Газета №39 (1063), 27 сентября 2016
Перейти к номеру

Перемена для образования

27 сентября 2016, 16:23 Прочитали 868 раз
Придут ли с новым министром образования изменения в систему?
Новый министр образования и науки Ольга Васильева в должности чуть больше месяца, тем не менее, как только она приступила к своим обязанностям, сразу же сделала несколько важных заявлений. Речь шла о сельских школах, ЕГЭ, бумажной работе и о долгожданной пятидневке. Но обо всем поподробнее.

Человек в системе

Ольга Васильева - человек, хорошо известный в научной среде. Она издала более двухсот сорока научных работ. Сфера ее научных интересов - история Русской Православной Церкви в двадцатом веке, государственно-церковные отношения в советский период, религия и политика, международные отношения, Церковь и внешняя политика, проблемы религиозно-политического экстремизма. Но новый министр сразу дала понять, что ее исследовательскую деятельность не стоит отождествлять с работой на новом посту. У Ольги Юрьевны несколько образований. Окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем исторический факультет Московского педагогического института и факультет "Международные отношения" Дипломатической академии МИД РФ.

В 1987-1990 годах училась в аспирантуре Института российской истории РАН. Профессор Васильева четырнадцать лет заведует кафедрой религиоведения в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. В последние годы занимала должность заместителя начальника управления по общественным проектам администрации Президента.

О ЕГЭ и сельских школах

Сельскую школу следует рассматривать как социокультурный центр, вокруг которого сосредоточена жизнь села. Такое заявление сделала Ольга Васильева на III Всероссийском съезде сельских учителей в Чебоксарах. Обсуждая проблемные вопросы системы образования, министр подчеркнула, что необходимо сохранять сельские школы, в том числе малокомплектные. Что весьма прибавило оптимизма в учительской среде. Одновременно с этим она высказалась за то, чтобы в сельских школах делали акцент на практических занятиях и профориентации, а дети в процессе учебы могли находить "свои" профессии и оставаться работать на селе. По мнению министра, в сельских школах для профориентации даже больше возможностей, чем в городских.

Более того, роль школы на селе теперь не просто будет усиливаться, ее необходимо рассматривать как социокультурный центр. Например, школьной библиотекой в этом случае смогут пользоваться не только дети, но и взрослые. А в кабинет врача, который также находится в сельской школе, придут не только ученики, но и другие жители села.

- Нужно найти оптимальный механизм, хотя это будет непросто. Школа финансируется из бюджета образования, сельские врачи - из бюджета здравоохранения, а библиотека - из бюджета Минкультуры, - сказала Ольга Васильева.

И добавила, что для сельской школы деньги другой отрасли - это поддержка, которая точно не будет лишней:

- На мой взгляд, сельскую школу как социокультурный центр и центр села гораздо легче содержать, чем простую образовательную организацию.

Что касается ЕГЭ, то отменять его в России не намерены, зато возьмут курс на совершенствование госэкзамена.

- Я считаю, что это большое социальное завоевание. И в этом плане наша страна - удивительная. Например, Англия внедряла ЕГЭ столетиями, нам на это хватило десятилетия, - заявила Ольга Васильева. И добавила, что надо двигаться вперед, совершенствовать процедуры и сами задания, сокращая, где это возможно, тестовое элементы и расширяя творческую часть.

Учителям же министр дала понять, что будет всячески бороться с той практикой, когда подготовкой к ЕГЭ занимаются во внеурочное время, и отметила, что результаты ЕГЭ не являются главным показателем работы школы.

Бумажная работа и молодежь

Особый акцент профессор Васильева сделала на активном привлечении в школы молодых педагогов. При этом доля учителей со стажем и молодежи в школах должна быть равной. Сейчас основной костяк педагогов - те, кому за сорок. Молодежи в школах примерно столько же, сколько в среднем в развитых странах. А вот доля учителей от пятидесяти до пятидесяти девяти - почти тридцать процентов. Это гораздо выше, чем в государствах - лидерах образовательного процесса. Но тогда возникает вопрос: как привлечь молодые кадры в школы? Меры поддержки действуют во многих регионах. Так, на Сахалине молодым учителям предоставляют льготные беспроцентные кредиты на жилье. Учителя напомнили, что сегодня им приходится жить на манер старого анекдота: "Уберите из школы детей, они нам работать мешают". Ведь педагогам приходится тратить значительную часть времени не на воспитание и образование подрастающего поколения, а на заполнение разных бумаг. Касательно нескончаемой бумажной волокиты, которая душит педагогов, министр сообщила: обязательными для заполнения останутся три документа - программа, электронный журнал и дневниковая страничка, которая в него входит.

- Это все ваши документы. Больше никто вас ничего заставить не может, - обнадежила собравшихся министр. А в адрес контролеров и проверяющих заметила, что более восьмидесяти процентов той информации, которую запрашивают различные службы у учителей, находится на официальном сайте школы.

Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что хотя полностью уйти от отчетности не удастся, но она должна быть понятной, без повторов:

- Абсолютно согласен, что эта отчетность не должна содержать в себе общедоступную информацию.

Школьная работа

Еще одной актуальной темой российского образования является состояние инфраструктуры школ. Учителя единогласно поддержали программу по реконструкции и строительству новых школ, запущенную в этом году. При этом модернизация коснется не только самих школ. В регионы будут поставлены школьные автобусы. Распоряжение об этом подписал Дмитрий Медведев. До конца года школы получат 1800 новых автобусов.

Со временем все школы перейдут на пятидневку. Но это, как отметила министр, не коснется десятых и одиннадцатых классов. Пока что пятидневка - несбыточная места для многих учеников и учителей. В России есть и вторая, и даже третья смены в школах. Особо тяжелое положение на Северном Кавказе, в Приморье, в Крыму. И все из-за того, что остро не хватает учебных помещений. По плану Минобрнауки через два года все школы должны отказаться от третьей смены, а к 2025-му - от второй.

Особая забота - о начальной школе, которая является основой всего дальнейшего образования.

- Сейчас в начальной школе используется около четырехсот учебников. Это недопустимо. В этом огромном море учебников есть всего две-три линейки, которые являются достойными, не более, - заявила Ольга Васильева. - Я глубоко убеждена, что все школьники страны должны иметь базис, который должен быть одинаков от Дальнего Востока до Калининграда.

Труд и трудности

В целом же система образования, по мнению Ольги Васильевой, нуждается в реформировании. Один из главных принципов - хорошие, проверенные временем традиции советской школы надо возродить. И один из методов - возвращение в школу общественно полезного труда.

- Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений, - перечислила министр. - Конечно, труд не должен представлять угрозу жизни и здоровью школьника.

- Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит одиннадцать лет, - объяснила Васильева. - Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями.

Изменения коснутся и системы переподготовки кадров. Васильева заявила, что Минобрнауки обсуждает возвращение специалитета по педагогическим специальностям.

- То, что внедрение педагогического бакалавриата принесло непонятный результат, сейчас это очевидно всем, - добавила министр. Подобные изменения, по ее словам, могут коснуться и ряда инженерных и силовых вузов.

Кстати, о вузах. Министр поставила под сомнение эффективность работы научных центров высшего образования.

- Огромные деньги вложены. Но возникает вопрос, какова отдача, - объяснила глава Минобрнауки. - Этот вопрос меня волнует очень сильно. Потому что я глубоко убеждена, что бюджет должен расходоваться очень экономно, тем более в условиях сегодняшнего дня.

В заключение

За последнее десятилетие систему образования не ругает разве что ленивый. Натаскивание на ЕГЭ вместо обучения, бумажная волокита и загнанные учителя вызывали только критику. Не лучше дело обстояло и с вузами. Однако с приходом нового министра образования педагоги, родители и представители общественности возлагают надежду на то, что качество образования, которое когда-то ставили в пример едва ли не всему миру, снова вернется в российские школы, а дети будут выходить "на порог новой жизни" не натренированными ставить галочки в бланке, но с багажом знаний, как это и должно быть.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер