, они символизируют человеческую душу, а может, Россию, которая испокон веков смотрит в разные стороны. Чуть меньше месяца назад с разницей в несколько часов умерло два "мира": один из талантливейших художников современности, человек-эпоха Илья Глазунов и "отец рунета", общественный деятель и блогер Антон Носик. Один прославлял личную свободу, мир либеральной мысли, другой - национальную идею, прославленный Пушкиным русский дух. Два "мира" одной страны. О смерти одного пестрили все СМИ, о смерти другого - единицы.

И жизнь, как день

Илья Глазунов еще при жизни стал классиком, пополнившим сонм великих отечественных художников. Чего только стоит "Вечная Россия" - учебник русской истории в ее подлинном величии, как ее когда-то нарекли. Глазунов родился в Ленинграде в семье историка. Его родители, бабушка и другие родственники погибли во время блокады. А он выжил вопреки всему. Долгое время его опекал поэт Сергей Михалков, которому, по словам самого Глазунова, "он обязан буквально всем".

О Глазунове часто писали, что он "был обласкан советской властью", при которой состоялась первая персональная выставка и которая "вручила" ему звание Народного художника. Но и здесь все было не так однозначно. В 77-м году "как противоречащая советской идеологии" была закрыта выставка, в числе экспозиций которой "Дороги войны" Глазунова. Полотно уничтожили, правда, автор впоследствии написал копию.

С 1987 года и вплоть до своей смерти Глазунов возглавлял созданную им Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Список его достижений займет половину страницы, но среди них - полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", звание Народного художника СССР, РСФСР, медаль ЮНЕСКО и т.д. Илья Сергеевич создал ряд эпических полотен на историческую тему, участвовал в реконструкции Московского кремля и выступал за сохранение исторического облика Москвы. Соболезнования по поводу его кончины выразил Владимир Путин. Несколько федеральных СМИ лаконично "обозначили" его смерть.

О смерти Антона Носика несколько дней не смолкал Интернет. Сотни комментариев и примерно такое же количество публикаций. Откуда такая любовь? Так Носик был своим, "интернетовским", а Глазунов - патриот, да к тому же ярый монархист.

Антон Носик - москвич, родился в семье писателя Бориса Носика и филолога-полониста Виктории Молчановой. Окончил стоматологический университет, затем эмигрировал в Израиль, где стал заниматься журналистикой. Его нередко называют "отцом русского Интернета". Носик кроме главных российских интернет-СМИ - "Ленты.ру", "Газеты.ру", "Вестей.ру" - создал первый благотворительный фонд, который стал собирать в Интернете деньги для людей, нуждающихся в медицинской помощи.

Смерть всегда является трагедией. И Илья Глазунов, и Антон Носик были яркими представителями своей, если позволите, среды. Эпохи - не могу назвать. Глазунов - величайший художник современности и деятель культуры, Носик - в каком-то смысле тоже деятель, тоже создатель. Интернет давно стал частью повседневности, как полотенце за обедом. Без него сегодня некомфортно жить. И умалять влияние этих людей на современность по меньшей мере глупо. Удивляет не то, что известия о смерти Носика разнеслись по рунету со скоростью звука, а то, что великий художник Глазунов оказался не "медийным" человеком, поэтому помпезных интернет-петиций по поводу его кончины не последовало. То ли мы стали меньше размышлять, то ли псевдокультура подменила общечеловеческие ценности, но реакция общественности на смерть этих людей удивила многих.

Две смерти одного дня, как и две жизни, символизировали две России. Антон Носик был частью новой, либеральной страны, выросшей на просторах бескрайнего и беспощадного Интернета. Антон Носик вырос в диссидентской семье, был космополитом, хотя активно принимал участие в жизни еврейской общины. Медийный человек - олицетворяющий "новое" время в своем стремлении повернуть колесо истории по иному пути.

Илья Глазунов был ярым монархистом. Будущее страны он видел в возрождении империи. Даже на своей знаменитой картине, упомянутой выше, вечная Россия представляется православной державой, страной мучеников за веру и Отечество. Кстати, картина появилась еще в советские годы. До сих пор о ней ведутся споры.

Системность взглядов

Кажется, история решила немного подшутить, забрав таких диаметрально противоположных личностей в один день. Для чего? А для мысли. Так уж вышло, и отчасти это вина современников, что всемирно известный Глазунов еще при жизни оказался в числе "полузабытых" художников. Антон Носик, наоборот, ушел на пике своей славы. Один оставил после себя величайшее русское, да простит меня многонациональная страна, искусство, последователей и выдающуюся школу. И как бы к нему ни относились други и недруги, Илья Сергеевич Глазунов сам был частью истории страны.

В материальном или духовном исполнении Антон Носик формально не оставил ничего: книг он не писал, глубокой философской мыслью не увлекался. А по популярности превзошел самого Глазунова. Уж такова медийная сторона медали.

Глазунову за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами был вручен орден "За заслуги перед Отечеством". Носик был признан виновным по 282-й статье УК РФ ("Возбуждение ненависти или вражды") за статью о Сирии. По версии следствия, 1 октября 2015 года Носик опубликовал в сети Интернет статью с заголовком "Стереть Сирию с лица Земли", в которой, по данным лингвистической экспертизы, были обнаружены "признаки возбуждения вражды по отношению к сирийцам, выделяемым по национально-территориальному признаку". Суд назначил блогеру штраф в полмиллиона рублей. Тот подал жалобу в Европейский суд по правам человека, дело находилось в производстве.

Если честно, то сравнивать этих двух людей нет смысла, да и никакого желания, кроме даты смерти, их не объединяет ничего. А вот реакция пользователей, чуть было язык не повернулся сказать потребителей, предстает интересным и многогранным явлением. Полумолчание об этом и полувосхваление - о другом. К сожалению, в смерти Глазунова и Носика сошлись две вселенных, которые хоть и уживаются в рамках одного государства, но никак не могут друг друга понять и увидеть. Для одной Глазунов уже почти что не существовал как художник, ибо патриоты-монархисты никак не вписывались в их "виртуальный" мир, который должен развиваться по иным канонам. Для другой части вселенной есть светлое прошлое и малопонятное настоящее, о будущем пока спорят.

Две страны, два мира

И Глазунов, и Носик представляли разную Россию, может, поэтому и попрощались с ними по-разному. С Носиком помпезно, по-интернетному, как полагается, с шумихой в соцсетях. И тихо с Глазуновым, молча и скорбно, как умеет "нелиберальная" Россия. Две смерти показали, насколько сложно устроена наша страна в своем восприятии. Так уж вышло, что жизнь в мониторе и за его пределами не есть одна и та же Россия. Хотя, может, все таки одна, только, как и на картине Васнецова, две части ее души никак не могут договориться, потому что песни из их уст звучат разные, значит, и слышат их по-разному. А жаль...

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Вконтакте