Газета №25 (1049), 21 июня 2016
Перейти к номеру

«Зеленое» развитие

21 июня 2016, 20:58 Прочитали 784 раза
В этом году ООО «Золотая Нива» потратит восемнадцать миллионов рублей собственных средств на совершенство экологической программы предприятия
Экология производства стала темой номер один на всех уровнях власти. В области реализуется проект "Тамбовщина - центр продовольственной безопасности", на протяжении нескольких лет регион является лидером экологического рейтинга России. Легко ли соответствовать общему эконаправлению области малым и средним производителям, и почему современным крестьянско-фермерским хозяйствам не справиться с экологическими стандартами в одиночку? "ТК" побывал в ООО "Золотая Нива" и выяснил, как тамбовские производители реализуют свою экологическую программу.

Цель - качество

В этом году на совершенство экологической программы предприятия ООО "Золотая Нива" потратит восемнадцать миллионов рублей собственных средств. Эти деньги пойдут на установку очистных сооружений в перерабатывающей отрасли. Кроме того, в рамках совершенствования экологической программы предприятия сокращаются расходы горючего за счет внедрения энергонасыщенных технологий. Например, произошло сокращение на сорок процентов расхода горючего с одного гектара от первоначальных затрат.

Не останется в стороне и более качественная переработка продукции жизнедеятельности животных. Заместитель генерального директора ООО "Золотая Нива" Валерий Грициенко (на фото) рассказывает, что натуральность удобрений для полей играет важную роль в процессе получения качественной продукции.

- Первая и самая главная цель нашего предприятия - накормить людей экологически чистыми продуктами питания, - говорит Валерий Федорович. - Исходя из этого, выстраивается стратегия в растениеводстве, это направление сегодня занимает серьезное место в деятельности компании. Мы ведем замену химических препаратов по борьбе с вредителями на биологические, которые совершенно безопасны для человека. Это доказано наукой.

К слову, взаимодействию с научными организациями ООО "Золотая Нива" отводит важную роль. Наука не раз стояла на защите человека, а для сельского хозяйства это вопрос едва ли не первоочередной. Чтобы добиться своей главной цели, то есть накормить людей экологическими продуктами питания, на предприятии полностью отказались от синтетических добавок для кормления животных. Соответственно, и о добавлении веществ, заменяющих естественные жиры, на перерабатывающих предприятиях речи тоже не идет. Это главное требование руководства. Все должно быть максимально натуральным. Почему максимально? Валерий Федорович - производитель с большим стажем работы - утверждает, что, к сожалению, сегодня наша страна не готова к тому, чтобы полностью отказаться от "химии" в агропромышленном секторе.

- В природе все сбалансированно, - добавляет Валерий Федорович. - Только наше негуманное вмешательство привело к тому, что мы вынуждены применять "химию" для подавления тех или иных патогенов. Вообще, природа делает все сама. В моей практике есть пример одного хозяйства в Пензенской области, где "химию" в растениеводстве не применяют вообще. Нам, конечно, до этого еще далеко, но наше хозяйство к этому стремится.

Чтобы полностью отказаться от "химии", по мнению эксперта, потребуется немало времени и целенаправленная стратегия предприятия. Сейчас же ООО "Золотая Нива" приходится лечить почву, что порой делать очень сложно.

- Сложно переломить сознание специалистов, которые всю жизнь занимались определенной работой. К радости, многие из них понимают, что от этого нужно уходить, - добавляет Грициенко. - Переход от химических к биологическим препаратам, который мы сегодня осуществляем, позволяет существенно оздоровлять почву, поэтому на выходе мы получаем более качественную продукцию.

Технология защиты

Сегодня экологически чистые продукты приобретают все большую популярность. Но вопреки этому массово заполонять ими рынок производители не стремятся. Эксперт считает, что это происходит далеко не из-за желания производителей выносить на прилавок некачественные товары.

- В большинстве своем потребители смотрят в первую очередь на ценник, а уже потом на состав и экологическую составляющую, - считает Валерий Федорович. - Сама по себе экологически чистая продукция очень дорога, и позволить ее себе может, к сожалению, не каждый россиянин. Ведь чтобы ее производить, на полях должны отсутствовать химические удобрения и различного рода пестициды, причем на протяжении нескольких лет.

Между тем, по мнению сельхозпроизводителя, сегодня мир не способен накормить себя экологически чистыми продуктами питания:

- Мир в целом, на мой взгляд, не справится сегодня с тем, чтобы люди не голодали. Россия и еще ряд стран могут себя прокормить, но многие государства вынуждены питаться излишками нашей продукции. Если говорить о нашей стране, то сегодня Россия не созрела для того, чтобы на ее прилавках лежали дорогие натуральные продукты. К сожалению, мы вынуждены признать, что только небольшая часть общества может себе это позволить. Однако экологическую продукцию в малых количествах выращивать можно, чем мы и занимаемся.

Многие эксперты и аналитики сходны в этом: чтобы кормить людей здоровой пищей, нашей стране нужен единый экологический стандарт. Сейчас сделаны многие шаги в этом направлении, но предприятия во многом вынуждены вариться в собственном соку. Валерий Грициенко рассказывает о том, что сегодня предприятие придерживается норм экологической безопасности. Так, одной из стратегий компании является максимальное снижение содержания всех пестицидов в поле, в животноводстве удалось добиться нулевых показателей.

- На Ваш взгляд, от чего зависит качество продукции?

- Во-первых, от баланса. Если животное питается сбалансированными кормами, вопрос заболевания практически равен нулю. Исключение, пожалуй, составляют профилактические прививки. К сожалению, мы вынуждены их делать, чтобы снизить заболеваемость.

Вопрос будущего

В последние годы в мире не утихают споры о применении ГМО. Одни ученые говорят об их безвредности, другие твердят об исключительном вреде. В ООО "Золотая Нива" к этому вопросу подходят осторожно:

- Я считаю, что это вопрос сам по себе малоизучен. Никто не знает, какие изменения произошли в организме животного или растения после вмешательства. Я знаю множество ученых, которые твердо стоят на своем, утверждая, что это безвредно. Я этого боюсь. Возможно, что в вопросе борьбы с голодом за ГМО - будущее. Но, на мой взгляд, это вопрос больше экономический, нежели политический. На своем личном опыте могу отметить, что когда мы на своих опытных участках приводим растение к обычным, природным условиям, не воздействуя на него, его жизнедеятельность улучшается.

Сейчас мир вынужден балансировать между борьбой за экологию и миссией прокормить людей. Кто победит в этой схватке, пока не ясно. В России ситуация с продовольствием острой не является, более того, только за последнее пятилетие наша страна сделала ряд стратегических шагов в направлении к экологической составляющей продуктов питания. Но есть ли будущее у этого направления? И смогут ли сельхозпроизводители в одиночку решать важнейшие стратегические задачи?

- Аграриям с этой проблемой в одиночку не справиться, - считает Валерий Грициенко. - Конечно, для внедрения экологических программ можно взять кредит или получить субсидию природоохранных предприятий. ООО "Золотая Нива" вложит в этом году восемнадцать миллионов на совершенствование экологии компании. Но у нас предприятие небольшое, поэтому, естественно, расходы отразятся на себестоимости продукции. И по такому пути вынуждены идти многие сельхозкомпании. На мой взгляд, в России должна быть разработана единая стратегия, поскольку экология - удовольствие очень дорогостоящее, и самостоятельно малым и средним предприятиям очень тяжело охватить это направление. Нужна господдержка, чтобы решать такие задачи.

Эксперт подчеркивает, что Россия, возможно, в меньшей степени сегодня загрязняет окружающую среду. Однако это не означает, что экологическую программу нужно откладывать "в долгий ящик". При этом, добавляет Валерий Федорович, необходима большая информированность потребителя в вопросе экологически чистых продуктов, а общие идеи потребителя и производителя, безусловно, приведут к успеху.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер