Газета №33 (1057), 16 августа 2016
Перейти к номеру

Прокатиться с чистым ветерком

16 августа 2016, 16:08 Прочитали 891 раз
Развивая транспортную сеть региона, руководство области уделяет пристальное внимание использованию экологически чистого транспорта
Село Сабурово Никифоровского района - населенный пункт немаленький. Но рейсовый автобус сюда не ходил никогда. А все потому, что три раза в день сюда из Тамбова ходила электричка. Потом пришло время, когда ее отменили - по причине убыточности. Тогда по маршруту "Тамбов-Сабурово" стал курсировать автобус - пять рейсов в день. Но местные жители все равно были недовольны. Власти пошли навстречу пожеланиям жителей и вернули "обеденный" рейс электрички в Сабурово, оставив при этом все пять автобусных рейсов. А в летний период количество рейсов удвоили. Автобусы ходят через каждый час. При этом из бюджета предпринимателю, который занимается перевозками на этом маршруте, ничего не доплачивается. То есть маршрут - выгодный.

Это лишь один из примеров того, как оптимально и с учетом пожеланий жителей можно организовать транспортные перевозки в сельской местности.

В села - по нормативам

Два года назад на Тамбовщине разработали норматив обеспечения потребности населения в услугах пассажирского транспорта по муниципальным маршрутам. За этим мудреным названием кроется простая суть - число автобусных рейсов в населенный пункт рассчитывается исходя из численности населения. Понятно, что перевозчикам не выгодно гонять полупустые автобусы по сельским маршрутам. Но ведь кому-то из местных жителей необходимо ехать в райцентр, чтобы попасть в больницу, Пенсионный фонд или налоговую... Как им быть, если нет собственного автомобиля?

Благодаря нормативам нашли "золотую середину". К примеру, в села с населением до ста пятидесяти человек автобусы должны ходить не менее одного дня в неделю. Если же в селе живет от одной до полутора тысяч человек, то автобус должен ходить туда каждый день.

- Один оборотный рейс - это поездка туда и обратно, - рассказывает начальник управления транспорта Тамбовской области Виталий Чарыков. - У нас ведь на определенном этапе в Мучкапском районе было так, что утром автобус ехал в деревню, забирал пассажиров, привозил в райцентр, а назад не отвозил, потому что в эту деревню на неделю был запланирован только один рейс. Такая ситуация недопустима. Привез людей - отвези их назад. Это закон работы пассажирского транспорта.

Как признается начальник областного транспортного управления, добиться внедрения этой системы было не так-то просто.

- Во всех районах была проведена большая работа по исследованию потребностей, разработке графика маршрутов. Беседовали, убеждали, доказывали необходимость сохранения транспортной сети, - рассказывает Виталий Чарыков.

Расчеты показали, что при введении нормативов необходимо добавить транспортные единицы и средства на их содержание. Итого - не один десяток миллионов рублей. Понимая важность и социальную значимость этого вопроса, региональные власти реализовали схему софинансирования с муниципалитетами. Объединили усилия и наладили транспортную сеть нового образца.

- В областном бюджете были заложены средства на покупку сорока автобусов дополнительно к существующим, чтобы транспорта хватило на все маршруты, - пояснил Виталий Васильевич.

Газовый автобус

При падении пассажиропотока в целом по Центральному Черноземью и по всей России в нашей области он не только сохраняется на уровне предыдущих лет, но даже увеличивается. Потому актуальным является и вопрос обновления автопарка.

Например, в середине июля муниципальному транспортному предприятию Тамбова была передана очередная партия из восемнадцати новых автобусов производства Минского автомобильного завода, работающих на природном газе.

Как отметил губернатор Александр Никитин, выступая на церемонии передачи автобусов, пополнение автопарка стало возможным благодаря участию региона в подпрограмме "Автомобильная промышленность" государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Предоставление областному бюджету субсидии на приобретение техники, работающей на газомоторном топливе, дало возможность заключить контракт на закупку новых автобусов по лизинговой схеме сроком на пять лет.

В 2014 году в рамках этой подпрограммы бюджету региона была предоставлена субсидия в размере более сорока трех миллионов рублей, в прошлом году - почти шестьдесят пять миллионов. Средства федерального бюджета, а также бюджетов региона и муниципальных образований - Моршанского, Ржаксинского, Сосновского районов, городов Тамбов и Котовск, плюс средства внебюджетных источников направлены на приобретение двадцати восьми автобусов на природном газе. Общая стоимость техники с учетом лизингового удорожания составила почти двести девяносто миллионов рублей, из которых более ста пятидесяти двух миллионов выделены из региональной казны.

В Тамбове автобусы вышли на наиболее напряженные городские маршруты. Первые восемнадцать "газовых" машин работают в Тамбове с осени прошлого года. Этот пассажирский транспорт, помимо современного внешнего вида и экологичности за счет использования в качестве топлива природного метана, обладает немаловажным преимуществом - он приспособлен для перевозки людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детскими колясками.

В настоящее время работу транспортной сети в регионе обеспечивают 1640 единиц подвижного состава, включая микроавтобусы, из них 550 работают в областном центре. Метаном заправляются почти 60 автобусов.

Между тем переход на газовое топливо выгоден всем. И это касается не только системы общественного транспорта. В частности, один из проектов в этой сфере связан с переводом на метан транспорта бюджетных организаций, что позволит экономить бюджетные деньги.

Заправка в сети

Следующий этап работы по внедрению современных транспортных средств на территории всей области - это закупка новых автобусов для других муниципалитетов, кроме Тамбова. В этом году десять таких машин направили на автотранспортные предприятия Котовска, Моршанского, Ржаксинского и Сосновского районов. Но здесь есть один нюанс. Дело в том, что в настоящее время в области работают только две метановых заправочных станции - в Тамбове и Моршанске. А для успешного развития газомоторного проекта необходима развитая региональная сеть таких заправок. Это одна из приоритетных задач автотранспортного комплекса области. По информации, полученной нами в региональном управлении транспорта, намечено строительство десяти метановых заправочных станций по всему региону.

Правда, при переводе пассажирского транспорта на газомоторное топливо, по мнению Виталия Чарыкова, необходимо заинтересовать перевозчиков.

- Можно было бы освободить на пять лет от уплаты транспортного налога тех перевозчиков, которые установили газомоторное оборудование и используют метан в качестве топлива, - говорит Виталий Чарыков. - Нужно, чтобы транспортники реально ощутили эту выгоду и почувствовали поддержку власти. При взаимодействии мы достигнем максимального эффекта.

Прямая речь

Александр Никитин, глава администрации Тамбовской области:

- Приобретение современных автобусов, работающих на газомоторном топливе, дает возможность модернизировать материально-техническую базу парка подвижного состава. Использование в качестве топлива экологически чистого природного газа позволяет Тамбовщине сохранять лидирующие позиции в рейтинге экологически чистых городов России за счет сокращения выбросов автомобильным транспортом вредных веществ в атмосферу. Немаловажен и тот факт, что эксплуатация автобусов на газомоторном топливе помогает владельцам транспорта сократить одну из основных статей расходов - на топливо. А средства, которые получит муниципальное предприятие в рамках экономии, должны быть направлены на повышение качества и сервиса транспортного обслуживания.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер