Газета №20 (1044), 17 мая 2016
Перейти к номеру

Скорость. Движение. Жизнь

17 мая 2016, 20:06 Прочитали 878 раз
Философия автоспорта проста. Тем не менее, понять ее способны немногие
На фоне модных седанов и кроссоверов, заполонивших городские улочки, автомобильные легенды прошлого столетия выглядят достаточно экзотично. Но именно знаменитые "Москвич-412", "ЗИЛ-157", "ГАЗ-24" и, конечно же, "Победа" стали главными машинами минувшего Дня Победы. В канун главного праздника страны по тамбовским улицам проехал ретропарад. Владелец легендарной "Победы", полковник военно-космических сил Михаил Свиридов рассказал, что участие в подобном автопробеге для него знаковое событие. Это дань памяти погибшим воинам и вернувшимся победителям Великой Отечественной войны. Да и свой автомобиль полковник приобрел в знак уважения к ратным подвигам отца - участника войны. Ретровыставка, как и ретропарад, стала для Тамбовщины доброй традицией, одной из вех возрождения былых традиций тамбовского автоспорта.

Автомир

Сегодня автомобильный спорт Тамбовской области переживает не лучшие времена. Есть проблемы с трассами, нет финансирования, все гонки организованы за счет добровольных пожертвований самих спортсменов. В связи с недостатком средств возникают трудности у гонщиков: автоспорт удовольствие недешевое. Тем не менее, на сегодняшний день Федерация автомобильного спорта Тамбовской области проводит ряд крупных региональных и межобластных соревнований, в числе которых ралли-рейд, трофи-рейд, джип-триал, кросс. В прошлом году на территории региона провели два этапа чемпионата ЦФО по кроссу.

- Раньше в советское время автомобильный спорт в Тамбове держался на трех китах, - рассказывает член Федерации автомобильного спорта Тамбовской области Владимир Кольцов. - Это спортивные секции при заводе "Ревтруд", ДОСААФ и Тамбовский таксопарк. Здесь были спортивные автомобили, была поддержка автоспорта.

Со временем этому перестали уделять внимание, ослабились спортивные традиции, однако дух соревнований погасить не удалось. В этом году Спортивно-техническим клубом "Степной" при непосредственном участии регионального отделения ДОСААФ России Тамбовской области была создана детская секция. Занимаются в ней десять человек. Как поясняет тренер Сергей Терехов, обучать большее количество детей пока очень сложно.

- Мы прекрасно осознаем, что многие ребята, которые пришли к нам в секцию, никогда не станут гонщиками, поскольку автоспорт - удовольствие дорогое. Приобрести гоночный автомобиль по силам не каждому. Но для нас главное, воспитать полноценного, технически грамотного человека, посещая секцию, дети отрываются от компьютеров, все более увлекаются автомобилями, - рассказывает Владимир Кольцов.

Занятия с детьми проводятся бесплатно. Согласитесь, что для нашего чрезмерно практичного века это достаточно редкое явление. Владимир Кольцов говорит, что заниматься с детьми его заставляет "любовь к искусству":

- Самый яркий пример тамбовского автоспорта - Михаил Донченков. Он пришел к нам заниматься в 2006 году, спустя два года он уже стал победителем первенства России по кроссу среди детей и первенства России по ралли-кроссу среди детей. В 2015 году Михаил стал обладателем кубка России по ралли-кроссу, это не считая его серебряных и бронзовых наград. Но победа в таких крупных соревнованиях - это не главное. Для меня как для тренера неважно, станет он чемпионом или нет. Нам не нужна победа любой ценой. Гораздо важнее, чтобы мои ученики в любых ситуациях оставались полноценными людьми. Я стараюсь воспитывать в них именно человеческие качества.

Финансовая сторона вопроса

Меня всегда удивляло, почему страна, обладающая колоссальным потенциалом, имеющая различные климатические условия и территории для проведения гонок, не может похвастаться значительными результатами в автоспорте? Владимир Кольцов считает, что это происходит из-за двух причин. Во-первых, невнимания к этому виду спорта. В России регионы, где автомобильный спорт возведен в ранг приоритетных направлений, можно пересчитать по пальцам, однако именно в таких субъектах воспитываются действующие чемпионы Европы и мира. Ярким примером Владимир Николаевич считает Республику Татарстан. Традиционно этот регион является сильнейшим в России в автомобильном спорте. Вторая причина - вышеупомянутая дороговизна. Понятно, что спортивный автомобиль существенно отличается от обыкновенного, поэтому для участия в гонках машина нужна соответствующая. Эксперт пояснил, что, к примеру, в кроссе существует порядка четырнадцати классов автомобилей. Самый маленький - мини-баги. Его стоимость, если его построить своими силами, варьируется в пределах тридцати-пятидесяти тысяч рублей, при этом такой автомобиль еще предстоит довести "до ума". Купить машину заводского изготовления можно в среднем за 150 тысяч рублей. Чтобы начать заниматься автоспортом, по словам Владимира Кольцова, достаточно купить кем-то "построенную" машину. Для класса Д2-Н в среднем ее цена может варьироваться от 100 до 150 тысяч рублей. В России, как правило, внимание отдается "восьмерке" или "калине". Возможны варианты и с иномарками, то они обходятся в разы дороже. Их преимущественно покупают после чемпионатов Европы.

- Каждый спортсмен "строит" автомобиль под себя, - замечает Владимир Николаевич. - Если вы поставили цель - стать чемпионом России, то чемпионскую машину в гараже не построить. Нужны достойные комплектующие, а ведь одна деталь может стоить около двухсот тысяч рублей.

Между тем покупка машины только часть проделанной работы, причем не самая существенная. Далее как раз-таки и начинается "строительство" автомобиля. Для начала в машину вставляют своеобразную "капсулу безопасности", причем требования безопасности в различных автоспортивных дисциплинах к автомобилю предъявляются разные. Далее приступают к наращиванию скорости, делать это можно не только за счет двигателя, но и за счет подвески. Автомобиль должен хорошо держать дорогу.

- В автогонках идет постоянная борьба с весом, - рассказывает Владимир Кольцов. - Для спортсмена подбирается специальный шлем, комбинезон, специализированное нательное белье. Ездить в обычной синтетической одежде нельзя, поскольку она поддерживает горение, что весьма опасно на высоких скоростях.

При "перестройке" автомобиля из него убирается фактически все: ставятся специализированные сиденья. В стремлении к победе даже вес гонщика имеет большое значение. Вес автомобиля вместе с пилотом в экипировке должен составлять 1030 килограммов,(для класса Д2-2500 национальный) соответственно, под "большого" гонщика очень тяжело облегчать машину, а ему становится непросто тягаться с теми спортсменами, кто обладает меньшим весом. Поэтому все гонщики преимущественно обладают компактным телосложением.

Возвращаясь к нашей области, Владимир Кольцов считает, что Тамбовщина - идеальное место для занятий кроссом, поскольку многие основные этапы этого состязания проходят в соседних регионах, что территориально близко и для тренировок, и для побед. Сегодня Федерация автоспорта Тамбовской области включает в себя 47 человек. В среднем в кроссе принимают участие 12-16 спортсменов, в джип-триале - порядка пятнадцати, столько же в трофи-рейдах. Максимально в ралли III-й категории участвовало 28 экипажей.

Дорога как выбор

Финансы в нашем мире, к сожалению, определяют многое, в особенности когда речь заходит о спорте. Владимир Кольцов говорит, что получить финансовую отдачу от автогонок может далеко не каждый спортсмен. В России, по его словам, профессиональных гонщиков, которые зарабатывали бы этим ремеслом на жизнь, не так уж много - около десяти человек на всю страну. Поэтому для большинства гонщиков автоспорт является развлечением, которое они порой проносят через всю жизнь. В этот спорт люди приходят из разных отраслей и профессий, во-первых, потому что содержать автомобиль на что-то нужно. А во-вторых, скорость и жажда свободы для каждого свои, а значит, и реализуют их люди по-своему, для себя определяя, чем жить и чем "болеть".

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер