Газета №34 (1058), 23 августа 2016
Перейти к номеру

Учитель в законе

23 августа 2016, 16:17 Прочитали 852 раза
Право имею? Личная жизнь педагогов стала предметом родительского контроля
- Школа - это школа, а социальные сети - это социальные сети. Я имею право на личную жизнь. Почему родителям можно выкладывать фотографии в купальниках, с водкой и сигаретой, а мне с бутылкой пива - нет?

Этот разговор с учителем из тамбовской школы Максимом (имена всех педагогов в тексте изменены) стал точкой отсчета долгой дискуссии на тему: имеют ли право учителя на личную жизнь и зачем родители следят за их социальными сетями?

В начале сего года в Подмосковье под родительским натиском заявление об увольнении написала 26-летняя учительница ИЗО. Девушка выкладывала на своей странице в социальной сети снимки, на которых позировала в откровенных нарядах. Она называла себя творческой леди, художницей и йогом и не считала должным в чем-то оправдываться. Свои отношения с учениками девушка называла прекрасными. Экс-учительница настаивала, что фотографии не носят эротического характера - это всего лишь образ. Родители такое самовыражение педагога не оценили. Итог оказался предсказуем.

Случай далеко не единичный. Месяц назад была уволена учительница математики из московской школы, подрабатывающая в промежутках между проверкой тетрадей и объяснением формул моделью эротического белья. За "обнаженку" и аморальное поведение на рабочем месте с карьерой прощаются не только "сеятели" разумного, доброго, вечного. Не так давно с офицерскими погонами распрощалась сотрудница полиции, авиакомпания уволила стюардессу за фото с неприличным жестом на фоне полного салона с пассажирами, размещенное в соцсетях. Федеральный судья из Улан-Удэ потеряла работу за фотографию в окружении бутылок с алкоголем, коллеги сочли это нарушением профессиональной этики. Если в случаях со служителями Фемиды, стюардессами и полицейскими все чаще речь заходит о сохранении репутации, то в отношении учителей применяются иные меры оценки.

Облико морале

У Ольги за плечами двадцать пять лет педагогического стажа. Более четверти века преподавания в школе, сотни выпущенных "светлых голов", благодарности от родителей и бывших учеников. Но о том, что сегодня происходит в образовании, женщина отвечает с настороженностью. Все равно, утверждает она, систему не поменять.

- Двадцать лет назад профессия учителя была самой уважаемой. Сейчас мы стали словно отбросами общества, люди позабыли об учительском труде, бессонных ночах, подготовке к урокам. Наша профессия никому не нужна, в первую очередь государству…

Разговор за чашкой чая, десятки фотографий выпущенных классов. Вот Олег, ныне директор строительной фирмы, вот Леночка - девочка с косами до пояса - бухгалтер в Москве. Всех Ольга помнит, со многими общается до сих пор. Интернет в этом плане, конечно, стал надежным подспорьем.

- Многие из моих коллег завели страницу в социальных сетях, где общаются с детьми, выпускниками, их родителями. Педагог всегда должен искать ключик к ребенку, быть, что говорится, в теме. Поэтому многие стараются не отставать от моды.

- Что Вы размещаете на своей странице? Есть какой-то личный "фильтр", недопустимость определенных тем?

- Конечно. Я прекрасно осознаю, что на мою страницу заходят дети, их родители, бабушки, дедушки, поэтому слежу за той информацией, которую они могут у меня увидеть. Да и не было желаний разместить что-то непотребное. Я - учитель! Если я буду говорить детям о морали, а сама показывать обратное, то они меня просто перестанут уважать. Да и лицемерить не хочется.

Учитель признается, что держать планку непросто. О коллегах, позволяющих себе откровенные фото, мат или неприличные высказывания, Ольга говорит с плохо скрываемым раздражением. Уверена: для педагога это непозволительно.

- Учителя всегда были и будут образцом для подражания, наша миссия в том, чтобы вложить в душу ребенка все самое доброе и светлое, что есть в мире. Когда человек идет в педагогику, он должен быть готов к тому, что отныне все его действия будут на всеобщем обозрении. Мы должны сеять разумное, доброе и вечное вопреки разврату, который несет собой в том числе и Интернет.

Правда, что же считать "запретным", Ольга еще не определилась. Говорит, что критерии "планки" у всех разные: для одних повод пожаловаться директору - фотография с бокалом шампанского на свадебном столе, для других - откровенное фото в нижнем белье. Граница дозволенного от морального облика отдельной личности зависит.

Не работа, а призвание

Маша в школе работает немного, чуть более года. Однако уже успела наладить хорошие отношения со многими родителями. Общаются и по телефону, и через соцсети, и по "скайпу". Ничего зазорного девушка в этом не видит. Все в рамках дозволенного. О себе говорит, что оставлять комментарии, выкладывать фотографии или какие-то записи не боится, понимает изначально, что страница публичная, значит, увидеть ее могут и ее ученики.

- Я считаю, что учитель должен быть образцом нравственности, духовности и человечности. Если у педагога на странице куча откровенных снимков, фотографий с сигаретами, алкоголем и т.д., то какое право он потом имеет детям, например, о вреде курения рассказывать? Либо будь Учителем с большой буквы, либо реализуй себя в любой другой специальности, где всем плевать на твое поведение.

Такого мнения придерживаются не все педагоги. Максим свою коллегу не понимает. Лично для себя он разделяет школу и личную жизнь.

- Я не понимаю, почему я должен стесняться чего-либо, думать, оставлять ли мне комментарии под чужой фотографией, нравится кому-то, что у меня на стене или нет. Раз я работаю в школе, будьте добры оценить меня как педагога, какие знания я даю детям, а то, что я делаю во внерабочее время, не касается никого.

На странице в соцсети у Максима откровенных фото нет, зато есть записи, содержащие нецензурную брань и не вполне приличные выражения.

- Это моя личная жизнь, я не собираюсь удалять это только из-за того, что кому-то мое поведение кажется аморальным. Такое чувство, что дети мат кроме как на моей странице больше нигде не слышат. Я вообще не понимаю, зачем нужно раздувать скандал, если у учителя на странице фотография, где он в купальнике. Вы когда на пляже педагога видите, что, сразу убегаете или директору звоните?

Молодой человек признается, что из-за его страницы в соцсети его неоднократно осуждали коллеги по работе, родители, сторонние люди. Даже дети порой на уроках шепчутся, но что-то корректировать он не намерен. А негативные отзывы считает попросту дурным воспитанием.

Родительский совет

Учителя признаются, что и родители, и дети следят за их аккаунтами в соцсетях. Да и родители от такой возможности узнать, что за скелеты таятся в учительском шкафу, отрекаться не спешат.

- Я хочу знать, что учитель за человек, поэтому частенько слежу за его записями в соцсетях. Мне важно знать, что он не аморален, ведь педагог учит моего ребенка, - признается мама одиннадцатилетней Вики Людмила.

Мама двух малышей Светлана поддерживает идею общаться с наставниками в соцсетях, между тем уверена, что тотально контролировать учительские страницы просто глупо.

- Технический прогресс коснулся многих сфер, и образование не исключение. Я считаю абсолютно нормальным, что школы не стоят на месте. У меня есть в друзьях учителя, намеренно их аккаунты я не отслеживаю, но обращаю внимание на них, когда они попадаются в новостных лентах. Следить за учителями - удел непорядочных людей.

- Если бы увидели откровенное фото, как в случае с учительницей ИЗО из Подмосковья, как отреагировали бы?

- Жаловаться директору я бы, конечно, не пошла. Каждый имеет право на личную жизнь, но определенное мнение об учителе у меня создастся. На мой взгляд, учитель не должен себя аморально вести. Он образец, пример для подражания. Если ему хочется вовсю высказывать свое мнение, то пусть создаст вторую страницу, куда не будет доступа родителям и детям.

О свободе выбора

Да, от проблемы "учитель - социальная сеть" педагоги не открещиваются, признаются, что в большинстве своем вопросы возникают к молодым наставникам, которые в школе проработали "без году неделю". У них и отношение к учительству другое, и восприятие мира иное. Но отчего так получается, что один и тот же вопрос порождает десяток различных мнений? Ответа нет? Отчего же?! Он есть, только лежит сие решение в области морали и свободы. Границы у этих понятий варьируются под влиянием человеческого фактора. Для одних свобода превыше всего, для других на первом месте долг. Наверное, как полагается в завершение, нужно написать какой-то итог, подвести черту, так сказать, моральное заключение. Но его отчего-то нет. Правы и те, и другие. Как оценить человека, для которого личная свобода дороже общественных оценок? Или профессиональный долг равносилен чести? То-то и оно… Кто насколько морален, тот пусть и ставит свою оценку действиям учителей. Думается, так будет правильно.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер