Газета №28 (1104), 11 июля 2017
Перейти к номеру

Хранитель времени

11 июля 2017, 16:57 Прочитали 1 053 раза
В 2018 году Моршанскому историко-художественному музею исполнится сто лет. Вот только в чьих стенах будут отмечать вековой юбилей - пока неизвестно
Во фразе "провинциальный музей" есть что-то фарисейское. Ну кому в голову придет, что где-то в глубине могучего Черноземья запрятаны полотна Айвазовского и Шишкина, скульптуры Лансере и Даннекера, четыре из шести находящихся в России картин Карло Маджини, крупнейшая в мире коллекция бронзовых бюстов Великих князей Древней Руси и второе в России по величине собрание культовой деревянной скульптуры? Ан нет! Моршанский историко-художественный музей - явление уникальное не только по меркам Центрального Черноземья, даже в России такие учреждения по пальцам можно пересчитать. Но визит в вечность отменяется: вот уже на протяжении десяти лет в здании идет реконструкция, а с 2014 года музей закрыт для посещения.

Формула жизни

Дверь на себя - и ты в объятьях прошлого. Здесь когда-то располагался магазин купца Каверина - одно из красивейших зданий Моршанска. После революции он, как элемент мещанства и буржуазной культуры, не вписывался в новый социалистический мир. От разрушения его спасло сказочное везение, коим стало открытие в 1918 году первого уездного провинциального Историко-археологического музея. К слову, о везении. У зданий, как и у людей, есть незримый защитник, который оберегает их в темные времена. Настоящее чудо то, что здание бывшего купеческого магазина не было уничтожено, когда все вокруг рушилось; в годы Гражданской войны музей не был разграблен, а во время Великой Отечественной - продолжал работать.

Здесь до удивления чувствуешь, насколько велика сила личности в истории. Петр Петрович Иванов - человек-легенда. Удивительный художник, археолог, историк-краевед, коллекционер. Его усилия позволили сохранить магазин Каверина, в стенах которого он возглавил Моршанский музей. Кстати, в его основу легла личная коллекция Петра Петровича, которую он передал в дар городу и музею, но с одним условием: коллекция никогда не должна быть разделена и вывезена из Моршанска.

Петр Петрович создавал музей как провинциальный храм науки. Он не делил искусство на массовое и элитарное, стремясь образовывать и просвещать "глухую провинцию". Еще в 20-х годах прошлого столетия он задумал организовать "Музейную лабораторию", опять же с единственной целью - приблизить провинцию к искусству.

- Петр Петрович стремился любыми способами привлечь в музей детей. Для них он и задумал "Музейную лабораторию", чтобы ребята могли потрогать, рассмотреть экспонаты. Привлекал их к археологическим раскопкам, учил и наставлял. Но не всем планам суждено воплотиться в жизнь. Развивалось народное хозяйство, и перед музеем были поставлены задачи иного порядка. Два года назад мы решили воплотить в жизнь задумку первого директора. После реконструкции "Музейной лаборатории" планируется отвести целый зал, - рассказывает Татьяна Гуркова, заведующая Моршанским историко-художественным музеем - учреждением с очень длинным казенным названием

Петр Иванов всеми силами стремился сохранить объекты культурного и исторического наследия - мещанское искусство по тем временам. За что, к слову, и поплатился. Он вступился за сохранность старейшего храма Моршанска - Софийского собора, но тщетно. Церковь разрушили, а чрезмерно активного директора музея отправили в следственный изолятор, где тот заболел чахоткой и позднее от нее скончался.

Фактор личности

На смену легендарному директору пришла его ученица Прасковья Кобзева.

- Только представьте себе: идет война, все ради фронта, ради Победы, 42-й год… По сути, музей никому не нужен, не до него. Но он работает. В неотапливаемом помещении, без какого-либо вознаграждения Прасковья Кобзева не только умудряется содержать штат, но и ведет научную работу, читает лекции в госпиталях, занимается с детьми, - говорит Татьяна Гуркова. - После войны она ведет планомерную научно-исследовательскую и собирательскую работу. Прасковья Васильевна внесла значительный вклад в дело возрождения и восстановления Моршанского Свято-Троицкого собора.

В 70-х годах ее сменила Любовь Морозова, при которой музей приобрел свой современный облик. Новый директор не позволила крупным столичным и областным музеям взять ни одного экспоната. Хотя попытки были… Дело в том, что коллекции и отдельные произведения, являющиеся частью моршанского музейного фонда, на протяжении многих лет представляют научный и не только интерес музеев и коллекционеров всего мира. Логика их понятна, зачем провинциальному музею такие ценности, когда их можно выставлять в куда более крупных городах. Впрочем, такая тенденция актуальна и сегодня в период длительной реконструкции. Но смею напомнить, что музей создавался для просвещения "глухой провинции", этой цели он следует до сих пор. Человек, он и в "глуши" живет не одним насущным хлебом, поэтому музейные работники, как и Моршанск в целом, с нетерпением ждут окончания реставрации, чтобы в очередной раз доказать, что у культуры нет прописки.

За девяносто лет истории музея у него было всего лишь три директора. Их памяти посвятят целую выставку…

Метафора действительности

Некогда витиеватый, сказочный фасад сегодня едва проглядывает из многочисленных "лесов". От музея остались только стены: часть экспонатов перенесена во временное хранилище, часть - "разлетелась" по области, украшая региональные музеи.

- Нас мучают непрекращающиеся дожди, - сетует Татьяна Сергеевна. - Сейчас идет реконструкция фасада. Это очень сложный и кропотливый труд, но он позволит сохранить первоначальный облик здания. Магазин купца Каверина входит в число памятников истории, поэтому все работы проходят под строгим контролем.

Музей занимает два здания: непосредственно магазин купца Каверина и здание бывшего реального училища. Часть помещений уже отреставрирована, в остальных - пока что голые стены.

В небольшом дворике - большой по величине и значимости памятник Екатерине Великой - бюст работы скульптора Гальберга. До революции он украшал площадь перед Софийским собором, после Октябрьских событий памятник был сброшен с пьедестала и ждал своей очереди на переплавку. В 1922 году Петру Иванову удалось его спасти, заполучив в свой музей.

Экскурсия по огромным пустым залам похожа на путешествие в прошлое, где каждая стена, лестница или пролет готовы рассказать целую историю. Например, металлические двери, которые удалось сохранить еще с дореволюционных времен, охраняют оружейную палату.

Татьяна Гуркова даже в пустом помещении трепетно рассказывает об уникальности музея, экспонатах и людях, сохранивших все это богатство:

- У нас поистине уникальный музей. Петру Петровичу удалось сохранить многие произведения искусства. Он был влюблен в свою работу. Помимо того, что он сам коллекционировал предметы старины, он был художником. Свои работы продавал, а на вырученные деньги пополнял музейный фонд. После революции Петр Петрович выносил из разрушающихся храмов иконы, предметы богослужения, книги.

Церковная коллекция - самое дорогое, что есть в музее: иконы XIII, XVI, XVII веков, церковная утварь, которая использовалась в Успенской старообрядческой церкви, второе в России по величине собрание культовой деревянной скульптуры… Среди экспозиций - икона святителя Николая Угодника в серебряном окладе весом 53 килограмма, пелена с изображением "Николы Можайского", вышитого дочерью Бориса Годунова Ксенией…

О надежде

Вопреки. В России это слово является частью ментальности. Живем вопреки холодам, политическим и социальным переменам, противоборству всего мира и самих себя. В Моршанске музей тоже существует вопреки всему. И хотя официально экскурсии не проводятся, а экспонаты либо законсервированы, либо "разлетелись" по другим учреждениям, жизнь не угасает.

Выставки, мероприятия, лекции - все та же самая работа, только с выходом "на дом": в школы, детские сады, учреждения… Правда, есть существенный минус: многое с собой не унесешь, да и особо ценные экспонаты не покажешь. Словом, стараются жить и выживать.

Для Моршанска музей - важная и неотъемлемая часть его жизни. В 1990 году ему был присвоен статус "Исторический город России". В 2018 году исполнится сто лет музею и 395 лет с даты основания поселения. Очень бы хотелось, чтобы юбилеи уникальный музей встречал в своих стенах, а не ютился по чужим залам. Культура нужна провинции не меньше, а может, и больше, чем крупным городам.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер