Газета №42 (1066), 18 октября 2016
Перейти к номеру

И уму, и сердцу

18 октября 2016, 14:08 Прочитали 891 раз
Фото: МБОУ «СШ №33»
Идеалом современного образования и воспитания видится благородная личность
Образование и воспитание

В настоящее время мы наблюдаем удивительный процесс в образовательной сфере, который сочетает в себе возвращение к лучшим традициям прошлого и ориентацию на современные тенденции в различных областях жизни. Одним из китов, на которых зиждется наша новая школа, является воспитание. Отказ от этой стороны учебного процесса в недавнем прошлом привел к тому, что образование свелось к передаче информации и возник мировоззренческий кризис.

Теперь важную роль педагоги отводят именно развитию нравственности, в чем лучший пример подает православное воспитание. Естественно, важнейшим участником и партнером учебных заведений в деле формирования духовного пространства выступает Церковь. Однако свою посильную лепту в развитие подрастающего поколения должны вносить все слои общества и всеми возможными средствами.

На деле

Как раз о практических сторонах взаимодействия духовной и светской школ говорили участники Всероссийской научной конференции "Духовно-нравственное воспитание в системе среднего и высшего образования: традиции и инновации" на секционных площадках. В Тамбовской области духовно-нравственное воспитание уже хорошо поставлено. Возрождена семинария, в которой обучаются специалисты - будущие священнослужители, регенты и чтецы; работают катехизаторские курсы и курсы повышения квалификации. Введено оно и в общеобразовательных школах и вузах как предмет "Основы религиозных культур и светской этики", как неотъемлемая составляющая некоторых занятий и праздников.

Знания для души

Многие педагоги уверены, что эти знания должны быть не просто культурологическими, они должны направлять нравственный выбор, помогать отличить добро от зла, обращать к высшим вопросам бытия. Высокая духовность проявляется в доброте, любви к окружающему миру, гуманизме, глубокой мысли, потребности к творческой созидательной деятельности. Одним словом, это то, что считается во всем мире истинным благородством.

Кстати, предвижу вопрос: а зачем оно, благородство, когда миром правят деньги? Но богатство - не синоним счастья, которого так упорно ищут многие. Достоинства всего общества определяют степень "счастливости" конкретных людей, достоинство одного человека помогает ему благополучно жить в любых условиях, к тому же оно способно поразить и даже покорить вопиющую злобу. Сколько таких случаев, когда кротость жертвы повергала в прах мучителя: созерцая невинного Христа, разбойник покаялся на кресте; мужчина, дерзко ударивший в щеку святителя Тихона Задонского, преклонился перед его смирением и раскаялся в грехе.

Литература как учебник

Изобилие нравственных примеров встречается в художественной литературе, где под чутким наблюдением писателей выкристаллизовываются типы и ситуации. О спорных вопросах при изучении русской классики ХХ века говорила преподаватель Тамбовской духовной семинарии Елена Грудинина. Отечественная словесность - наше великое наследие, которое теперь играет большую роль в сохранении национального самосознания. Однако среди духовной и творческой полифонии, свободы художественного самовыражения Серебряного века, действительно, легко растеряться. Здесь есть место и откровенному безбожию, и поэтизации зла. Необходимо научить детей отличать правду от лжи, полезное от вредного. Так, например, герои Чехова являют признаки духовной деградации, ни один из них не вспоминает о Боге. Последовавший разрушительный результат потери Бога всем известен - 1917 год и жестокие всенародные мучения. Вот она и мораль.

Через литературу появляется потребность открыть Евангелие, проверить утверждение писателя через первоисточник. Таким образом, русская литература - прекрасный учебник жизни, позволяющий почерпнуть доброе и приобрести духовный иммунитет.

Тайные шифры

Колоссальным подспорьем в духовно-нравственном воспитании, по мнению преподавателя Тамбовской духовной семинарии Людмилы Евтихиевой, служат народные традиции, поскольку православная мысль зашифрована во всех пластах нашей культуры. Нужно только уметь считывать затаившуюся информацию. А для этого следует формировать у детей творческую активность, развивать эстетический вкус.

Обязанность и потребность

Сейчас дети испытывают колоссальную психическую нагрузку при изучении сложных основных предметов, при постоянном контакте с компьютером. Обязательное подчас выматывает все силы, не оставляет их на душевное, и душа голодает. Но кто в конечном счете поручится, насколько пригодятся эти прочные обязательные знания будущему специалисту? Тратятся силы и время на зубрежки, от которых через год-другой после сдачи ЕГЭ следа не останется. В школах сокращаются часы на музыку, рисование, труды, уже давно считавшиеся некими побочными предметами. Между тем неумение видеть красоту обедняет человека, делает неразборчивым потребителем, который "все схавает", а может, окажется способен и на что похуже.

Недостающую информацию всегда легко найти и пополнить свой багаж, а чтобы развить тонкое чувство прекрасного и достичь рассудительной мудрости - на это нужны годы работы над душой. Поэтому тысячу раз правы педагоги и православные пастыри, которые считают главной ценностью образования облагораживание личности.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер