Газета №25 (1049), 21 июня 2016
Перейти к номеру

Сельское время

21 июня 2016, 20:54 Прочитали 914 раз
В Тамбовской области реализуются уникальные проекты в области агробизнесобразования
Алеша Попов - ученик теперь уже восьмого класса Татановской школы. Есть у него очень серьезное увлечение - робототехника. Ей он основательно занимается с пятого класса. И вот - результат. На школьном стенде - макет капустного поля, по которому разъезжает робот-трактор, сконструированный Лешкой. В руках парнишки - мобильный телефон, который он использует как пульт управления. Одно движение пальца - и ковш модели-трактора послушно наклоняется над макетом капустного кочана, цепляет его и несет в кузов игрушечного грузовика.

На то, чтобы смастерить это техническое чудо из деталей пластмассового конструктора, мальчишке потребовалось в одиночку поработать неделю.

- Его еще можно программировать, чтобы он все делал сам, - рассказывает о своем изобретении юный техник, пересыпая свой рассказ техническими терминами и с увлечением объясняя тонкости процесса собравшимся вокруг стенда гостям его родной школы и всей Тамбовщины - членам делегации Кировской области во главе с заместителем председателя правительства, министром сельского хозяйства региона Алексеем Котлячковым. Кировские чиновники, руководители предприятий и образовательных учреждений с интересом рассматривают изобретение тамбовского мальчишки, задают вопросы. Здесь же они узнают от директора школы Ольги Илларионовой о том, что местные школьники стали серебряными призерами регионального чемпионата JuniorSkills, а это уже серьезный показатель работы всех - и самих учеников, и их наставников.

Знакомство кировчан с Татановской школой происходит в ходе их визита в наш регион, состоявшегося на днях. За тысячу двести километров они приехали для того, чтобы узнать, как у нас занимаются ранней профориентацией школьников, как работает система школа-колледж-университет и почему механизаторов на Тамбовщине готовят практически со школьной скамьи. А показать нам действительно есть что. Ведь наш регион является федеральной стажировочной площадкой по внедрению агробизнесобразования.

Сами растим…

Директор "Школы Агробизнеса - Тамбов" - такое название носит школа в селе Татаново Тамбовского района - Ольга Илларионова ведет гостей по пришкольному участку. Хотя назвать его этим словосочетанием сложно. Это скорее полноценная учебно-производственная лаборатория, на которой ребята познают азы наук прямо на земле.

- В прошлом году мы вырастили здесь прекрасный урожай самых разных овощей, - рассказывает Ольга Петровна. - А в августе проводили День поля на базе нашей школы. К нам приезжали фермеры и руководители сельхозпредприятий не только нашей области, но и других регионов. Все они были поражены тем, какой урожай мы получили.

- Вот этот лук у нас выращен рассадным способом, - объясняет директор школы. - А рядом мы грядочку посеяли семенами, чтобы сравнить, как выгодней в наших условиях сажать лук, чтобы потом предложить местным жителям, как лучше и экономнее его выращивать.

Теплица, расположенная на пришкольном участке, - образец современных технических решений при выращивании овощей в наиболее благоприятных для них условиях. Работает она круглый год, в течение которого в ней собирают по три урожая огурцов и помидоров. Один их вид вызывает непреодолимое желание попробовать плоды труда ребят и взрослых.

- Эти помидоры мы посадили пятого января, а уже в феврале пошли первые сборы, - рассказывает Ольга Илларионова. - Скоро будем обрабатывать землю и сажать следующий заход.

…сами готовим

Борозды с инновационной картошкой, уплотненные посадки болгарского перца, плодовый сад, в котором результаты труда зреют по интенсивной технологии, участок с лекарственными растениями, из которых выделяется паслен санберри - удивительная ягода, которая содержит огромное количество витамина С… Это и многое другое, что учатся выращивать ученики Школы Агробизнеса - Тамбов, после сбора урожая они же сами перерабатывают. После экскурсии по пришкольному участку члены кировской делегации попадают в кабинет, который местные ребятишки не зря называют "самым вкусным" - здесь они учатся варить варенье, квасить капусту, консервировать огурцы и помидоры.

- Мы выращиваем экологически чистые томаты в закрытом грунте, а здесь идет консервация опять же по экологически чистым или старинным бабушкиным рецептам, - продолжает рассказ директор школы. - Таким образом, все, что ребята здесь делают, потом пойдет им на пользу, даже если они не свяжут свою будущую жизнь с сельским хозяйством.

Школа - взрослым

Практическая направленность школьной деятельности видна во всем. Например, в том, что местная школа работает на всех - от малышей до взрослых, для которых прямо в здании школы открыт пункт Информационно-консультационного центра, расположенного в областном центре.

- В этом пункте каждый день находится наш специалист, - рассказывает директор регионального Информационно-консультационного центра агропромышленного комплекса Тамбовской области Александр Леонов. - Основная специфика села Татаново - в том, что все местные жители занимаются овощеводством как в открытом, так и в закрытом грунте. Поэтому чаще всего у них возникают вопросы по агрономической тематике. Для этого у нас здесь находится специалист с образованием агронома, который может подсказать всем, кому это необходимо, какие сорта желательно использовать для данной местности, какие средства защиты растений применять при этом, и разложить всю технологическую цепочку. Кроме того, он дает консультации по государственной поддержке, которая действует на территории нашей области, объясняет, как вести необходимую документацию и отчетность, если человек такую поддержку получил.

Местные жители уже привыкли к тому, что здесь они всегда могут узнать все, что им нужно, когда забирают детей после школы или ждут, когда они освободятся после дополнительных занятий. Если же у них возникают вопросы по другим направлениям, то у специалистов Центра есть возможность связаться напрямую с необходимым специалистом по скайпу.

- Если же недостаточно и этого, то мы на определенный день приглашаем нашего специалиста сюда и заранее извещаем местных жителей о том, что в такой-то день в пункте будет работать специалист по такому-то направлению, - продолжает Александр Леонов.

Люди и кадры

В этот день кировчане увидели еще многое, что вызвало у них самый неподдельный интерес, - полноценные научно-исследовательские лаборатории, фитостены, опытно-производственные участки и уникальный музей овощей, созданный в стенах школы младшеклассниками и их родителями. Все это позволяет ребятам учиться азам агробизнесобразования.

Получать полноценные агротехнические знания ребята могут благодаря участию в логически выстроенной цепочке агробизнесобразования "школа - колледж - университет". Новые знания школьники получают у педагогов из колледжей и вузов. За их профессиональным ростом следят и работодатели, которые сильно заинтересованы в высококвалифицированных кадрах, поэтому готовы предложить реальные рабочие места, соцпакет и уверенность в завтрашнем дне.

Подобное партнерство с работодателями налажено еще в одной тамбовской школе, которая имеет агротехническую направленность, - Уваровщинской школе Кирсановского района.

- Нами была создана модель школьно-сельского сообщества, в которое вошли и сельскохозяйственные предприятия, - рассказывает директор школы Екатерина Хохлова. - Работа по профориентации ведется на всех уровнях общего образования, начиная с дошкольного, и обязательно охватывает внеурочную деятельность и дополнительное образование.

В настоящее время одним из партнеров проекта является Группа компании АСБ, которое включает в себя семь предприятий, расположенных на территории четырех областей. В 2013 году в компании был создан отдел развития персонала, и с этого момента начался поиск новых форм и методов взаимодействия с ориентацией на конкретное рабочее место на предприятии Группы компаний АСБ.

- В нашей школе действует научное общество "Эврика". В 2015 году оно было признано лучшим по Тамбовской области, - продолжает Екатерина Хохлова. - Мы пришли к выводу, что дети должны работать над проектами, тематика которых была бы предложена непосредственно производственниками. Для нас это важно, потому что ребята в итоге видят практическое применение своей деятельности на конкретном производстве. Кроме того, мы можем использовать ресурсы предприятия - не только материально-технические, но и кадровые. В итоге производственники стали кураторами научно-исследовательской деятельности наших учеников.

Среди форм взаимодействия школы со своими социальными партнерами - поездки учеников восьмых-десятых классов на предприятия компании в другие регионы, стажировки и профессиональные пробы для школьников, профильные смены по пяти направлениям вузовской подготовки на базе школьного летнего лагеря, многие другие направления совместной работы.

Школа для всех

Как отмечает начальник областного управления образования и науки Наталия Астафьева, сегодня организация доступного и качественного образования в сельской местности - крайне важная тема. Понимая это, в регионе уже достаточно давно начали реализацию проекта по сохранению и развитию сети сельских школ, благодаря чему сегодня есть конкретные результаты этой работы.

В настоящее время 35 школ в сельской местности Тамбовщины работают как базовые ресурсные центры. Из них тринадцать - это вновь построенные за последние годы современные учебные заведения.

- Школы в селах Тамбовской области работают в формате социально-культурных комплексов, - говорит Наталия Астафьева. - На их базе оказывается очень широкий набор услуг не только детям, но и всем местным жителям.

По словам Наталии Георгиевны, настолько же планомерная работа проводится на Тамбовщине по систематизации исследований в области агротехнологий, начиная с 2003 года. Это позволило региону стать центром инновационного развития в этом направлении и получить статус федеральной стажировочной площадки, в рамках которой делиться опытом работы со специалистами из двадцати одного региона страны.

Участниками проекта "Агробизнесобразование" стали органы исполнительной власти области, более тридцати предприятий, занятых в агропромышленном комплексе Тамбовщины, одиннадцать профессиональных образовательных организаций, тридцать три школы и более двадцати детских садов. Особое место в этой системе занимают межрегиональные ресурсные центры агробизнесобразования на базе Татановской школы Тамбовского района, о которой мы уже рассказали нашим читателям, а также агроэкотехнологического образования на базе Избердеевской школы Петровского района.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер