Газета №9 (1085), 28 февраля 2017
Перейти к номеру

Переменам не видно конца

28 февраля 2017, 16:53 Прочитали 860 раз
От истории до самбо: систему образования снова ждут изменения
Единый государственный экзамен взял курс на совершенствование. Об изъянах формы сдачи выпускных экзаменов поговаривали уже давно. С приходом нового министра образования и науки Ольги Васильевой споры вокруг ЕГЭ разгорелись с новой силой. Какие перемены возможны, узнал "ТК".

Давайте поговорим

У российских выпускников появилась новая "страшилка". Она заключается в том, что в ЕГЭ по русскому языку включат устную речь. Отчасти их опасения обоснованны. В единый госэкзамен, действительно, введут устную речь, однако делать это будут постепенно. В этом году продолжится апробация устной части экзамена в 9-м классе, по итогам которой может быть принято решение о включении устной части в экзамен для девятиклассников. В Рособрнадзоре подчеркивают: ЕГЭ по русскому языку в 2017 году пройдет в обычном режиме.

Ранее в интервью федеральным СМИ представители Минобразования уверяли, что с введением устной части в экзамен не должно быть поспешных решений. В настоящее время разрабатывается модель для девятых классов, в которых, возможно в 2018 году будет введена устная часть на добровольных началах. Если эта модель даст положительный результат, то будет ставиться вопрос введения устной части на ЕГЭ.

Отметим, что пилотная апробация двух моделей устного экзамена по русскому языку уже прошла осенью 2016 года в трех регионах России: Московской области, Татарстане и Чеченской Республике. Первая модель - ученик сдает устную часть с помощью компьютера, как и на экзамене по иностранному языку. Вторая модель - экзамен в форме беседы принимает преподаватель, но в аудитории находится еще и независимый эксперт. При оценивании ответов учитывалось соблюдение орфоэпических норм, прочтение текста с правильной интонацией, понимание мыслей, заложенных во фрагмент текста, умение ученика выразить свое отношение к ним.

Напомним, на встрече с предпринимателями в Торгово-промышленной палате министр образования и науки Ольга Васильева констатировала, что современные дети очень мало говорят:

- Чаще всего урок проходит в форме монолога преподавателя. Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение через понимание. Ребенок читает параграф, а затем тезисно пересказывает, о чем он. Сейчас они не могут этого делать, потому что прививать это умение надо еще с детского сада. Вспомните, как раньше с малышами разбирали литературное произведение: они его читали, слушали, пересказывали. А сейчас и в школах не говорят, и в институтах. Оправдывают тем, что диалоги и монологи для современного человека неактуальны - сейчас ведь Интернет. Но это не так. Чтение - это развитие интеллекта и дальнейшей деятельности. Ничего невозможно, если ты не работаешь над собой, - цитирует министра "Лента.ру".

История про историю

Список обязательных к сдаче предметов может пополнить ЕГЭ по истории. О катастрофически низком уровне знаний отечественной и зарубежной истории заговорили еще несколько лет назад. В настоящее время учителя жалуются на то, что количество часов истории снижается. За такое минимальное время не то что понять, заинтересоваться прошлым дети не могут.

Не так давно заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова предложила сделать единый государственный экзамен по истории обязательным. Эту идею поддержали в Минобре.

- Понятно, что этот вопрос требует обсуждения, дата его введения не определена. Не может человек, проучившийся одиннадцать лет, не знать своей истории. Международный опыт и практика показывают, что при сдаче государственных аттестационных экзаменов идет обязательно родной язык, математика и родная история. То, что всегда было в нашей отечественной школе, - подчеркнула министр в ходе всероссийской конференции "История России в XXI веке глазами школьников".

Напомним, пока у выпускников два обязательных ЕГЭ, с 2020 года будет три - к русскому и математике добавится иностранный язык. В перспективе к ним может "присоединиться" и история. В настоящее время инициатива обсуждается с экспертным сообществом, механизма и даты введения обязательного ЕГЭ по истории России еще нет. Тем не менее, сторонников и противников у этой идеи хватает. Первые уверены в том, что незнание истории родной страны может привести к куда более трагическим последствиям. Среди противников обязательного госэкзамена по истории немало заслуженных учителей и авторитетных педагогов высшей школы. Они считают, что нельзя у ребенка воспитать любовь к Отечеству и его истории методом кнута. Эксперты считают, что ЕГЭ не сможет решить эту проблему - нужно менять саму методику преподавания истории в школе. Для этого необходимо в том числе изменить подход к подготовке педагогических кадров.

Есть вопросы и к учебникам истории, а если быть точнее, то к трактовке историками различных событий. Да и как сформулировать экзаменационные задания, чтобы по ответам можно было судить об уровне знаний, понимании исторических процессов ученика. Эксперты предлагают не только поработать над общей концепцией преподавания истории в школе, но и над самим экзаменом. Высказывались идеи разделить ЕГЭ по истории на базовую и профильную часть, чтобы его могли сдать и "физики", и "лирики".

К слову, идея о введении дополнительных госэкзаменов не нова. На Всероссийском съезде учителей географии, который прошел в МГУ, педагоги, ужаснувшись уровнем географических знаний современных школьников, предложили ввести в школах обязательный ЕГЭ по географии. Возникает резонный вопрос: если школьники не знают тот или иной предмет, может, есть смысл изменить систему образования, а не вводить дополнительный экзамен? В то, что ЕГЭ является мерилом знаний, верится, если честно, с трудом…

О литературе замолвите слово

Единый государственный экзамен по литературе могут сделать более творческим. Еще в ноябре прошлого года Ольга Васильева заявила о грядущих изменениях в модели сдачи госэкзамена по литературе. Тогда это заявление стало причиной панических настроений и опасений, что ЕГЭ по литературе станет более сложным. В данный момент Федеральный институт педагогических измерений подготовил новую модель ЕГЭ по литературе, которая сейчас проходит апробацию и общественное обсуждение. Экзамен в новой форме провели в шестидесяти школах России.

Что предлагают разработчики? В новой модели не будет кратких ответов на вопросы по тексту, что позволит, по мнению разработчиков, сделать экзамен более творческим. Все задания будут поделены на три блока. В двух первых ученики должны будут сделать литературоведческий и сравнительно-изобразительный анализ фрагмента произведения. Третий блок - расширенное сочинение, на выбор будет предложено пять тем, которые будут делиться не только с точки зрения эпохи, но и с точки зрения жанра написания сочинения. Например, темой будущего сочинения может стать: "Страницы истории в русской литературе на примере одного произведения" или "Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого "Война и мир" вам наиболее интересен и почему?".

Отметим, что изменения коснутся выпускников следующего года. Нынешние одиннадцатиклассники будут сдавать экзамен в привычной форме.

Самбо - в каждую школу

Занятия самбо в школах и вузах могут стать обязательными. Эксперимент по внедрению самбо третьим уроком физкультуры проходит у нас в стране с 2010 года. Весной 2015 года Президент России Владимир Путин предложил развивать истинно российские виды спорта, одним из которых является самбо. Данная инициатива была активно поддержана Всероссийской федерацией самбо. Летом 2016-го была сформирована федеральная программа "Самбо в школу". Пока в проекте "Самбо в школу" участвуют около 400 школ. Однако в Минобре планируют за год увеличить их число. При этом, подчеркивают в ведомстве, следует избежать административного давления. Занятия самбо должны быть добровольными. Вести такие уроки будут обычные учителя физической культуры, которые работают в школах. Им просто придется пройти дополнительные курсы в центре переподготовки.

Отметим, что Тамбовская область стала одним из первых участников проекта "Самбо в школу". По линии управления образования были выделены деньги на покупку борцовских ковров и спортивной амуниции для занятий самбо ребят из сельских школ.

Чтобы стать участником проекта, школам необходимо заполнить заявку на сайте Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания. Напомним, Всероссийский проект "Самбо в школу" ориентирован на возрождение культурных традиций, воспитание молодого поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, культурой здорового и безопасного образа жизни, способного ценить подвиги дедов и прадедов, при необходимости быть защитниками своего Отечества, а также достойными носителями русского языка и русской культуры.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер