Газета №35 (1059), 30 августа 2016
Перейти к номеру

Технология и образование

30 августа 2016, 16:27 Прочитали 991 раз
Внедрение региональной концепции технологического образования на Тамбовщине может стать основой для успешного взаимодействия разных предметов школьной программы
Успехи, достигнутые в нашей области в образовании, - факт неоспоримый. Один из зримых результатов этих успехов - места, которые тамбовские школы занимают во всевозможных рейтингах всероссийского уровня. Вот лишь несколько примеров нынешнего года. В ТОП 200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся, вошли пять школ Тамбова и Мичуринска. Это третье место в рейтинге по Центральному федеральному округу. В ТОП 200 лучших сельских школ страны вошли семь школ Моршанского, Пичаевского, Сампурского, Староюрьевского, Тамбовского районов. Это второе место в рейтинге по ЦФО после Московской области. Лицей №14 областного центра занимает шестнадцатое место в рейтинге лучших школ России. В ТОП 500 вошли девять общеобразовательных организаций Мичуринска и Тамбова. Это третье место в рейтинге по ЦФО. В результате в списки лучших школ России включены семнадцать общеобразовательных организаций региона. Это восьмая позиция в рейтинге в целом по стране.

На главном направлении

Данные, приведенные выше, - один из внешних результатов серьезной планомерной работы, организованной на Тамбовщине в сфере образования. Создав основу для успешного дальнейшего развития сети школ региона, начатую деятельность необходимо продолжать. И тут есть много различных направлений, каждое из которых требует самого пристального внимания. Но сегодня, в преддверии начала нового учебного года, хотелось бы отдельно остановиться на такой крайне актуальной теме, как модернизация технологий и содержания образования с учетом концепций преподавания учебных дисциплин. Согласен - звучит сложновато. Но тема от этого не становится менее актуальной. Все дело в том, что, как говорит заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Мирзаева, изменение содержания и самой технологии преподавания привычных всем школьных предметов становится сейчас важнейшим направлением государственной политики в сфере образования.

- Мы все нацелены на новый образовательный результат, - говорит Татьяна Мирзаева. - Мы думаем о тех механизмах, которые помогут нам решить эти проблемы, выработать хорошие педагогические практики освоения учебных предметов, развивать интерес детей к изучению учебных предметов. Нас очень сильно интересуют вопросы самоопределения учащихся, выбора ими своего дальнейшего пути. Как видите, это действительно стратегическое направление государственной политики в сфере образования.

Три плюс три

Причем процесс здесь на месте явно не стоит. Уже до 2017 года включительно на федеральном уровне должны быть разработаны и вступить в силу концепции преподавания предметов, которые начнут применять в регионах. Как рассказали нам в областном институте повышения квалификации работников образования, утверждена и вступила в силу федеральная концепция развития математического образования в России. Так же, как и концепция нового учебного комплекса по отечественной истории - историко-культурный стандарт. По мнению специалистов, он ждет пристального изучения, поиска путей грамотной реализации предложенной концепции для того, чтобы в итоге наши дети могли получить хорошее историческое образование.

- В апреле нынешнего года утверждена и вступила в силу концепция преподавания русского языка и литературы, - продолжает Татьяна Мирзаева. - Ее тоже необходимо изучать с карандашом в руках, активно обсуждать в педагогическом сообществе.

К трем уже утвержденным концепциям в ближайшее время могут добавиться еще три - по географии, технологии и искусству. И вот здесь конкретно для нашей области особый интерес вызывает вторая из них, а именно технология. В том числе, этот особый интерес связан с тем, что на Тамбовщине не стали дожидаться федерального документа, а разработали и утвердили региональную концепцию развития технологического образования - с учетом того богатейшего опыта, который у нас есть, и системного видения реализации технологического образования.

Технология для всех

Опыт действительно колоссальный, поэтому назвать привычным с советских школьных времен словом "труд" этот во многом новый предмет лично у меня язык не поворачивается. По мнению директора Центра образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова областного центра Ирины Курбатовой, одна из главных задач школы, наряду с качественным образованием детей, - это выбор дальнейшего пути, получения выпускником профессии, которая на сегодняшний день востребована там, где он живет.

- Для того, чтобы сформировать основы такой профориентационной работы, нам коренным образом нужно менять именно предмет "Технология", - убеждена Ирина Курбатова. - На мой взгляд, она должна быть помощником всех других образовательных областей, потому что только она дает возможность ребенку потрогать руками то, что он в перспективе может для себя выбрать. В настоящее время предметная область "Технология" в той концепции, которая разработана в нашей области, отошла от общих стандартов, которые были приняты в школе восьмидесятых годов. Мы сейчас в школе не делаем скворечники, не собираем табуретки, не заставляем детей заниматься токарными работами. Но мы должны выпускать после девятого класса людей, которые уже ориентированы на определенный выбор. Это может быть музыкант, и тогда технология должна ориентироваться на область музыки. Если речь идет о математике, то и технология может выступать как поддерживающая область этого предмета. А возможно, что будущий выпускник хочет стать археологом, и в этом случае технология должна интегрироваться с историей.

Согласитесь, что это как минимум точка зрения, которая имеет право на существование. А как максимум - серьезное направление для успешного взаимодействия между различными предметами школьной программы. Тем более что именно в нашей области сегодня успешно внедряются все четыре направления развития технологического образования - как агробизнес- и инженерно-техническое образование, так и информационные коммуникационные технологии и народные ремесла.

В преддверии учебного года

Тема дальнейшего развития технологического образования в регионе стала одним из актуальных вопросов, которые решали руководители тамбовских школ, представители руководства региональной системой образования и муниципалитетов в ходе традиционной августовской педагогической конференции. В ходе живого заинтересованного общения специалисты поднимали вопросы формирования духовной и психологической безопасности школьников в условиях негативных вызовов современного общества, проектирования единого воспитательного пространства, модернизации школьных библиотек. Особое внимание участники конференции уделили развитию инфраструктуры дополнительного образования детей, созданию высокотехнологичной образовательной среды за счет использования информационных технологий, развитию дистанционных и сетевых форм организации деятельности, развитию межведомственного сотрудничества при реализации программ дополнительного образования в рамках организации профориентационной работы.

По мнению начальника управления образования и науки области Натальи Астафьевой, одним из приоритетов государственной и региональной политики в сфере образования остается сегодня доступность и качество дошкольного образования. Благодаря реализованным мероприятиям по модернизации региональной системы дошкольного образования в области ликвидирована очередь в детские сады детей от трех до семи лет. А в двадцати восьми из тридцати муниципальных образований области отсутствует очередь в детские сады и для детей в возрасте от полутора до трех лет. За последние три года в регионе введены в строй 36 новых объектов дошкольного образования.

Перспектива - широкая

Сегодня в регионе продолжается работа по созданию современных условий для обучения в системе общего образования. Разрабатываются концепции новых школ, создаваемых в рамках федеральной программы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ. В этих школах будут созданы инновационные центры и лаборатории прототипирования, нанотехнологий, биотехнологий, робототехники и другие, современные информационно-библиотечные центры. Предусмотрены возможности для организации внеурочной деятельности, дополнительных программ.

В рамках реализации проекта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ запланировано кардинальное обновление имущественного и материально-технического комплекса образовательных организаций.

В 2016 году на Тамбовщине в эксплуатацию планируется ввести три объекта. Это Школа Сколково-Тамбов почти на две с половиной тысячи учеников, Оборонинская средняя общеобразовательная школа в райцентре Мордово на шестьсот человек, первая очередь православной гимназии в областном центре - начальная школа на сто школьников.

В планах до 2025 года - создать почти 77 тысяч учебных мест (246 объектов). Кроме того, двадцать школьных зданий с износом более семидесяти процентов намерены вывести из эксплуатации к 2018 году, 64 школьных здания с износом более пятидесяти процентов - к 2025 году.

Прямая речь

Александр Никитин, глава администрации Тамбовской области:

- На протяжении последних лет система образования региона оценивается на уровне отраслевого министерства как одна из лучших в стране, динамично развивающихся и обеспечивающих высокое качество. Несомненным результатом 2015 года стало достижение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет за счет открытия дополнительно двух тысяч мест в детских садах.

Мы досрочно обеспечили выполнение требований майских указов Президента в плане увеличения доли детей, обучающихся по программам дополнительного образования, в частности, до 75 процентов от общего количества детей (по России - 68 процентов). Этого удалось достичь преимущественно за счет развития инфраструктуры и интеграции межведомственных ресурсов образования, культуры и спорта.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер