Газета №46 (1070), 15 ноября 2016
Перейти к номеру

История про географию

15 ноября 2016, 15:46 Прочитали 904 раза
Фото: NewsProm
Нужен ли обязательный ЕГЭ по «легкому» и «ненужному» предмету?
Знаете ли вы, в каком регионе России больше всего за год выпадает осадков, какой приток Волги самый крупный? Или, не задумываясь, можете ответить, какой принадлежащий России остров в Тихом океане - крупнейший?

Если вы не смогли ответить на эти вопросы, то, наверное, вам пора снова сесть за учебники по географии. Вопросы из школьного курса поставили в тупик половину наших сограждан, принимавших участие во Всероссийском географическом диктанте в прошлом году.

Двойка за диктант!

В прошлом году результаты географической проверки были плачевными. Из семидесяти тысяч человек, писавших географический диктант, почти половина, 49 процентов, не справились с ним, и всего 191 человек набрал максимальные сто баллов.

Результаты прошлогоднего диктанта шокировали общество, расстроили педагогов и обнажили очередную проблему в системе российского образования. Министр обороны и президент Русского географического общества Сергей Шойгу тогда отметил, что по итогам всероссийского географического диктанта стало очевидным незнание россиянами географии. И поставил свою "оценку", сказав, что "географию у нас знают примерно на три с минусом. Но это мы так сами себя утешаем немножко, на самом деле там, конечно, ниже минуса, с двумя или с тремя минусами".

Многие из написавших не смогли вспомнить, где расположена самая влажная по среднегодовой сумме осадков территория в России (Краснодарский край), где больше всего добывается нефти (Ханты-Мансийский автономный округ), а также сколько времени на часах туриста, поднимающегося на вершину Ключевской Сопки, если у его приятеля, загорающего на Куршской косе, 20 часов. Задания диктанта были взяты из школьного курса.

По мнению Шойгу, такая ситуация сложилась, в том числе, и из-за того, что при довольно активных темпах развития образования менялась и структура преподавания. А что думают об этом сами учителя? В чем причина географического "пробела"? Какой выход видят? Мы попытались разобраться.

ЕГЭография

Одной из мер, предложенных на недавно проходившем втором Всероссийском съезде учителей географии, стало введение обязательной сдачи Единого государственного экзамена по этому предмету. Участники особо отметили, что, прежде всего, необходимо поднять уровень грамотности школьников. Идею поддержала и новый министр образования Ольга Васильева.

Напомним, сейчас ЕГЭ по географии можно сдать по желанию. И пока предмет не может похвастаться популярностью у выпускников. В России всего два процента школьников сдают ЕГЭ по географии. В нынешнем году по стране таких смельчаков было около двадцати тысяч, а это примерно пятьдесят географических факультетов, сто пятьдесят факультетов, которые связаны с экологическим образованием, и некоторые специальности в МГИМО.

Тамбовская область также не может похвастаться цифрами. В этом году ЕГЭ по географии в нашем регионе сдавали 95 человек, из которых четверо не преодолели минимальный порог в 37 баллов и всего один выпускник набрал максимальный результат - сто баллов.

Отвечают учителя

У школьных учителей идея введения обязательного ЕГЭ по географии большого энтузиазма не вызывает. Они считают, что для решения проблемы географической безграмотности (а речь идет не только о механическом запоминании столиц различных государств) необходимо принципиально менять подходы ко всему: к системе оплаты труда педагогов, системе контроля знаний, конечно же, к самому ЕГЭ, к методам преподавания.

На наши вопросы ответили учителя из разных регионов страны, и их ответы говорят о том, что это действительно общая проблема для большинства регионов.

Арсений Попов, учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2012», учитель года Тамбовской области - 2012:

"Я отношу себя к сторонникам самой формы ЕГЭ, то есть к итоговому тестированию, одинаковому для всех выпускников. Это устоявшаяся практика во многих странах, которая дает нужный результат - равенство выпускников при поступлении в высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Однако есть одно "но", а именно несовместимость системы ЕГЭ с нынешней системой образования. Многие рейтинги школ, официальные и неофициальные, от которых зависит их финансирование, а также рейтинги учителей, от которых зависит их заработная плата, опираются, в том числе, на результаты ЕГЭ, что превращает обучение предмету фактически в подготовку к сдаче единого экзамена (на учительском арго - натаскивание), что не одно и то же. Перед нами не самые удачные примеры математики и русского языка. К тому же есть у учителей и других участников образовательного процесса претензии к форме и содержанию заданий экзамена.

По моему мнению, вводить обязательный ЕГЭ по географии в нынешней системе образования нельзя. Сначала нужно менять систему финансирования школ и начисления зарплат учителям (я сейчас не об увеличении, а об изменении системы начисления). Это как шестеренки одного механизма, какие бы хорошие они ни были сами по себе, если они не подходят друг к другу - механизм не заработает".

Дмитрий Филатов, Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», победитель конкурса «Учитель года Амурской области - 2012», учитель географии Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б. Ольбинского Московской области:

"Сам по себе Единый госэкзамен неплох и дает возможность дистанционного поступления детей в любой вуз страны. К сожалению, обязательность данной формы проверки для всех - палка о двух концах. Большинство детей в нашей стране не готовы сдать такой экзамен без специальной подготовки, того самого "натаскивания", о котором говорила и министр образования. Кроме этого, с ограничением выбора детьми экзаменов начали страдать "неважные" предметы, в число которых попала и география. Как вступительный экзамен в вуз география востребована только в вузах с сугубо географической направленностью, а их не так много. И как отмечали все специалисты в Минобре и Рособрнадзоре, это очень маленький процент сдающих, около трех процентов.

И таких предметов много. А ведь география, как и физика, история, биология и другие предметы, является базовым для понимания общей картины мира. Оказавшись в числе необязательных и ненужных, эти предметы стали мало интересовать основную массу школьников, что привело к заметному снижению качества знаний.

В этом смысле подтягивание "неважных" предметов, введение всероссийской проверочной работы по географии и другим дисциплинам вполне своевременно и даже желательно.

Введение обязательности ЭГЭ по географии, как, впрочем, и по другим предметам, в данный момент приведет к уже знакомой картине, которая произошла с ЕГЭ по математике: в связи с полной неготовностью детей сдавать в данный момент мы получим только один вариант - массовые двойки за ЕГЭ и соответственно невозможность получить аттестат об окончании школы. Отсюда выход только один - упрощение экзамена, так называемой "базы", и создание "профиля" для детей, знающих предмет и сдающих экзамен для поступления в вуз.

Я как специалист вижу только один выход из этого замкнутого круга: вынос ЕГЭ за пределы школы и аттестата об образовании, создание специальных центров по сдаче ЕГЭ, причем в любое удобное для ребенка время. Но это лишь мечты...

Что касается содержания предметных областей современных школ, к сожалению, увлечение новыми и старыми предметами привело к сокращению часов по предметам, но не к сокращению программы. И учителям приходится объяснять сложные темы в ограниченное время, идти на разного рода хитрости или давать предмет для проформы, как говорится, в полноги. Если и менять содержание, то только в пользу практических знаний, применимых в жизни любого человека".

Елена Давыдова, учитель географии МОУ «СОШ №5 УИМ» города Магнитогорска, Почетный работник общего образования РФ, действительный член Русского Географического общества, двукратный победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО «Образование» (грант Президента РФ) в 2006 и в 2012 годах, делегат 1-го и 2-го съездов учителей географии; победитель Всероссийского конкурса РГО в номинации «Тренер победителей олимпиад», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2001»:

"Я была делегатом съезда, на котором обсуждался этот вопрос. Предложение об обязательном ЕГЭ и ОГЭ мы не приняли (и это неправильно - всех школьников заставлять сдавать обязательные экзамены). Подавляющее большинство делегатов и участников съезда проголосовали "против". А вот по проверочным работам - другой разговор.

В этом году пройдет Всероссийская проверочная работа по географии для одиннадцатых классов. Примерные вопросы мы посмотрели: вполне решаемые, кроме того, можно будет использовать атласы. Так что идея проведения проверочной работы намного лучше, чем ЕГЭ. Подобные же контрольные планируются и для девятиклассников. Но окончательно утверждение концепции географического образования будет в декабре, на коллегии в министерстве и правительстве.

Уровень знаний по географии везде разный, и это зависит в первую очередь от учителя. Не в количестве часов и не в учебниках дело - хороших учителей географии мало! Да и с точки зрения администрации образовательных учреждений и родителей, география - бесполезный, легкий и ненужный предмет. Думаю, что контрольные не помогут проблему решить, нужно менять менталитет общества, чтобы все понимали: развитие страны зависит от специалистов, знающих географию".

Вместо заключения

Преподаватели географии уверены, что предмет необходим не только выпускникам, выбирающим специальность, связанную с данной наукой, а абсолютно всем школьникам. Ведь география занимается комплексным изучением природы, населения и хозяйства и является неотъемлемой частью нашей жизни: это и погода, и размещение магазинной и транспортной сети, и качество жизни в отдельных районах и регионах нашей страны и всего мира! И даже политическая нестабильность отдельных государств, которая влияет на цены в ближайшем магазине.

А если у вас есть желание проверить свои знания, то в ближайшее воскресенье, 20 ноября, можно принять участие во втором Всероссийском географическом диктанте. Задания будут доступны и в режиме онлайн.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер