Газета №18-19 (1094-1095), 2 мая 2017
Перейти к номеру

Управление нового времени

2 мая 2017, 11:56 Прочитали 1 771 раз
Алексей Ильин: «В каждой сфере должны трудиться профессионалы»
В последние годы потребность в квалифицированных управленческих кадрах усилилась многократно. Стало понятно, что управлять различными отраслями экономики, административными и социальными структурами должны не просто грамотные специалисты, а управленцы, прошедшие профессиональную подготовку. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ является в этом вопросе учебным заведением нового времени. Об управленцах будущего, подготовке к приемной кампании и внеучебной деятельности студентов мы поговорили с директором Тамбовского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессором Алексеем Ильиным.

- Алексей Юрьевич, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ является одним из крупнейших вузов Тамбовской области. А какое место в филиальной сети академии занимает тамбовский филиал?

- Академия - уникальное учебное заведение с давней историей. В течение последних девяноста лет она претерпевала различные организационные изменения. Немного коснусь истории. Ее начало восходит к известному для специалистов Институту красной профессуры, созданному сразу после революционных событий 1917 года, когда страна испытывала острый дефицит новых управленческих кадров. В Институте проходили различные преобразования, и уже в период расцвета социалистического государства система подготовки управленческих кадров стала известна как высшая партийная школа при ЦК КПСС. Параллельно существовала Академия народного хозяйства, которая готовила управленцев для союзной экономики. В 90-х годах система испытывала кризис и не отвечала вызовам времени, только в нулевых было принято решение о переформатировании всех учебных заведений. Указом Президента от 10 октября 2010 года все региональные - а в 90-е годы существовали региональные академии госслужбы - были объединены в одну большую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В соответствии с Указом Президента основной задачей академии является подготовка кадров для системы государственного и муниципального управления, для всех отраслей реальной экономики. Кроме того, на академию возложены соответствующие научные и экспертно-аналитические разработки, которые связаны с анализом системы управления в различных общественно-политических и экономических сферах жизни России.

В настоящее время в структуре академии 55 филиалов и 6 региональных институтов, в которых обучается около 85 тысяч человек, не включая тех, кто систематически проходит курсы переподготовки и повышения квалификации. Образовательные услуги, которые сегодня предоставляет академия, крайне востребованы и отвечают вызовам времени.

В Тамбове на момент создания РАНХиГС работали два филиала региональных академий госслужбы: Тамбовский филиал Поволжской академии государственной службы и Тамбовский филиал Орловской региональной академии государственной службы. С 2010 года создается единая объединенная академия, которая стала одной из крупнейших в филиальной сети РАНХиГС.

- По каким направлениям ведется подготовка? Расскажите о профессорско-преподавательском составе?

- Сегодня в Тамбовском филиале на всех формах обучения учатся около 2 тысяч студентов. Мы ведем подготовку по четырем направлениям в форме бакалавриата: государственное и муниципальное управление, менеджмент, экономика и юриспруденция. Хочу подчеркнуть, и я всегда об этом говорил, что, прежде всего, наша задача заключается в подготовке, переподготовке и совершенствовании профессиональных навыков действующих работников государственного и муниципального управления, а также представителей малого и среднего бизнеса.

Если говорить о кадровом составе, то в настоящее время в филиале около 60 кандидатов и докторов наук. Практически весь профессорско-преподавательский состав имеет ученую степень и звание. Часть из них имеет опыт работы в органах управления всех уровней.

- В 90-е годы произошла трансформация управленческих кадров. Сегодня время диктует новые требования. Каким Вы видите современного управленца и на что в первую очередь нацеливаете своих студентов?

- На мой взгляд, мы все видим современного управленца примерно одинаково: это человек, обладающий необходимыми управленческими знаниями, спецобразованием, теоретической и практической подготовкой. Обладать организаторскими способностями, талантами, быть по природе лидером еще не значит быть специалистом в управлении. Извините за банальность, но мы не пойдем лечиться к человеку, у которого нет медицинского образования, или не сядем в автобус, водитель которого не умеет управлять автомобилем. Но парадокс заключается в том, что управлять и водителями, и учителями, и врачами можно на уровне эпизодических знаний, не проходя специальную подготовку.

В 90-е годы по понятным причинам произошла смена управленческих кадров. Примечательно, что аналогичный процесс происходил и в начале XXI века. Вызовы времени требуют новых кадров. Если мы сегодня проанализируем общий качественный состав людей, работающих в местном самоуправлении, органах представительной власти, то в лучшем случае четверть из них имеют соответствующее профессиональное образование. Конечно, от этого, к примеру, дороги лучше не станут. Но, возвращаясь к своему посылу, еще раз подчеркну: во всех сферах должны действовать настоящие профессионалы.

Некоторое время назад мы анализировали кадровый состав всей системы местного самоуправления. Тогда с удивлением отметили, что только чуть больше 50 процентов работников имеют высшее профессиональное образование. Думаю, что с тех пор картина не сильно изменилась.

- Алексей Юрьевич, до начала приемной кампании осталось не так много времени. Грядут ли какие-либо перемены в приеме абитуриентов, и кого вы ожидаете увидеть?

- Конечно, как и во всех иных вузах, мы ждем креативных, мотивированных ребят с горящими глазами. Потому что когда ты работаешь со студентом открытым, с большим желанием впитывать в себя все мыслимые и немыслимые знания, получается качественный результат.

Если говорить о правилах приема, то по сравнению с прошлым годом они не изменились. Минимальные планки ЕГЭ по основным направлениям подготовки остались теми же. Параллельно мы предоставляем дополнительные баллы за особые заслуги, участие в олимпиадах, за выполнение нормативов золотого и серебряного значка ГТО.

Кроме того, стоит отметить, что уникальность нашего учебного заведения заключается в том, что мы не тамбовский, а московский вуз. Соответственно, диплом будет выдаваться головной академией в Москве, то есть в дипломе не указано, что студент окончил тамбовский филиал академии.

- Одним из важнейших критериев при выборе высшего учебного заведения является трудоустроенность выпускников. Вы отлеживаете этот показатель?

- Безусловно, причем не только мы. Государство всерьез занялось структуризацией и реструктуризацией системы высшего образования. Почему? Секрета большого не открою. В те самые 90-е возникло огромное количество вузов и еще большее количество филиалов. Вузы создавались в крупных промышленных и экономически развитых городах, а филиалы нужны были для того, чтобы максимально охватить возможных абитуриентов. Были те, кто уверенно занял позиции в системе высшего образования, но немало было и тех, кто действовал по принципу Ильфа и Петрова - "утром деньги - вечером стулья". Четыре года назад Министерство образования и науки начало проводить мониторинг вузов. В разные годы критерии менялись, но есть семь основных показателей. Если вуз не отвечает на четыре и больше критерия, принимается решение о прекращении его деятельности и отзыве лицензии.

Сегодня в Тамбовской области, по данным Минобра, около 10 вузов и филиалов. За последние пару лет мониторинг Министерства проходят только четыре из них - ТГУ имени Державина, ТГТУ, Мичуринский ГАУ и Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

В мониторинг вузов входит и показатель трудоустройства. Кстати, Минобр два года назад открыло специальный портал, где можно ознакомиться с показателями эффективности высших учебных заведений, что и рекомендую сделать всем абитуриентам.

- Алексей Юрьевич, студенческая жизнь включает не только учебу. Расскажите о внеучебной деятельности. Насколько известно, несмотря не небольшую историю филиала, у вас уже сложились свои традиции…

- Говорить о каких-то основательных традициях нам пока сложно. Они только формируются. По крайней мере, я сторонник этого процесса. Есть определенные традиции по празднованию Дня студента, Дня молодежи. Активно ребята участвуют в студенческой весне.

Не так давно в академии стала издаваться своя газета, чему я несказанно рад. Главное, что студенты принимают в ее создании активное участие. На базе филиала действуют несколько студенческих клубов по интересам.

Головной филиал поддерживает традиции внеучебной деятельности. Наши студенты принимают участие в лиге КВН, в "Летнем кампусе", "Театральной матрице". Мы в этом плане имеем более привилегированное положение, участвуя в общефилиальных мероприятиях, наши студенты имеют возможность путешествовать по стране, поскольку филиалы академии находятся в различных городах России.

Пару слов о "Летнем кампусе". Это уникальная площадка, где ежегодно собираются преподаватели и студенты с различных институтов мира, что позволяет не только обмениваться опытом, но и расширять свой кругозор. На мой взгляд, это закладывает большой потенциал для профессионального роста управленцев.

- Спасибо за беседу!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер