Газета №23 (1047), 7 июня 2016
Перейти к номеру

Попали в сети

7 июня 2016, 20:38 Прочитали 851 раз
Как социальные сети портят имидж компании и почему борцов за правду считают предателями?
Впору в современном XXI веке придумывать новые пословицы и поговорки, например, скажи мне, что ты публикуешь на своей странице в соцсети, и я скажу тебе, кто ты. В последние годы социальные сети стали не только инструментом массового заработка, но оружием "массового уничтожения". Имидж не одной компании был серьезно подпорчен своими же сотрудниками. Так кто же эти люди, выкладывающие подноготную о своей работе, - мстители или борцы за справедливость?

Свобода слова

Говорить, что думаешь. С тех пор как люди вкусили всю прелесть использования глобальной паутины, они начали выплескивать в сеть свои мысли и чувства, оценку публичных событий и комментарии по поводу отдельной личности. По данным аналитического центра Brand Analytics, только в мае этого года в России было свыше 31 миллиона активных авторов, они генерировали почти 474 миллиона сообщений за месяц. Среди миллионов сообщений нередкими стали нецензурные высказывания авторов, при этом они не всегда задумываются о том, что прочитать их могут не только друзья, но и коллеги, работодатели или партнеры. А некорректное поведение пользователя может наложить отпечаток и на его репутацию, и на репутацию компании.

Вспомним хотя бы несколько вопиющих случаев, произошедших в ряде регионов, когда медработники делали селфи на фоне умершего человека или прямо в операционной. Резонансным стало видео купания сотрудников омского сырного завода в молоке. Его разместил один из сотрудников предприятия, к слову, видео послужило поводом для возбуждения уголовного дела. Примечательно, что подобные случаи в последнее время становятся более практикой, нежели исключением. Однако что заставляет сотрудников компаний рубить сук, на котором сидишь? Эта тема стала одной из популярных все в тех же социальных сетях, причем оценка поступка этих людей весьма разнится. Защитники работников уверены, что право на личную жизнь не может попираться, а высказывать свое личное мнение может любой человек, вне зависимости от того, какого вопроса оно касается. Ведь если бы сотрудники вышеупомянутого омского сырзавода не выложили в сеть свое "развлечение", то об этом могли так и не узнать. Тогда сколько бы людей питались этим сыром?

Менеджер по интернет-маркетингу одной из тамбовских компаний Мария весьма скептически относится к такой защите.

- Я не верю в благородность таких идей, - высказывается девушка. - Если эти люди борцы за справедливость, то тогда они должны идти до конца. Обращаться в прокуратуру, в суд, причем не с целью погубить бизнес или отомстить своему работодателю, а чтобы защитить от произвола людей. Если же человек просто выбрасывает в сеть все, что ему вздумается, то мне кажется, что он предатель. Есть определенные понятия о корпоративной культуре, о корпоративных ценностях…

Эксперты по кадровым вопросам считают, что, в большинстве своем, люди, которые выкладывают неприличные или оскорбительные видео, хотят, чтобы они получили массовое распространение. В противном случае пользователи устанавливали бы настройки приватности, то есть "закрывали" бы свои страницы для просмотров и комментариев.

- В большинстве преуспевающих компаний сотрудники превратились из кадрового ресурса, который можно заменить при необходимости, в кадровый капитал, то есть людей начинают ценить, понимая: чем усерднее они работают, тем больше эффекта, - констатирует Мария. - Понятно, что вкладывая в нового сотрудника, компания ждет от него соответствующего результата. Поэтому прежде чем заключить с ним контракт, его проверят и с точки зрения экономической безопасности, и с точки зрения репутационной. То же самое касается и партнеров. Никто не захочет связываться с работником или компанией, которые позволяют себе неприличные жесты или высказывания.

Собеседник "ТК" поясняет, что компании, чьи работники размещают провокационный материал в виде фотографий, сомнительных комментариев к статьям, размышлений на спорные темы, имеют меньший шанс заключить договоры, чем те, чьи сотрудники не отбрасывают тень на собственную компанию.

Происки конкурентов?

Писать или не писать? Ответ на этот вопрос не так уж однозначен. Эксперт поясняет, что отношение к таким сотрудникам двойственное. С одной стороны, потребители могут узнать много интересного про компанию, в том числе про качество обслуживания или производимую продукцию. А появление негативных моментов в соцсети в определенном контексте может существенно улучшить их работу. Вот только где гарантия того, что "борцами за справедливость" выступают работники, а не конкуренты?

- Нам неоднократно приходилось сталкиваться с "жалобами" на нашу продукцию, часто в сеть попадали невероятные истории, написанные якобы нашими сотрудниками о беспределах, творящихся в нашей компании. При проверках выяснялось, что все эти кляузы пишут наши конкуренты. Естественно, что доказать мы ничего не могли. Были попытки опровергнуть, но на деле получается как в пословице: что написано пером, то сами понимаете… Дело сделано…

Есть у таких поступков и обратная сторона медали, связанная не с репутацией компании, а выгодой потребителей, если ее можно таковой назвать - когда отзывы интернет-пользователей открывают неприглядную правду о компании и ее персонале. Например, в августе прошлого года родную сестру российской модели Натальи Водяновой в сопровождении охраны выставили из одного из нижегородских кафе, сказав, что ее вида испугались посетители. Ей предложили прежде вылечиться, чем посещать кафе… Инцидент буквально в течение нескольких часов растиражировали в соцсетях, а сотни тысяч пользователей закидали кафе гневными сообщениями, встав на защиту людей с ограниченными возможностями. Правда, сотрудники кафе поспешили оправдаться, но это уже мало кого волновало. На месте сестры известной модели нередко оказываются обычные россияне. Еще один аналогичный пример. В прошлом месяце Рунет взволновал пост Олега Еремина, который написал в Facebook про случай, произошедший с ним накануне: молодого человека попросили покинуть ресторан, где проходила встреча выпускников бизнес-школы. Инцидент, на первый взгляд, обыденный: политика любого заведения устроена таким образом, что финальный вердикт - кому отказать в обслуживании - остается за администрацией. Если бы не одно но. Молодой человек с рождения имеет недоразвитие рук. От охранников, проводивших его к выходу, разъяснения причин клиент не получил.

На пост пострадавшего общественность отреагировала бурно, чаще всего встречалось предложение игнорировать ресторан, чтобы не поощрять случаи дискриминации, и наказать менеджмент заведения.

Олег Еремин предположил, что, если бы не активная поддержка со стороны друзей, никаких мер принято не было бы. Руководство ресторана принесло извинения. Подействовала сила соцсетей. Эксперты поясняют, что на сегменте общественного питания особенно сильно отражается негатив, так как любое заведение живет постоянной лояльной аудиторией. Персонал компаний в таком случае становится не просто персоной нон-грата в глобальной паутине, зарабатывая дурную славу, но и страдает при дальнейшем трудоустройстве.

Если с происками конкурентов все понятно, черные технологии не являются чем-то из ряда вон выходящим, то что все-таки толкает работников на подобные шаги. Ведь в большинстве случаев для восстановления репутации бизнесу приходится расторгать трудовые отношения с сотрудниками, порочащими честь и достоинство своей профессии и компании в целом. Эксперты советуют компаниям доводить до сознания работников тот факт, что они являются лицами, транслирующими не только свое частное мнение, но и мнение компании, где работают.

Как поясняют эксперты, случаи некорректного поведения сотрудников можно предотвращать с помощью мониторинга соцсетей. Например, в Instagram можно искать фотографии по хэштегам с названием компании или по геолокации. Кроме того, можно использовать специальное программное обеспечение, позволяющее увидеть фотографии, опубликованные в радиусе нескольких десятков метров. При обнаружении постов, которые могут вызвать негативную реакцию общественности, можно попросить сотрудников удалить их или заранее продумать официальную позицию компании.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер