Газета №17 (1041), 26 апреля 2016
Перейти к номеру

Тамбовский репортер

26 апреля 2016, 19:22 Прочитали 976 раз
Журналистскому образованию на Тамбовщине - 20 лет
Журналист - человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту. Так об акулах пера когда-то высказалась британская писательница, журналистка Ребекка Уэст. С той поры утекло множество слов и времени. Но одно осталось неизменным: ежедневно на информационных фронтах мира трудятся сотни тысяч известных и не очень репортеров. В апреле тамбовской кузнице кадров для СМИ - факультету журналистики ТГУ имени Державина - исполнилось 20 лет. Чему все-таки учат на журфаке, как соотносится теория с практикой, а также готовы ли будущие корреспонденты работать "на земле", в интервью "ТК" рассказала кандидат филологических наук, доцент, руководитель образовательной программы по направлению подготовки "Журналистика" ТГУ имени Г.Р. Державина Екатерина Зверева.

- Журналистскому образованию в Тамбовской области - 20 лет. Что изменилось за это время? Главное, чему Вы учите своих студентов?

- На мой взгляд, за эти годы подготовка журналистов стала более практикоориентированной. Мы уделяем пристальное внимание тому, с каким набором знаний и умений выходят наши студенты в жизнь. Прекрасно осознавая, что журналистская практика является определяющей, мы с первого курса предоставляем будущим акулам пера нарабатывать навыки, работая в телестудии "ТГУ-ТВ" и в качестве корреспондентов, и в качестве операторов. Уже четыре года на факультете успешно выпускается газета "Регион. Молодежь", которая распространяется по вузам города Тамбова.

Одно из важных умений журналиста - искусство фотографии. Оно всегда было популярно на журфаке. Неслучайно к юбилею у нас открылось две фотовыставки, одна из которых посвящена истории журналистского образования, а другая - творчеству наших выпускников - фотокорреспондента Дениса Иванова и фотографа Клима Червякова.

Кроме того, мы учим студентов писать не только для печатных средств массовой информации, но и для сетевых. Те, кто увлечен журналистикой - а у нас, как правило, учатся такие ребята, - за время обучения имеют возможность попробовать себя в разных жанрах и направлениях. И эти способности мы стараемся раскрыть. Кто-то совершенствует себя в верстке, кто-то в фотоискусстве, кто-то в мастерстве видеомонтажера.

- То есть готовите журналистов-универсалов?

- К счастью или к сожалению, но у нас нет профиля. Журналистское образование в ТГУ нацелено на то, чтобы каждый студент, прежде всего, нашел себя. И большая часть студентов этого добивается. Что касается трудоустройства, то поначалу было нелегко. Работодатели сомневались, может ли Державинский университет готовить профессионалов. Сейчас, что особенно приятно, руководители СМИ ищут журналистов не в общем, а целенаправленно обращаются к нам. Сложилось понимание, что мы можем выпускать грамотных специалистов. Понятно, что в каждой редакции есть свои требования, но то, что наши выпускники приходят уже с готовой базой, сомнения не вызывает.

- В какой степени нужно вкладывать в светлые головы студентов светлые знания, или все-таки стоит предоставить им возможность, чтобы они получали опыт на собственных ошибках?

- Не обязательно или одно, или другое. В этом случае полярность не нужна. Разумеется, мы закладываем определенную теоретическую базу, ведь журналист был, есть и будет эрудитом. Но мы никогда не ограничиваем студента в поиске себя. Это как раз и приходит с практикой. Одно без другого существовать не может.

Студенты подтвердят, на семинарах мы часто дискутируем, иногда я умышленно "переворачиваю" мнения, прошу интерпретировать фразу под другим углом. Делаю это для того, чтобы они могли отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументируя свою позицию. Соглашусь, что без практических навыков не обойтись. И окончательное формирование личности может произойти уже в редакции, поэтому никто не запрещает студентам пробовать себя уже на практике, совмещая работу с учебой.

- Получается, в профессии нужно жить?

- Безусловно. Люди, изначально не понимающие того, что журналистика - это стиль жизни, особое понимание мира, в профессии, как правило, не задерживаются. Это не та работа, где можно отсидеться. К нам приходят люди творческие, активные, готовые загораться сами и зажигать других. Может быть, не столь дисциплинированные, как хотелось бы (улыбается. прим. автора).

- Творчество расхолаживает?

- Возможно. Но мы именно на этом творчестве и настаиваем. При этом теоретическую подготовку никто не отменял. В истории можно найти множество имен, на которых можно учиться и чей опыт можно брать за основу, находить в творчестве другого человека то, что близко тебе. Почему нет? Это не слепое копирование чужого таланта. Это своего рода обучение. Например, когда я рассказываю студентам про гонзо-журналистику (направление, отличающееся глубоко субъективным взглядом журналиста на происходящие события. прим. автора), то многие из них говорят о себе: "Да я гонзо-журналист".

Возвращаясь к предыдущему вопросу, когда есть база, набивать шишки приходится гораздо реже.

- Существует мнение, что в журналистике профильное образование не главное. Важнее умение человека владеть словом и видеть необычное в обычном. А на Ваш взгляд, что сегодня дает журналистское образование? И может ли человек «с улицы» стать журналистом?

- Мне периодически этот вопрос задают люди, которые не учились у нас на журфаке. Нам со стороны отчетливо видны ошибки тех людей, у которых нет профильного образования. Некоторые уверены в том, что вполне достаточно экономического или актерского образования, чтобы запросто начать писать. Но я считаю, что журналисту все-таки необходима профильная база, будь то курсы или обучение в магистратуре.

Обучение на журфаке - это не просто получение необходимых знаний, это, прежде всего, своя, особая атмосфера. Есть, конечно, самородки. Но я знаю множество практикующих журналистов, которые впоследствии пожалели, что у них нет профильного образования. Оно, на мой взгляд, облегчает карьерный путь.

- Екатерина Анатольевна, разнится ли понимание профессии у людей, которые поступали на факультет журналистики на заре его становления и в последние годы? Или на журфак всегда приходили творчески активные люди, знающие, что они хотят от жизни?

- Студенты всегда творческие люди. Я бы не сказала, что какая-то принципиальная разница между поколениями есть. Конечно, технически молодежь стала более продвинутой. Есть отличия и в плане ментальности. Но и в начале своего пути, и сейчас ребята приходят на журфак для самореализации, творческого развития. И в этом главное их преимущество.

- Амбиции не мешают?

- Если они на первом месте, то могут и помешать. Но если человек амбициозен в хорошем смысле этого слова, когда он своего рода "локомотив", который движется вперед, то и амбиции лишними не будут. Хотя практика показывает, что журналисты априори люди амбициозные, знающие себе цену.

- Чему вообще сегодня учат журналистов? И насколько, на Ваш взгляд, теория соотносится с практикой? Готовы ли современные журналисты работать «на земле»? Ведь реальность может разрушить представление о профессии.

- Соглашусь с тем, что теория и практика - это все-таки разные понятия. И то, что делают студенты даже на уровне университета, это работа в тепличных условиях. Нет того темпа, того графика, в которых "варятся" практикующие репортеры. Но в любом случае есть те, кто готов работать в любых условиях, понимая, что профессия требует полной отдачи, и есть те, кто ищет, где полегче и попроще. Радует тот факт, что все-таки большая часть наших выпускников остается в профессии.

Мы изначально нацеливаем их на то, что придется работать, как Вы выразились, "на земле", что сталкиваться они будут с людьми различными и по своему уровню, и по своим личностным характеристикам. Однако в этом плане большую роль играет внутренний настрой самих студентов.

Касательно обучения. Журналистов изначально учат писать. Стиль, конечно, нарабатывается опытом. Мы обучаем общим основам построения текста, в том числе и сетевого, формулировкам фраз, защите авторского права, юридическим тонкостям профессии. Знакомим студентов с опытом работы современных зарубежных СМИ, смотрим, как выглядят их телевизионные студии, какова сетка вещания, какие особенности газетной верстки - все это специфическое знание, которое может быть рассмотрено в качестве потенциального опыта.

- Екатерина Анатольевна, а кого Вы ждете на журфак? Не в плане знаний - ЕГЭ сдают все, а в вопросе характера, личностных качеств.

- Во-первых, людей, желающих не только работать в СМИ, но и жить профессией. Понимать, для чего следует учиться и для чего в последующем нужно работать. Во-вторых, тех, кому все интересно, людей со здоровым любопытством. Я думаю, что необходимо и чувство юмора. Оно всегда выручает в сложных ситуациях.

- Возвращаясь к знаменательному событию, подведите небольшой итог двадцатилетия журналистского образования. Каким Вы видите свое дальнейшее развитие?

- Конечно, хотелось бы, чтобы было больше студентов. Итог таков, что количество бюджетных мест с каждым годом уменьшается, соответственно и набор становится меньше. Но я бы не сказала, что качество от этого страдает. Отбор становится жестче, а значит, на факультете остаются только лучшие. В качестве перспективы хотелось бы и обновления материально-технической базы, и компьютерного обеспечения. Но всему свое время.

Самый весомый итог - это то, что образование, получаемое на тамбовском журфаке, признано профессионалами. Это многого стоит!

- Спасибо за беседу!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер