Газета №21 (1097), 23 мая 2017
Перейти к номеру

Образование - не «для галочки»

23 мая 2017, 14:30 Прочитали 818 раз
В Тамбове прошел заключительный этап всероссийской проверочной работы, дающей системную оценку школьным знаниям
В этом году всероссийская проверочная работа в нашей области стартовала еще 18 апреля. Целый месяц в регионе проводились проверочные работы среди учеников четвертых и пятых классов. Одиннадцатиклассники, несмотря на обилие семинаров и дополнительных занятий с репетиторами, общую загруженность перед предстоящими экзаменами, тоже приняли участие в контрольных работах всероссийского уровня.

Для четвероклашек участие в ВПР было обязательным. Выпускникам начальной школы было необходимо пройти проверку знаний по русскому языку, математике и окружающему миру. Четвертый класс - это начальная ступень образования, выход на определенный уровень знаний и навыков, однако итоговой аттестации, которая, к примеру, предусмотрена в девятом классе, в четвертом просто нет.

- Надо смотреть, кого мы выпускаем из начальной школы. Всероссийская проверочная работа позволяет получить как индивидуальный результат ребенка, так и результат класса, всей школы, увидеть ее позицию в общем рейтинге средних общеобразовательных учреждений области, а также в целом по стране, - рассказывает начальник отдела оценки индивидуальных достижений обучающихся Центра экспертизы образовательной деятельности Елена Сальцберг.

Пятиклассники проходили обязательную проверку усвоенного материала по русскому языку и математике. А вот проверять ли знания по истории и биологии на всероссийском уровне, школы решали самостоятельно. Учебные заведения также решали, будут ли в этом принимать участие отдельные классы или вся параллель пятиклассников школы.

ВПР в пятом классе проводится с несколько другой целью. Перед учителями и методистами стоит задача выявить факт снижения результатов обучения по сравнению с начальной школой.

- Подобное снижение уровня знаний в пятом классе ожидаемо. Другой вопрос, по какому показателю идет это снижение - изменяется ли соотношение пятерок и четверок или увеличивается количество двоек. Но здесь уже вопрос конкретно к школе и учителям, к тому, настолько они квалифицированны как специалисты, - поясняет Елена Сальцберг.

Как это работает

ВПР проводят сами учителя. Эти же педагоги проверяют решенные варианты работ. В них проставляются баллы, после чего их загружают в специальные формы и отправляют на сайты ВПР, где они поступают в федеральную базу. Там вся информация проходит детальный анализ и проверку. После всех этих процедур на основе первичных данных готовятся аналитические записки, которые рассылаются школам.

Общеобразовательные стандарты

В этом году в качестве пилотной версии Всероссийскую проверочную работу решили ввести и в одиннадцатом классе, причем по пяти предметам - географии, физике, химии, биологии и истории, и для тех учеников, которые не сдают эти предметы в форме ЕГЭ. Ведь перед итоговой аттестацией школьники особо налегают именно на те учебные дисциплины, которые им нужны для поступления в вуз, при этом как бы принижая важность других предметов. Таким образом, по остальным дисциплинам складывается тенденция к общему снижению знаний. В итоге при выпуске из школы получается и вовсе абсурдная ситуация: ученик сдает на высокие баллы определенный набор предметов, к примеру, химию и биологию, при этом не зная самых распространенных вещей по литературе и географии.

Контрольная для выпускников

На прошлой неделе состоялся заключительный этап проверочной работы в нынешнем учебном году. За написание последней всероссийской проверочной работы по истории сел 1041 выпускник тридцати школ Тамбова, Котовска, Уварово, Моршанска, Мичуринска, Пичаевского, Рассказовского, Сампурского, Первомайского, Знаменского и Жердевского районов. По словам организаторов, ВПР по истории стал самым массовым среди "необязательных" проведенных работ.

Вот ребята рассаживаются по своим местам. Получив листы с заданиями, хитро улыбаются, начинают перешептываться, пытаясь сверить варианты билетов. Только списать такую контрольную у них вряд ли получится. ВПР - это не тест, на котором можно расставить наугад галочки или подсмотреть ответ у соседа по парте. Здесь необходимо отвечать на вопросы как можно более развернуто, применяя при этом логику и системное мышление.

ВПР по истории предполагает работу с картой, таблицами и фотографиями. Задания охватывают временной период от Древней Руси до Великой Отечественной войны. Всего в проверочной работе двенадцать заданий, которые ребята должны выполнить за девяносто минут - два урока. За это время они должны осмыслить события и даты, дать им определенную оценку.

Конечно, можно возразить: мол, и так наших школьников перегружают, а уж в одиннадцатом классе так вообще. Да и зачем нужно ВПР, если есть ЕГЭ, который проводится среди огромного количества учащихся и также позволяет выявить общую картину знаний? Ответ очень прост. Результат ЕГЭ складывается из большого количества факторов - это труд и ребенка, и репетитора, и родителей. А Всероссийская проверочная работа проводится без подготовки, и ее результат является поэтому наиболее "чистым".

Кстати, по поводу результатов. Волноваться из-за них школьникам не стоит. ВПР оценивается как обычная контрольная работа, при этом никак не влияя на четвертную и итоговую оценки в школе.

Как поясняют организаторы, демоверсии работ еще в феврале были выставлены в открытом доступе на сайте Рособрнадзора для того, чтобы учителя, родители и, прежде всего, сами школьники смогли ознакомиться с заданиями, а самое главное - формой написания такой контрольной.

В заключение

- ВПР дает колоссальные данные для самого разностороннего анализа. Масштабы проекта очень велики, временные затраты тоже, но они себя полностью оправдывают, - комментирует проведение проверочных работ начальник отдела оценки индивидуальных достижений обучающихся Центра экспертизы образовательной деятельности Елена Сальцберг.

Всероссийские проверочные работы нужны, прежде всего, учителям и Рособрнадзору для выявления ошибок и недочетов в своей работе, повышения качества и эффективности системы образования, а также методистам при составлении учебных программ и методических пособий. Педагогам необходимо постоянно проводить и анализ, и работу над ошибками для того, чтобы система среднего образования не превратилась в получение знаний "для галочки", а стала прочным фундаментом для дальнейшего развития выпускников школ и получения качественного образования в вузах.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер