- У нас есть бабушки, которые тоже должны общаться с ребенком, - убеждена Елена. - Поэтому на место в детсаду мы не претендовали. А вот готовиться к школе нужно.
И здесь Гущиной помог новый детский сад, который три года назад открылся в этом микрорайоне города. Сейчас шестилетний Матвей ходит в группу "Дошколенок", которая действует в детсаду, - готовится стать первоклассником.
- Какой довольный он домой приходит! - улыбается мама. - Мы уже и слова пишем, и считаем. А недавно вернулся с круглыми глазами: "Мы на перемене в микроскоп смотрели". У них ведь, кроме того, что они на занятиях учебный материал проходят, все перемены - с пользой для дела. Поэтому и перемена у нас - любимое время. Большое спасибо тем, кто организовал такую группу в детском саду!
Детский сад - школе
Одного часа, причем не каждый день, Матвею вполне хватает для того, чтобы полноценно готовиться к первому классу. А вообще, как рассказывает заместитель заведующего детским садом №9 Рассказово по учебно-воспитательной работе Ирина Телепина, в группе "Дошколенок" можно заниматься от одного до пяти часов от одного до пяти дней в неделю - как захотят родители и в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В настоящее время в детском саду работает несколько "дошколятских" групп двух возрастов - для ребят пяти-шести и шести-семи лет.
- Такая группа нацелена на подготовку малышей к школе, - рассказывает Ирина Телепина. - Но мы не проводим ее в общепринятой форме школьных занятий. Основа нашей методики - это игра, в ходе которой воспитатель дает деткам навыки учебной деятельности. Поэтому все они ходят на такие занятия с большой охотой.
Дырка от сыра
А вот и спортивная комната, но только в ней сейчас совсем не малыши. Детский спортзал заняли молодые мамы, которые с энтузиазмом под веселую музыку пролезают в "сырные дырки". Этой игре их научила детсадовский инструктор по физической культуре. Впереди - забавный танец под песенку из "Фиксиков". Дома многие из мамочек будут разучивать его вместе со своими сыночками и дочками. Так проходит занятие для родителей, которое организуют в детском саду для тех, кто приводит деток в группу "Вместе с мамой". Это своего рода доясельная группа, в которой малыши в возрасте от восьми месяцев до полутора лет два раза в неделю привыкают к жизни в детском саду.
- На занятия крошки приходят вместе с мамами, - рассказывает заведующая детским садом №9 Рассказово Ирина Рагимова. - В этих группах они вместе с ними и находятся. Но в нынешнем учебном году мы постепенно отходим от этой традиции и иногда оставляем детей без родителей для того, чтобы они лучше адаптировались к детсадовской жизни. А мамы в это время идут на занятия к специалистам - инструктору по физической культуре, логопеду, психологу, которые показывают им приемы и методы развития детей раннего дошкольного возраста.
Ольга Куксова водит в такую группу племянника Ярослава.
- Вы сами видите, с каким позитивом мы здесь занимаемся, - говорит девушка. - Даже когда на улице не очень радостно, мы, придя сюда, сразу набираемся хорошего настроения. Для молодых женщин, которые постоянно сидят дома с маленьким ребенком, это очень интересное времяпрепровождение. И малыши идут сюда с удовольствием. Ярославу всего полтора годика, но он всегда, вернувшись домой, объясняет родителям, чем мы здесь занимаемся.
По информации, полученной нами в областном управлении образования и науки, в настоящее время в целом по региону организована работа пятидесяти восьми семейных групп, которые посещают сто девяносто детей.
- По всей области на базе детских садов работают консультационные центры, в которых родители получают методическую, психолого-педагогическую, диагностическую, консультационную помощь, - отмечают специалисты управления. - Сейчас на Тамбовщине действует 95 таких центров. А дошкольное образование в семейной форме получают более восьмисот детей.
Детские особенности
Еще одна особая группа, которая организована в этом детском садике, по-настоящему особая. Она так и называется - "Особый ребенок". Как рассказывает заведующая детским садом Ирина Рагимова, она предназначена для детей-инвалидов. Заниматься в ней могут любые дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, родители которых обратятся в детский сад.
Марина Капранова приходит на занятия в эту группу с дочкой Маргаритой с начала нынешнего учебного года.
- Мы уже достаточно давно ездим на занятия в Тамбов. Кроме того, посещаем бассейн, - рассказывает Марина. - А вот в Рассказово до недавнего времени подобных мест не было, пока представители этого детского сада не предложили нам здесь заниматься. Мы с большой охотой согласились, так как нашей девочке необходимы усиленные занятия.
Как отмечает мама, эффект от них налицо:
- Задержка в развитии менее выражена. Мы успешно занимаемся с воспитателем, психологом, логопедом. И я думаю, что у нас все будет замечательно.
Кроме того, по словам Ирины Рагимовой, в настоящее время детский сад посещают три ребенка-инвалида, которые работают по специальной программе, но при этом находятся в обычных детсадовских группах.
Как отмечают в областном управлении образования и науки, теме доступности дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в регионе уделяется самое пристальное внимание. Во всех новых детских садах в обязательном порядке предусмотрено создание необходимых условий для таких ребят.
- Каждый детский сад сегодня представляет собой ресурсный центр не только для детей, которые живут неподалеку от него, но и всех нуждающихся ребят с определенными заболеваниями, - подчеркивают в управлении образования и науки. - В этих центрах работают квалифицированные специалисты, которые обеспечивают предоставление качественной консультационной и диагностической помощи.
В результате в настоящее время в целом по области услугами дошкольного образования охвачены 325 детей-инвалидов.
От «Мукасольки» до театра
Дописал материал больше чем до половины и только сейчас понял, что к рассказу об основных группах этого детсада еще и не приступал. А ведь тут интересного хватит не на одну подобную статью.
Начнем с того, что воспитатели каждой из десяти таких групп, которые работают с семи утра до семи вечера, занимаются общим развитием малышей с помощью собственных методов. Например, Людмила Зенченкова специализируется на организации театральной деятельности. Сейчас в ее группе детки среднего дошкольного возраста - от четырех до пяти лет. По словам Людмилы Ивановны, это наиболее подходящий возраст для участия в детсадовских театральных постановках. Причем в них задействованы не только ребята, но и их родители. Мамы шьют костюмы для выступлений, пальчиковые куклы.
- На базе нашей группы организован клуб "Мамочка моя", в работе которого родители принимают самое активное участие, - рассказывает Людмила Зенченкова. - Мы всей группой отмечаем дни рождения деток, проводим совместные праздники, на которые мамочки приносят домашнее угощение. А в ближайшее время организуем торжество с домашним чаепитием, посвященное Дню матери. У нас здесь вообще все по-семейному. И лично для меня все ребята и их родители - моя большая семья.
Еще одна из детсадовских групп занимается по системе "Мукасолька". Название происходит от двух слов - "мука" и "соль". Воспитатель вместе с ребятами делает соленое тесто, из которого малыши лепят разные фигурки. Результат занятий - развивается мелкая моторика, а значит, и речь. В итоге из тридцати человек в группе в настоящее время только одному требуется помощь логопеда.
Прочная основа
Хотя и в этом смысле в детском саду проблем нет. Сейчас здесь действуют два логопедических кабинета, сенсорная комната, а также кабинет для специализированных занятий. Есть музыкальный и физкультурный залы, медицинский кабинет с процедурной и изолятором, пищеблок, прачечная и другие помещения.
- У нас очень хорошая материально-техническая база, очень активные молодые воспитатели, - рассказывает заведующая детским садом. - Я считаю, что у нас достойные кадры, которые могут работать в таком инновационном учреждении. Благодаря этому мы успешно решаем стоящие перед нами задачи, внедряя в практику нашей деятельности новые методы работы.
Нелишне будет отметить, что областному бюджету ремонт детского сада обошелся в 97 миллионов рублей, а два миллиона федеральных средств пошло на закупку современного оборудования. Кроме того, на техническое оснащение около девяти миллионов рублей было выделено из рассказовского городского бюджета.
От частного - к общему
Детский сад №9 Рассказово лишь один из многих, которые успешно осуществляют свою деятельность в современных условиях. Как отмечает консультант отдела общего и дошкольного образования управления образования и науки Тамбовской области Марина Сатанина, с 2013 по 2015 годы в регионе были введены в строй тридцать семь детских садов, в которые пошли три тысячи восемьсот тамбовских дошколят. Новые детские сады построены в Рассказово, Котовске, Кирсанове, Моршанске, Мичуринске, Тамбове, Уварово, в Первомайском, Тамбовском, Жердевском, Знаменском, Кирсановском, Никифоровском, Мордовском, Уметском, Сампурском, Сосновском, Гавриловском, Рассказовском и Уваровском районах. Всего же в системе дошкольного образования за это время создано более восьми с половиной тысяч мест.
- В итоге в нашей области полностью ликвидирована очередь в дошкольные учреждения для детей в возрасте от трех до семи лет, - говорит Марина Сатанина. - Следующая цель на ближайшее время - обеспечить на сто процентов местами в детских садах детей раннего возраста.
Это одна их нескольких задач, которые стоят перед работниками системы дошкольного образования на ближайшую перспективу. Кроме того, большое внимание на Тамбовщине намерены уделять созданию в детсадах безбарьерной среды для детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая уже сделанное, есть уверенность в том, что новые цели тоже будут достигнуты. А значит, тамбовские дошколята и дальше будут расти, окруженные заботой и вниманием любящих взрослых.
Александр Никитин, глава администрации Тамбовской области:
- На протяжении последних лет система образования области оценивается как одна из лучших в стране, динамично развивающихся и обеспечивающих высокое качество. Несомненным результатом 2015 года стало достижение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет за счет открытия дополнительно новых мест в детских садах. Кроме того, мы досрочно обеспечили выполнение требований майских указов Президента в плане увеличения доли детей, обучающихся по программам дополнительного образования, в частности, до 75 процентов от общего количества детей - преимущественно за счет развития инфраструктуры и интеграции межведомственных ресурсов образования, культуры и спорта, а также реализации федерального партийного проекта «Реконструкция спортивных залов в сельских школах».