Газета №40 (1064), 4 октября 2016
Перейти к номеру

Учить бы рад, доучиваться тошно

4 октября 2016, 16:38 Прочитали 837 раз
В России может появиться «лингвистическая полиция»
"Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе". Это знают все. Но, как говорят современные экономисты, количество вложенных инвестиций не всегда оправдывает результат. А жаль. Винить в этом современную ЕГЭшную систему образования, качество подготовки педагогов или самих школяров - это кому что больше нравится. Ученые, лингвисты, филологи и просто неравнодушные люди бьют тревогу: грамотность россиян приобретает угрожающие размеры. Чтобы оценить масштаб катастрофы, попросите у учителей-словесников местной школы полистать тетради по русскому языку. Можно в соцсетях покопаться, поверьте, отыщите немало интересного. Главное, палку не перегнуть. Ярые борцы за грамотность могут излить желчь и за опечатку, и за шестнадцать ошибок в слове из пяти букв. Такое тоже бывает. Вообще движение за сохранение великого и могущего в нашей стране явление не новое. То и дело в разных регионах России появляется группа борцов с безграмотностью. Создать федеральные механизмы пока не удавалось. Удастся ли реализовать когда-нибудь такие идеи в жизнь - вопрос времени.

А и б сидели на трубе

Не так давно ассоциация учителей литературы и русского языка предложила создать "лингвистическую полицию". Предполагается, что новое "ведомство" защитит русский язык от обилия иностранных слов. Об этом сообщают федеральные СМИ со ссылкой на председателя исполкома ассоциации, члена совета по русскому языку при Президенте РФ Романа Дощинского.

- Это может быть, допустим, отдел в полиции. Посмотрите сейчас на названия наших кафе, магазинов - это создает тот самый процент, который обеспечивает языковую среду для ребенка. То есть он видит искаженные облики слов, видит слова, где латиница перемешана с кириллицей, - пояснил Дощинский.

Обрадуются ли полицейские такой перспективе - сказать сложно. В качестве примера успешной реализации подобного проекта Роман Дощинский привел Францию, где действует специальный закон по защите национального языка. Он, например, предписывает, сколько заимствованных слов может быть в песнях. Представитель ассоциации считает, что такой проект мог бы прижиться и в России.

Кроме того, по словам общественника, в России необходимо пересмотреть закон о государственном языке, включив туда пункты, связанные с охраной литературных норм.

- Нужно в законе о государственном языке прописать, что такое государственный язык, кто несет за него ответственность, и должна ли за это быть, возможно, административная ответственность, - подчеркнул он.

Защита родной речи то и дело всплывает в качестве какой-либо политической инициативы. Так, в 2013 году депутаты от фракции ЛДПР предложили ввести штрафы за публичное использование иностранных слов в русской речи. Однако в июне 2013 года профильный комитет парламента по культуре отклонил предложенный на рассмотрение документ.

Уже год спустя все тот же профильный комитет Госдумы по культуре рекомендовал принять в первом чтении законопроект о штрафах за неоправданное использование иностранных слов при публичном распространении информации на русском языке. Законодательная инициатива гласила, что во время публичного выступления на русском языке использование иностранных слов, имеющих аналог среди русских, будет караться штрафом для граждан до 2,5 тысяч рублей, должностных лиц - до пяти тысяч, а юридических - до 50 тысяч рублей. Этот закон принят не был.

Напомним, что в настоящее время защитой и развитием русского языка занимается специально созданный Совет при Президенте страны. Он был создан в конце 2013 года. Одной из основных задач совета является содействие в реализации государственной политики, направленной на популяризацию русского языка, его поддержку и развитие.

Функционал безграмотности

Как будет работать "лингвистическая полиция", если ее все-таки создадут, по каким правилам будут оцениваться объекты контроля, а главное, поможет ли метод кнута сделать россиян грамотнее? Вопросы остаются вопросами. Но в одном эксперты уверены: проблема формировалась годами. Все чаще речь заходит о так называемой функциональной неграмотности. Неспособность читать длинные тексты, строить предложения с деепричастными и причастными оборотами, анализировать и преобразовывать информацию - все это стало суровой реальностью, причем не только современной России.

На Западе о функциональной неграмотности задумались еще в 80-х годах прошлого столетия. И вот почему: образование в школах получали вроде бы, а вот пользоваться им попросту не умели. Люди не становились умней, все хуже справлялись со своими профессиональными обязанностями. Формально они умеют и читать, и писать. Но по факту - смысл прочтенной книги им не понятен, а написать, к примеру, письмо становится практически невыполнимой задачей. Интересно, что функциональная неграмотность - это скорее не социальный фактор, а психологический. Специалисты отмечают, что люди, страдающие функциональной неграмотностью, узнают слова, но не умеют декодировать язык, находить в нем художественный смысл или техническую пользу. Поэтому читатели и зрители из них никудышные - они предпочитают самую грубую и прямолинейную поп-культуру. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти.

Причем массово это начало развиваться в эпоху всеобщей информатизации. Общение в социальных сетях, интернет-сообществах заранее предлагает человеку определенный алгоритм поведения. Фразы становятся более емкими, лаконичными. Общение - мобильным. Даже шутка такая появилась, что в глобальной сети возникла новая религия "твиттерианство". Короткая фраза, фото - на большее не хватает сил.

В интервью "ТК" профессор, доктор филологических наук ТГУ имени Державина Антонина Щербак отмечала, что, к сожалению, орфографическая и пунктуационная грамотность современных студентов оставляет желать лучшего.

- В этой ситуации огромную роль играет школа. Не имея фундаментальных лингвистических знаний, погруженные в среду сленга, жаргона и новояза, молодые люди поэтому говорят и пишут на русском языке безграмотно. В современных российских школах обучение отечественному языку далеко от идеала. Во многих российских высших учебных заведениях на первом курсе есть занятия по русскому языку и культуре речи, есть практический курс русского языка, где "вспоминают" школьные правила русской орфографии и пунктуации. А это означает только одно: в вузы поступают люди, не владеющие родным языком, - подчеркнула Антонина Семеновна.

Так откуда же все это берется? Все мы родом из детства. Помните? Вот и ученые уверяют, что функциональная неграмотность в большинстве своем формируется именно у детей. Но взрослые люди не защищены от этой "болезни". Это в детстве за невыученный урок по географии можно двойку схлопотать, а взрослый едва ли помнит историю Московского княжества, правило Буравчика или синтаксический разбор предложения. Хорошо, если Википедия рядом будет. А если нет? Мол, в повседневности эти знания не применяются, значит, "с глаз долой из сердца вон".

Любопытно, что все в округе создано для функционально неграмотных людей: реклама, уровень литературы, поп-культура, низкокачественные СМИ, превалирующие над качественными изданиями. Да и сами люди не шибко тянутся к знаниям. К слову, один мой знакомый историк как-то сказал, что сегодня в мире слишком много информации. Корпеть над сотнями фолиантов в библиотеках или листать многотысячные подшивки газет уже не нужно. Заходишь в Интернет, задаешь поиск - и ву-аля! Разжеванная, структурированная, емкая информация готова. Берем и поглощаем. Далее знакомый предположил, что если сегодня лишить людей информации, то бишь запретить (это не призыв к переворотам, а фантазия на тему), то люди мгновенно потянутся к запретному плоду, а уровень образованности резко возрастет.

Еще одна деталь, и заключается она в том, что нищета порождает нищету, в духовном плане точно. Если в семье нет книг, а по телевизору только ток-шоу или мыльные оперы, да к тому же родители отбивают тягу к знаниям банальным: "отстань, я занят", то что следует ожидать? Сколько раз приходилось наблюдать картину, где в семьях вместо того, чтобы заниматься ребенком, ему суют в руки телефон или планшет. Как он должен воспринимать реальность, если отфильтровывать информацию он с детства не умеет?

Говоря о причинах функциональной неграмотности, некоторые эксперты высказываются о том, что чаще этой "болезнью" "страдают" люди из малообеспеченных слоев населения. Правда, взаимосвязи между функциональной безграмотностью и достатком нет, но аргумент таков: доступ к книгам, научным центрам вузов, мировым сокровищам культуры людям с невысоким достатком попросту недоступен. Конечно, не факт, что обеспеченные люди бросают все силы на образование. Да и с "небогатыми" не все так просто. В конце концов, еще Рэй Брэдбери говорил: "Я получил образование в библиотеке абсолютно бесплатно".

Но следует признать, что одни люди становятся все умнее, словно жонглеры оперируя бесконечными потоками информации, а другие сами по своей собственной воле загоняют себя в бессмысленный и бессловесный круг. Жаловаться некому, да и есть ли смысл? Выбор он, к радости, есть всегда. Шариковыми становятся добровольно.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер