Газета №16 (1040), 19 апреля 2016
Перейти к номеру

Дорога как судьба

19 апреля 2016, 19:16 Прочитали 884 раза
Бывший начальник областного ГАИ раскрыл тайны строительства современного здания ГИБДД
До чего же удивителен наш город. Здесь едва ли не каждое здание - объект памяти, а каждая семья - исторический сюжет. Сегодня на бульваре Энтузиастов гордо возвышается комплекс зданий ГИБДД, когда-то на этом месте была железобетонная свалка, небольшие огородики и частный сектор. Бывший начальник областного ГАИ, полковник милиции в отставке Валентин Хохлов рассказал, как судьба связала его с дорожной службой и как пустынное место на окраине Тамбова превращалось в центр города.

Путь с Белого моря

Валентин Васильевич родился в славном местечке на берегу Белого моря в Архангельской области. Его отец - моряк, участник Великой Отечественной войны. Он служил на военном корабле. Однажды вместе с экипажем попал на мины. Корабль разнесло в щепки, из всего состава в живых остался только отец нашего героя.

Послевоенные годы были нелегкими, на Севере было тяжелее во сто крат. Устав от постоянных холодов и сурового климата, семья Хохловых перебирается в Тамбов.

- Ехали, - вспоминает Валентин Васильевич, - в совершенно чужой, незнакомый город. Здесь не было ни друзей, ни родных. Почему был выбран Тамбов? В подчинении у папы служил тамбовчанин, который рассказывал о том, какой это красивый и спокойный городок.

Переехав в Тамбов, пришлось долго путешествовать по квартирам. После окончания семилетки Валентин Васильевич поступает в автомобильный техникум. Машины и мотоциклы его интересовали с детства, поэтому с выбором профессии особо размышлять не приходилось. А вот знакомство с дорожно-постовой службой у будущего начальника ГАИ началось с нарушения правил дорожного движения. Валентин Хохлов рассказал, что, купив мотоцикл, он вместе с товарищами "гонял" по Тамбову, нарушая спокойствие непривыкших к такому шуму горожан. Даже в газете про них однажды написали, обозвав при этом хулиганами. Но судьба оказалась дамой ироничной, поэтому несколько лет спустя Валентин Васильевич будет следить за порядком, проводя беседы с рядовыми мальчишками-авто- и мотолюбителями, коим он был сам.

После окончания техникума, отработав какое-то время механиком в Липецкой области, наш герой решает поступать в одно из престижнейших учебных заведений страны - Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). Чтобы стать студентом, ему пришлось экстерном заканчивать 8-10 классы. Экзамены были успешно сданы, и началось счастливое время студенчества.

Назад в Тамбов

Будучи студентом, Валентин Васильевич успевал все: и учиться, и работать, и даже каждые выходные на своем мотоцикле в Тамбов кататься. Здесь у него оставались жена и маленький ребенок. На свою преддипломную практику Валентин Хохлов попросился в тамбовское ГАИ. Его дипломный проект актуален и по сей день. Тема звучала так: кольцевая развязка вокруг Тамбова и организация дорожного движения на улицах, прилегающих к центральному рынку Тамбова. Уже в те годы Валентин Васильевич в своем проекте рассчитывал создать транспортное кольцо, чтобы большегрузные автомобили не проезжали по областному центру.

- Я получил такое удовлетворение, когда впоследствии удалось создать такую транспортную развязку. В моем проекте даже был предусмотрен подземный переход с эскалаторами, схему которых я брал в московском метро. Кольцевая развязка вокруг центрального рынка была создана, правда, не в ту сторону, которую я планировал, - рассказал Валентин Хохлов.

Талантливый, полный энтузиазма молодой человек приглянулся местному начальству. Его пригласили работать в отдел ГАИ УВД Тамбовской области. Надо сказать, что после окончания института Валентин Васильевич получил диплом инженера по организации безопасности дорожного движения. Это был первый выпуск в стране специалистов в этой области. Конечно, заявок на таких студентов было масса. Валентина Хохлова даже приглашали на работу в московское ГАИ. Но он выбрал Тамбов, ставший ему родным.

Великий труд

В Тамбове, признается полковник, начинается самое интересное.

- В это время ГАИ возглавлял человек-легенда - Эдуард Станиславович Эмме. Он сразу меня приметил и пригласил к себе в управление. Именно этот человек положил начало строительству комплекса, где сейчас располагается региональное ГИБДД. В поисках места мы объездили весь город. Здесь располагалась свалка железобетонных конструкций. Заводы были рядом, поэтому промышленный мусор свозили сюда.

Добиться разрешения на строительство было непросто. Для этого Эмме приходилось выезжать в Москву. Кстати, ему удалось добиться многого. После него эстафету принял новый начальник отдела - Юрий Шубин. При нем было построено административное шестиэтажное здание с большим актовым и современным спортивным залами. Активное участие в строительстве комплекса принял и Валентин Васильевич.

Любопытная история связана со строительством спортзала. Поскольку спорту в правоохранительных органах всегда уделялось особое внимание, то и спортивный зал был задуман как масштабный проект со своим теннисным кортом и помещениями для занятий различными видами спорта. Чтобы такой проект осуществить, необходимо было соорудить крепкий пол. Но найти специальных брусов для этого в Тамбовской области не смогли. За ними Валентин Васильевич отравляется в одну из колоний Вологодской области. Перед ним была поставлена задача: привезти брус любыми способами.

До Вологодской области он добрался без происшествий. Однако в колонии его ждало неприятное известие. Начальник колонии уехал в командировку, да к тому же нет в наличии свободных вагонов. Поясним, что в те времена вагоны прикреплялись к конкретному региону. Отправляясь из Вологодской области в Тамбовскую, вместе с брусом в распоряжение тамбовчан поступал и вагон. В колонии Валентин Васильевич провел целых две недели. Но в результате брус был доставлен на Тамбовщину, а спортзал построен.

Современный автогородок, вспоминает Валентин Хохлов, строили всем миром:

- В городской мэрии тогда денег на строительство не было. Чтобы дело не застопорилось, был создан специальный штаб, куда вошли первый секретарь горкома партии и председатель октябрьского исполкома. Ответственность была закреплена за каждым участником процесса. Более того, к участию в строительстве были приглашены многие транспортные организации. Так что автогородок строился практически без денег, на энтузиазме людей.

Уже позже здесь стали обучать детей, проводить состязания юных инспекторов дорожного движения, организовывать "Безопасное колесо". Со временем комплекс "разросся" до современных размеров, но за каждым зданием стоит труд сотен жителей Тамбовской области.

Общественная работа

Валентин Хохлов пришел в областное ГАИ в должности инженера по организации дорожного движения. Затем талантливого сотрудника заметили и повысили в должности. Он прошел весь путь от рядового офицера до начальника отдела ГАИ УВД Тамбовской области, прослужив в этой должности с 1991 по 1999 год.

- На мою долю выпало совершенствование дорожно-патрульной службы. Появилась возможность увеличить количество инспекторов ДПС. В те годы по всей области трудились порядка 700 человек. Сравнивая дорожно-транспортную службу в те годы с современной ситуацией, могу сказать одно: разница ощутима. Раньше инспектор ДПС предотвращал нарушение правил дорожного движения, сейчас из-за нехватки кадров на каждом шагу установлены камеры видеофиксации. Они не предотвращают нарушение ПДД, а уже наказывают по факту…

После выхода на пенсию Валентин Васильевич работал в Центре организации дорожного движения под руководством вышеупомянутого Юрия Шубина. С января этого года он на заслуженном отдыхе. Правда, отдыхом это можно назвать только условно. Энергичная натура не дает покоя. Валентин Васильевич активно занимается спортом и не менее активно - общественной деятельностью. Он член совета ветеранов УГИБДД УМВД по Тамбовской области. Эту организацию возглавляет деятельная женщина капитан милиции в отставке Зера Стародубцева. Она, кстати, являлась одним из членов женского батальона ГАИ. Он хоть и просуществовал непродолжительное время, однако под его чутким контролем тамбовчан приучали ходить строго по пешеходным переходам, а не вразброс, как они делали до этого.

Под началом Зеры Стародубцевой совет ветеранов проводит бесчисленное количество различных мероприятий, в числе которых встречи с молодыми сотрудниками; занимается пропагандой безопасности дорожного движения, а также участвует в коллегии под руководством начальника УГИБДД УМВД России по Тамбовской области, полковника полиции Олега Кузьменко.

Взаимодействие Управления с советом ветеранов осуществляется постоянно. К их мудрому совету прибегают и в сложных ситуациях, и в решении бытовых вопросов. А взаимовыручка и преемственность поколений в формировании надежной системы играют далеко не последнюю роль. Ведь опыт, как известно, отличная школа.

Сейчас Валентин Васильевич - активист совета ветеранов, передает свой опыт молодым сотрудникам. Однако уверен в том, что бывших сотрудников ГИБДД не бывает, поэтому, проезжая по родному городу, все еще в голове складывает схемы: как сделать так, чтобы дорожная ситуация в областном центре стала лучше. Видимо, дорога для него, действительно, стала судьбой...

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Самое читаемое обсуждаемое
Вконтакте