Газета №41 (1065), 11 октября 2016
Перейти к номеру

«Губит людей не пиво…»

11 октября 2016, 16:52 Прочитали 884 раза
Как отразится на российском потребителе запрет рекламы безалкогольного пива?
Песня, строчка из которой озаглавила этот текст, впервые была спета в нетленной комедии "Не может быть!". По сюжету исполняющий ее герой продавал всякому желающему пиво в кружках из деревянной палатки. Пиво из уличной бочки предпочитали пить и герои других гайдаевских фильмов - Трус, Балбес и Бывалый. Хлебнуть пенного в промежутках между антиалкогольными кампаниями герои отечественного кинематографа любили. И несмотря на отсутствие на экране телевизора стыдливых надписей о демонстрации вредных привычек, пили наши советские предки в основной своей массе меньше, чем современники.

Как посмотришь, так и увидишь

Реклама алкогольных напитков на телевидении сегодня запрещена. Тем не менее, производители пива и пивных напитков могут косвенно обойти этот запрет, выпустив на экран рекламу безалкогольного напитка. С точки зрения закона они чисты. Однако следует понимать, что рекламируется не только конкретно этот напиток, но косвенно - вся линейка товаров, выпускаемая под данным брендом. И когда потребитель приходит в магазин, то вряд ли среди колоссального выбора темных, крепких, светлых и прочих видов пива он возьмет пресловутую "нулевку".

- Что происходит? Какое-то белое пятнышко в нижнем или в верхнем углу, где написано "ноль процентов алкоголя", но идет реклама, скрытая реклама, причем конкретных марок пива, которых безалкогольных нет в продаже, а формально все правильно. Как классик-то наш говорил? "По форме все правильно, а по существу - издевательство, - сказал в программе "Пресс-конференция" телеканала "Россия 24" первый заместитель руководителя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.

Бывший главный санитарный врач поддерживает предложение Роспотребнадзора о запрете рекламировать безалкогольную продукцию пивоваренным компаниям. Ведомство ссылается на профильный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в котором пиво определяется как "алкогольный напиток с содержанием этилового спирта". Поэтому, по мнению представителей санитарной службы, сама формулировка "безалкогольное пиво" некорректна, поскольку правильнее было бы называть эту продукцию "пивным напитком" или "напитком на основе пива".

Совсем без рекламы алкоголь не останется: согласно закону, продвижение алкоголя запрещено в печати, в телепрограммах и радиопрограммах, на всех видах транспорта, на уличных билбордах и в Интернете. Однако есть и оговорка. Рекламировать пиво, вина и другие некрепкие напитки разрешено в магазинах, а также в печати (за исключением первой и последней полос). Кроме того, продвигать российские вина и шампанское можно в теле- и радиоэфире в ночное время. Само собой, что реклама продукции должна сопровождаться сообщением о вреде чрезмерного потребления алкоголя.

Смущает Роспотребнадзор и подача продукта в рекламе. В ведомстве утверждают, что ни в одном из просмотренных ими роликов выпивший безалкогольного пива герой не садится, к примеру, за руль. А сам характер рекламы - вечеринки либо посиделки с друзьями - больше подразумевает "алкогольный" характер отдыха.

Сами производители, впрочем, уверены в безвредности рекламы, поскольку она "способствует постепенному переключению людей с пива с содержанием алкоголя на безалкогольную продукцию". И приводят пример - повышение спроса на безалкогольную продукцию одной известной пивоваренной компании на девять процентов с начала года. Действительно, помогают ли пивовары государственной политике по сокращению потребления спиртного или же всеми силами играют на потребительских чувствах?

- В инициативе определенно есть рациональное зерно. Стереотип о том, что алкоголь помогает расслабиться, что спиртное - незаменимый атрибут праздника, прочно засел в голове едва ли не каждого россиянина. Поэтому когда мы видим веселую компанию с бокалами в руках, мы не думаем, что в этих бокалах, например, вишневый сок или газированная вода, - рассуждает психолог Анна Ветрова. - Так и здесь, видя на экране телевизора, предположим, двух друзей, смотрящих футбольный мяч, мы автоматически решим, что они расслабляются отнюдь не с безалкогольным напитком. На этих стереотипах и строится реклама. Понятно, что зритель и не подумал бы об алкоголе, если бы производитель в ролике преподносил совершенно другие свойства продукта: большую пользу в сравнении с алкогольным аналогом, ясность сознания после питья и другие. Но в большинстве реклам мы этого не видим. С экранов телевизоров нам транслируют совершенно иной образ жизни. Именно подачу и следует скорректировать.

К слову, в Минздраве также комментируют, что "реклама безалкогольного пива не исключает повышения интереса к алкогольному аналогу данного напитка". При отсутствии другого широко рекламируемого аналога алкоголя пивная продукция единолично занимает маркетинговый олимп. И это подтверждает статистика.

Пьем ли пенное?

Если в семидесятые годы житель РСФСР за год выпивал, в среднем, 8 литров алкоголя (из них полтора литра пива), то в 2012-м картина стала куда менее радужной. Спиртного в десятые годы пьют по одиннадцать литров за год, четыре с половиной из которых - пиво. Связать это можно как с большей доступностью и большим выбором алкогольных напитков, нежели в советские годы, так и с ограничительной кампанией по продаже алкоголя. Купить спиртное в супермаркете после 21.00 в Тамбовской области (22.00 в Самарской и 23.00 в Московской) - задача невыполнимая. Однако это не мешает появляться, как грибам после дождя, многочисленным закусочным-пивнушкам, торгующим некрепким алкоголем едва ли не круглосуточно. Пивом больше не торгуют на улице из деревянных бочек, но менее доступным оно не стало.

Крупные производители пива в феврале 2016 года отчитались о падениях спроса на их продукцию. Так, в 2015 году значительное сокращение продаж затронуло компании "Carlsberg Group" и "Heineken". Снижение составило почти десять процентов и связано было, первоочередно, с падением покупательской способности россиян. Стали ли наши соотечественники меньше употреблять пива и пивных напитков? Отнюдь: они переместились на более дешевые аналоги, производимые на местных пивоваренных заводах и продающиеся в местных торговых сетях.

Радоваться развитию местного бизнеса или начинать беспокоиться о здоровье тамбовчан? Вопрос спорный. Если употреблять хотя бы литр пива в неделю, то привыкание обеспечено. А следом за ним - и пивной алкоголизм, который крайне трудно диагностировать, в отличие от пристрастия к крепкому алкоголю. Если наши прабабушки ополаскивали волосы в живом пиве и хвастались длинными косами, то синтетическое пойло, которым их внуки и внучки "ополаскивают" внутренности, никакой пользы не принесет.

- Попадая в организм, пиво быстро переполняет кровеносные сосуды. Это приводит к варикозному расширению вен и расширению границ сердца. Так возникает синдром "пивного сердца" или синдром "капронового чулка", когда сердце сильно увеличивается в размерах, провисает, становится дряблым и плохо качает кровь, - рассказывает врач-терапевт Галина Дроздова. - Пиво содержит ряд токсических веществ, в том числе соли тяжелых металлов, вызывающих изменения в эндокринной системе. Так, в организме мужчин при систематическом употреблении пива выделяется вещество, подавляющее выработку мужского полового гормона тестостерона. Пиво содержит фитоэстрогены - аналог женского полового гормона, что приводит к постепенной феминизации мужского населения. У пьющих пиво мужчин начинает откладываться жир по женскому типу - на бедрах и боках, разрастаются грудные железы. Пиво ослабляет интерес к другому полу. Пятнадцать-двадцать лет пивного стажа - и импотенция гарантирована.

Культура потребления алкоголя в России по-прежнему невысока. У нас нет пивных фестивалей, гремящих на всю страну, но пиво мы пьем в среднем на душу даже больше, чем в Евросоюзе, куда, на минуточку, входят Чехия и Германия. Возможно, потому, что в стране с тщательно лелеемыми пивоваренными традициями пить из пластиковой бутылки на лавочке у подъезда приравнивается к кощунству.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер