Газета №38 (1062), 20 сентября 2016
Перейти к номеру

Марина Назарова: Педагога надо прославлять не только в День учителя

20 сентября 2016, 16:06 Прочитали 1 041 раз
Депутат Государственной Думы от Тамбовской области рассказала об итогах пятилетней работы
Истекает срок полномочий работы Государственной Думы VI созыва. За пять лет работы депутатов в России было выдвинуто и реализовано немало резонансных инициатив. Одним из запомнившихся событий стало принятие нового закона "Об образовании". Об итогах работы рассказала Марина Юрьевна Назарова - депутат, член комитета Государственной Думы по образованию, председатель Тамбовской областной организации профсоюза работников образования.

О специфике работы в Госдуме

- Пять лет назад я была избрана в Государственную Думу, работала в составе комитета по образованию, по своему профилю, чему была несказанно рада. Попасть в комитет было сложно, но мне удалось убедить других, что это та сфера, где я могу быть максимально полезна.

На общественных началах я оставалась председателем областной организации Профсоюза работников образования и науки. Время работы мне приходилось делить на две части: работу в Государственной Думе и работу здесь, в профсоюзе. Также у меня была деятельность в межпарламентской ассамблее стран-участниц СНГ. Это был достаточно интересный опыт: из деятельности других стран можно было почерпнуть немало полезного, что вполне применимо в системе образования России. Работы было много: я входила в межфракционную группу "Солидарность", которую возглавляет председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. В нулевом чтении мы обсуждали законопроекты, касающиеся социальной сферы: бюджет, изменения в трудовом законодательстве. Моя работа в профсоюзе давала импульс и большую информационную подпитку, чтобы знать "от земли" те проблемы и задачи, которые надо было решать в образовании, здравоохранении, культуре. Я узнавала не из газет или журналов о том, как живут в Тамбовской области учителя, врачи и все трудящиеся в целом.

Мне хотелось бы выразить огромную благодарность всем, с кем довелось работать за эти годы. В первую очередь это администрация Тамбовской области. Вместе мы очень активно обсуждали самые разные социальные вопросы, приходили к общему мнению. Я старалась также регулярно посещать заседания Тамбовской областной Думы, с депутатами которой у меня сохраняются хорошие деловые отношения. Те же слова могу сказать о Тамбовской городской Думе, администрации города Тамбова. В целом, диалог был налажен с представителями других муниципалитетов. С ветеранами, общественными организациями, профсоюзами - со всеми сложились теплые, добрые отношения, живая переписка и частые звонки, встречи в районах.

Вызовы времени

- В комитете образования Думы я возглавляла подкомитет по доступности образования, стала соавтором 36 законопроектов. Они, как правило, касались социальной поддержки работников образования. Для меня большую ценность представляет принятый закон "Об образовании". Ценно, что в ходе работы над ним было учтено и мнение профсоюзов. Ключевое достижение - были сохранены все меры поддержки, которые существовали в отношении педагогов. Это, прежде всего, выполнение Указов Президента о заработной плате. Нам удалось утвердить, что заработная плата работников образования должна быть на уровне средней зарплаты по региону. Мы сохранили коммунальные льготы для сельских учителей, сохранили досрочный выход на пенсию, сохранили длительные отпуска. Закон не только определил статус педагога в нашем обществе, но и подкрепил его социальными гарантиями. Их мы должны были отстоять, ведь экономия бюджета могла затронуть эти льготы. По итогам принятия бюджета на 2016 год мы добились, чтобы расходы на образование не только не были снижены, но даже увеличены. Единственное, чего не удалось добиться, - это индексация заработной платы педагогов. Эту серьезную задачу мы оставили, будем над ней работать. И не просто увеличить на 4-5 процентов, но в комплексе решить этот вопрос. Оплатная часть сегодня меньше прожиточного минимума, это, конечно, не годится. Поэтому нужно увеличить ее, а потом уже дополнять компенсационными выплатами и стимулирующими надбавками. В образовательной сфере возросла расходная часть на строительство спортивных залов в сельских школах, бассейнов, увеличение стипендии, помощь социально незащищенным детям. Были приняты меры, чтобы урегулировать плату за место в студенческих общежитиях. В некоторых вузах плата взметнулась выше, чем сама академическая стипендия. В рабочей группе мы немало трудились, чтобы ограничить размер платы за студенческие общежития, родительскую оплату детских садов. Каждая школа, каждое образовательное учреждение ведет свой сайт, требования к которым были определены. На сайтах можно узнать всю интересующую информацию об учебном заведении.

Группа вопросов касалась школьной формы: различные конфессии по-своему смотрят на это. Государство у нас светское, и образование так же, однако некоторые родители считают, что в школу следует ходить в соответствии с принятыми в их семье религиозными нормами. Наша область в этом плане бесконфликтная, хотя и у нас встречались единичные случаи недовольства.

Доступность школ и садиков

Меня радует, что практически решен на уровне России и особенно в нашей области вопрос о доступности дошкольного образования. Детей на очереди стоит малое количество. Наша область, к слову, на федеральном уровне занимает лидирующие позиции по обеспеченности местами в детских садах. Сегодня ведущая задача - сократить очередь в детских садах для ребятишек от нуля до трех лет. В Балтийске Калининградской области мамы с колясками даже выходили на акцию протеста, потому что мест в детских садах на всех не хватает. У нас в регионе, конечно, ситуация не такая острая. Но все же проблема существует.

Количество детей растет, и мы должны обеспечивать всех их доступным образованием и местами в образовательных учреждениях. На текущий год запланировано строительство школы "Сколково" на самом современном уровне, другие школы в области реконструируются.

В августе я посетила немало районных и городских конференций, слушала, о чем говорят педагоги. В образовании серьезная проблема - кадровая. Выпускники с неохотой идут в школы. И вопрос не столько в уровне заработной платы. Неразвитая инфраструктура в наших селах, устаревшее школьное оборудование, невозможность сразу же обзавестись жильем - все это не делает работу сельского педагога привлекательной для выпускников вузов. Конечно, мы решаем это, стараемся совершенствовать систему поддержки молодых сельских учителей: субсидии, курсы квалификации. Наставничество как институт передачи опыта молодым педагогам сегодня во многих случаях требует возрождения. На пенсию уходят педагоги, у которых есть колоссальный опыт и актуальные знания. А ведь они могли бы стать бесценными помощниками у молодежи, которая только начинает свой педагогический путь. Каждый молодой специалист мечтает о таком мудром и надежном помощнике. Я выступила с инициативой на коллегии управления образования и науки создать совет ветеранов педагогического труда, по аналогии с советом молодых учителей, чтобы они взаимодействовали друг с другом.

Педагоги нам сегодня нужны: планируются новые школы, переоборудование существующих.

Мне приятно, что новый министр образования Ольга Васильева говорила: как и программа "Земский доктор", привлекающая медицинских работников к работе в селах, должна появиться и работать программа по привлечению учителей в сельскую местность. Такая программа будет осуществляться в России: для молодых сельских учителей будут созданы аналогичные условия. Также она считает, что заработная плата не должна состоять в основном из компенсационных и стимулирующих выплат. Это должен быть солидный оклад, чтобы учитель мог жить, работать, воспитывать детей. Не пытаться прокормить семью за счет огорода, а повышать собственную квалификацию. Жить, не тратя время и силы на подработки, без достойной зарплаты учителю невозможно. Педагога надо прославлять не только в День учителя, а каждый день каждого года и давать ему возможность качественно жить и развиваться профессионально.

Единство обучения

- Мне долго пришлось отстаивать свою позицию относительно единой линейки учебников. Это пособия по русскому языку, литературе, истории и математике. Сегодня мы говорим о воспитании будущего гражданина - настоящего патриота, кто бы гордился своей страной, что получает далеко не самое худшее, если сравнивать с другими государствами, образование. Учебники истории транслируют разные вещи, особенно о вкладе СССР в Победу во Второй мировой войне, о коллективизации и в целом истории XX века. Ирина Яровая, возглавляющая в Думе патриотическую платформу, написала законопроект о единой линейке учебников. Это, безусловно, большой прорыв. И не только в плане унификации образовательного материала, но и в практическом смысле. Приведу пример: в одной семье дети ходят в разные школы, и, переходя из класса в класс, младший ребенок не может учиться по учебникам старшего, потому что там разные авторы и разные программы. Для родителей это лишние траты. Хотя, отмечу, Тамбовская область предприняла немало шагов, чтобы обеспечить школьников бесплатными учебниками. И вместе с тем, у такой инициативы немало препятствий. Регион не может постоянно закупать новые книги и передавать их в школы, если, к примеру, ее руководство или отдельный учитель решат, что хотят заниматься по другому комплекту. Здесь и проявляется необходимость в единой линейке учебников по всей России. Такое нововведение поможет избежать грубых ошибок. Существует учебник обществознания для четвертого класса, где написано, что флаг России - сине-бело-голубой. И это книга, которой пользуются в школе! Перечень таких бессовестных ошибок можно продолжать бесконечно. Наш проект столкнулся с колоссальным лоббированием: против него выступали издательства и авторы, которым продажа учебников приносит огромные прибыли. В первом чтении принят он не был. Министр образования, впрочем, отметила, что для учебника истории будет единая концепция.

Образование нового века

- Также я занималась инклюзивным образованием, образованием детей, как я их называю, "особо одаренных". В силу природных обстоятельств эти дети не могут, как другие, быть полноценными участниками образовательного процесса. Педагоги должны быть образованы по-особому. Возможно, что такому ребенку придется уделять внимание весь урок, а это не должно происходить в ущерб другим детям. Специальные школы для детей с ограниченными возможностями в последние годы часто закрывались, но новая министр образования сказала, что такие учебные заведения должны сохраняться. И это заявление я приняла с радостью. Такие школы не должны быть изолированными, но особый поход к обучению ребят должен остаться, нужно уберечь их и от психологических травм.

В календаре появился новый праздник, который будет отмечаться 15 июня, - День работника дополнительного образования. Дополнительное образование - это та сфера, которой я также уделяю большое внимание. Опыт Тамбовской области уникален. Приведу пример тулиновской школы, где под одной крышей существуют и школа, и библиотека, и культурный комплекс, что позволяет детям как получать среднее образование, так и совершенствовать различные таланты и организовывать досуг.

ЕГЭ сегодня стал совсем другим. Можно ли было представить еще пару десятков лет назад, что у ученика сельской школы будут равные возможности с городским ребенком поступить, например, в престижный столичный вуз? Министр сказала, что "натаскивать" на экзамен, оставлять после уроков сегодня уже не нужно. Необходимые знания ребенок получит и в рамках образовательного процесса, а время после уроков лучше посвятить секциям и кружкам. Затрат на шахматный кружок особых не нужно, а это развивает прекрасно интеллект у ребенка. Новый министр ратует за пятидневку, чтобы дети проводили выходные в семье.

Профессиональное кредо

- "В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя", - сказал Константин Дмитриевич Ушинский. И в этих его словах я твердо убеждена.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер