Газета №34 (1058), 23 августа 2016
Перейти к номеру

Накажут по «стуку»

23 августа 2016, 16:18 Прочитали 880 раз
Бороться с лихачами на дорогах будут с помощью информационных технологий
Сумеречный Тамбов. Около пяти часов вечера. Улица Карла Маркса. Чтобы вы понимали, скорость на этом пути в это время очень напоминает "черепашьи" забеги. Утрированно, конечно, но думаю, автомобилисты спорить не станут. Прекрасная незнакомка за рулем новенького внедорожника решает, что ей жизненно необходимо повернуть налево. Подумано - сделано. С крайнего правого ряда автоледи пересекает сначала соседнюю полосу, затем две сплошные, а напоследок и две встречные. Примечательно, что движение в это время продолжается, а о существовании поворотников дама вряд ли вообще догадывается. Раздается свист автомобильных шин, а следом водопад отборной брани в адрес прекрасного пола. Сомнительно, что девушка мысленно извинилась за свой поступок, ведь ей ну очень нужно было повернуть налево, а то, что ей по пути попались другие участники дорожного движения, не беда, сами "виноваты"… А вот теперь, друзья мои, следует задаться вопросом: стоит ли снимать подобное автоповедение на камеру и отправить это послание в ГИБДД?

Вот тут наше демократичное общество разделилось на два лагеря: одни считают, что и на меньшее нарушение ПДД следует реагировать видеосъемкой, противники же уверены: "стучать" на собратьев по дороге - поступок недостойный. Пока пешеходы и автолюбители дискутируют, в Госдуме намереваются приспособить информационные технологии для борьбы с лихачами и прочими нарушителями.

Народный дозор

Мода "жаловаться" в Госавтоинспекцию на водителей-нарушителей захлестнула всю страну. Тамбовская область в этом вопросе не является белой вороной. В пресс-службе регионального ГИБДД рассказали, что ежедневно в ведомство приходит более десятка сообщений о нарушениях со стороны владельцев "железных коней". Неравнодушные люди пользуются телефоном горячей линии, звонят в дежурную часть, по телефону "02", активно в ход идут интернет-технологии. При этом одним из "популярных" становится сообщение о нетрезвом водителе на дороге. По данным правоохранительного ведомства, с 2013 года поступило более двух тысяч подобных заявлений, около сорока процентов из них подтвердились.

О привлечении неравнодушных людей к борьбе с агрессивным вождением в ГИБДД задумались давно. А после принятия соответствующего закона, по которому агрессивным может быть признан водитель, совершивший неоднократно одно или несколько следующих друг за другом нарушений ПДД, и если они привели к созданию угрозы гибели, ранений самого водителя, окружающих людей или повреждения ТС, тема только актуализировалась. Правительство даже запустило сайт "Опасноевождение.рф", где наглядно на видеороликах из Сети приводятся примеры агрессивного вождения.

Не так давно был принят законопроект, обязывающий суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях принимать в качестве доказательств видеоматериалы. Так что отмахиваться от записей видеорегистраторов не смогут ни суды, ни правоохранительные ведомства.

Благодаря новым нормам любой человек сможет стать своего рода добровольным помощником ГИБДД. Достаточно будет зафиксировать нарушение и послать в полицию. Конечно, такая возможность была и раньше. Но были определенные сложности, в основном они касались временных рамок. Так, стражам правопорядка требовалось установить нарушителя, допросить его, составить протокол и т.д.

Теперь МВД предлагает упростить процедуру привлечения к ответственности нарушителей Правил дорожного движения по видеосигналам, поступившим от очевидцев. Соответствующие поправки предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях.

Стать своего рода общественным автоинспектором может каждый. Для этого просто необходимо быть зарегистрированным на портале госуслуг. Как будет работать система? Любой желающий может скачать на свой смартфон специальное приложение, и вуаля! Едешь по дороге, вдруг из-за угла выскакивает какой-то автомобилист и подрезает всех и всякого, можно тут же доставать мобильное устройство и отправлять видео или фото в Госавтоинспекцию. Правда, проблема в том, что пользоваться за рулем телефоном нельзя. Но ради такого случая можно съехать на обочину. Тем более что времени это много не займет - редактировать и корректировать видео будет запрещено. Инспектор ГИБДД, в свою очередь, должен будет убедиться, что на кадрах четко зафиксирован номер машины, которая явно нарушает ПДД, что даст ему право отправить штраф за нарушение. Разработкой такого приложения уже занимается Минкомсвязи.

По данным федеральных СМИ, наказать водителя таким образом можно будет, только если он: пересек железнодорожный переезд в неположенном месте, проехал на красный свет, повернул налево в неположенном месте или развернулся под запрещающим знаком, не предоставил преимущество пешеходам и спецтранспорту, а также отказался уступить дорогу машине, пользующейся преимуществом в данном случае.

Проект закона в настоящее время проходит процедуру общественного обсуждения на Едином портале для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Напомним, что система такого "интерактивного" взаимодействия с участниками дорожного движения не так давно обсуждалась на Президиуме Госсовета по вопросам безопасности, который проводил Президент в Ярославле. Там рассматривался опыт Татарстана, где местное правительство создало систему "Народный инспектор". Каждый житель Республики может установить программу на свой смартфон. Единственное ограничение: он должен быть зарегистрирован на портале госуслуг. Человек может сфотографировать нарушение на телефон и направить в coll-центр Республики Татарстан, там проверяют сообщение на корректность и отправляют в ГАИ. Таким образом, в Татарстане к ответственности было привлечено около 37 тысяч автовладельцев, только 377 сообщений было обжаловано в суде.

Идейный вопрос

"Стучать" или не "стучать"? Сейчас этот вопрос осуждают многие автомобилисты, ведь в зоне риска оказываются и частые "штрафники", и законопослушные шоферы. Мы обратились к тамбовским автомобилистам и пешеходам с вопросом: как они относятся к данной инициативе и готовы ли они "сдавать" нерадивых водителей Госавтоинспекции? В большинстве своем автомобилисты и пешеходы идею поддерживают, однако многие опасаются, что на дорогах начнется "охота на ведьм".

- В целом, я считаю, что фиксация ПДД с помощью мобильных приложений - идея неплохая. Но лично меня, как обычного человека, автолюбителя, волнует несколько вопросов. Например, не превратится ли это в "охоту на ведьм", справятся ли сотрудники ГИБДД с такой нагрузкой: ведь в основном люди жалуются на неправильную парковку, а это происходит каждый день и по многу раз. Мне кажется, таких жалоб будет миллион. А, к примеру, снять какое-то более серьезное нарушение - проезд на "красный", не пропустили пешехода - зачастую довольно трудно, - высказывается автолюбитель Надежда Мишина.

Пешеход Геннадий Савин идею также поддержал, правда, с одной оговоркой: главное, палку не перегнуть. По словам мужчины, культура вождения на тамбовских дорогах далека от совершенства, что каждый из нас наблюдал неоднократно. И если меры "кнута" в лице административных штрафов не помогают, то отчего бы обществу не заняться самовоспитанием.

- Людей, убежденных, что правила дорожного движения для них не писаны, на дорогах немало. Поэтому если они будут знать, что их нарушения не останутся без внимания, может, аварийность уменьшится, - говорит Геннадий Савин.

Вероятно, на итог рассчитывают и отечественные законодатели. Однако примет ли идея массовую популярность и не приведет ли к "автовойнам" и мщению за "поруганную" честь такая охота на нарушителей, остается открытым вопросом. Борьба за справедливость и безопасность - идея благая, только приживется ли она на наших дорогах, еще предстоит разобраться.

Новость в тему

Автолюбителям не в диковинку сталкиваться с ситуацией, когда дорожные знаки расположены таким образом, будто сами призывают к нарушению правил, так называемые дорожные ловушки. Защитить водителей от них призван новый законопроект. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, подготовленные группой депутатов, освобождают водителей от ответственности, если разметка на дороге и знаки противоречивы. Порой такие казусы возникают из-за халатности дорожных служб. Иногда создается такое впечатление, что ловушки устраиваются специально, чтобы не гоняться за нарушителями по всем дорогам, а собирать штрафы в определенном месте.

Интернет пестрит рассказами о ловушках на парковках. К примеру, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что типичными стали случаи эвакуации автомобиля с места парковки, поскольку наряду со всеми "парковочными" знаками у парковки установлен постоянный дорожный знак "Остановка запрещена". Только парковочный бросается в глаза, а запретный знак не бросается.

В ПДД прописаны некоторые случаи, когда разметка и знаки противоречат. Например, если линии временной разметки и постоянной разметки противоречат друг другу, то руководствоваться надо временной. Но это случаи очевидные. Между тем разработчики законопроекта обратили внимание на пробелы в правилах, которыми пользуются организаторы ловушек. Например, когда разметка на дорогах нанесена очень хитро, увидеть подвох в том способен не каждый. Конечно, водители пытаются опротестовать штрафы, судиться. Но это отнимает много сил и времени, поэтому многие просто решают махнуть рукой. Проект предлагает сделать ловушки бессмысленными в принципе. Специальная норма прописывает: если в ходе разбирательства выяснится, что нарушение связано с противоречиями требований дорожной разметки или противоречиями в знаках, то водитель освобождается от ответственности.

- Отсутствие вины водителей в таких нарушениях очевидно, поскольку нарушения являлись следствием неопределенности требований организации дорожного движения и соблюдение или несоблюдение их не зависело от усмотрения водителя, - говорится в пояснительной записке.

Если закон примут, то у российских водителей появится еще один механизм для устранения противоречий на дорогах.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер