Газета №27 (1103), 4 июля 2017
Перейти к номеру

Платить напрямую

4 июля 2017, 13:19 Прочитали 1 015 раз
Жильцы тамбовских многоэтажек смогут оплачивать коммунальные услуги, минуя управляющие компании
Как сделать коммунальные платежи более прозрачными и понятными для потребителей - этим вопросом озаботились депутаты Государственной Думы. На рассмотрение федерального парламента внесен проект очередных изменений в Жилищный кодекс, согласно которым потребители будут платить за газ, свет, воду и тепло напрямую ресурсоснабжающим организациям, минуя промежуточное звено - управляющие компании. Чем будет полезен такой закон в случае его принятия - читайте в нашем материале.

Как сейчас

В настоящее время управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы - структуры, управляющие многоквартирными домами, - в отношениях с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению коммунальных услуг выступают в качестве посредника жильцов. Именно это позволяет ресурсоснабжающим организациям предъявлять к ним претензии по оплате за коммунальные услуги, а не к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. И в свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме предъявляют все претензии, связанные с качеством и объемом предоставления коммунальных услуг, к управляющим организациям.

В пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" говорится о том, что прямые платежи "потребитель - ресурсоснабжающая организация" будут выгодны и управляющим компаниям, и ресурсникам, и потребителям.

Сейчас, являясь посредниками, управляющие организации выполняют несвойственные им функции. Они отвечают за надлежащее содержание инженерных сетей, но не за поставку воды, газа, тепла в квартиру. При этом именно управляющим компаниям приходится изыскивать дополнительные средства для покрытия не принадлежащих им долгов в тех случаях, когда собственники не оплачивают коммунальные услуги. Это может повлиять и на качество предоставления услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Ведь, чтобы покрыть долги за недобросовестных потребителей, управляющим компаниям придется брать средства фактически из своей единственной доходной статьи и на финансовое состояние управляющих организаций. В результате долги перед ресурсоснабжающими организациями могут привести к банкротству.

Следует также отметить, что недобросовестность в действиях отдельных управляющих организаций, когда средства, полученные за коммунальные услуги, используются не по назначению, приводит к образованию задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. В результате страдают и ресурсоснабжающие организации, и потребители, которым грозит необоснованное начисление дополнительных платежей или вовсе отключение услуг.

Как будет

Законопроект предлагает новую модель отношений - договоры ресурсоснабжения будут заключаться ресурсоснабжающими организациями непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме по типовой форме, утверждаемой Правительством. С маленькой оговоркой - сначала такое решение должно быть принято на общем собрании собственников либо ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке откажется от договора, заключенного с управляющей организацией. Основанием для такого отказа является признанная или подтвержденная решением суда задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в размере более двух среднемесячных платежей.

В проекте также говорится, что во избежание появления и защиты жителей от "двойных" квитанций о заключении (расторжении) такого договора уведомляется орган государственного жилищного надзора.

Логичный шаг

К слову, с аналогичной законодательной инициативой в Госдуме выступила Волгоградская областная Дума. О подобных изменениях задумывались и в Тамбовской области. И даже частично их внедрили.

Как отмечает руководитель управления Государственного жилищного надзора по Тамбовской области Сергей Захарцев, практически все управляющие компании в регионе перешли на систему расщепления платежей через Единый расчетный центр.

- Можно сказать, что ЕРЦ - это аналог прямых платежей, - говорит Сергей Захарцев. - Деньги от потребителей поступают на счета управляющих компаний, которые открывают к ним доступ для Единого расчетного центра. Тот, в свою очередь, направляет средства ресурсоснабжающим организациям.

Единый расчетный центр является государственным предприятием и выполняет расщепление платежей уже на протяжении пяти лет. Все управляющие организации, желающие получить лицензии, обязаны "подключиться" к Единому расчетному центру.

- Эта система - промежуточный вариант между тем, как было, и тем, как предлагается законопроектом, - считает директор Единого расчетного центра Алексей Власкин. - В случае принятия закона платежные документы также будут выпускаться ЕРЦ, но в них будут указаны реквизиты каждой ресурсносбажающей организации. В Тамбове такая система уже действует для жителей частного сектора.

По мнению Сергея Захарцева и Алексея Власкина, принятие закона - долгожданное событие. Они отмечают, что чем короче цепочка платежей, тем она надежней.

- Я поддерживаю этот долгожданный законопроект, - говорит руководитель регионального Госжилнадзора. - Введение прямых расчетов необходимо, это очистит рынок от управляющих компаний, которые присваивали деньги потребителей и ресурсоснабжающих организаций.

Такие печальные примеры в Тамбове были. Недавно одна из управляющих компаний попала в поле зрения правоохранительных органов именно по этой причине. В судебном порядке будет решаться вопрос о лишении ее лицензии, без которой она уже не сможет работать. А несколько лет назад, еще до введения лицензирования, таких примеров было больше: управляющие компании собирали деньги с потребителей, не перечисляли их ресурсоснабжающим организациям, банкротились, а затем регистрировали новую аналогичную организацию. В масштабах страны долги за поставленные ресурсы, образовавшиеся таким способом, составляют более триллиона рублей.

Однако

Эксперты не уверены, что платить напрямую так хорошо, как считают авторы законопроекта. Есть здесь и свои подводные камни. Например, законопроект не говорит об условиях взаимодействия собственника и поставщика услуг, а также функции в этом процессе управляющей организации, без которой пока не обойтись. Ведь управляющая компания отвечает за внутридомовые сети, которые используются при подаче газа, тепла и других коммунальных ресурсов. Другими словами, кто будет отвечать за некачественную услугу?

- Идеальным вариантом было бы, если бы законодатель закрепил за ресурсоснабжающими организациями обязанность - отвечать за свой ресурс на всем пути - от начала и "до крана", то есть до конечного потребителя, - считает Алексей Власкин. - Даже внутри дома ресурсоснабжающая организация была бы в ответе за содержание сетей. При этом она могла бы нанять "подрядчиком" ту же управляющую компанию. Это логично - одна организация несет ответственность за полный цикл предоставления одной услуги.

Как отмечает Сергей Захарцев, после принятия законопроекта будет нарабатываться практика его применения, и уже в деле проявятся все сильные и слабые стороны нововведения.

- Это нормально, что на практике выявятся недостатки, которые впоследствии будут устранены. А прямые платежи необходимы. Они приведут к честному и прозрачному порядку оплаты коммунальных услуг, - считает Сергей Захарцев.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер