В преддверии профессионального праздника мы публикуем интервью, взятое корреспондентом "Тамбовского курьера" Святославом Марченко у доктора социологии, профессора, бывшего начальника информационно-аналитического отдела мэрии Тамбова Игоря Федорова. С тех пор минуло пятнадцать лет, и автора, и его собеседника ныне, к сожалению, нет в живых. Однако тема, поднятая в самом начале тысячелетия, остро звучит и сегодня.
Мы решили перелистать старые газеты, чтобы посмотреть, как менялось отношение к профессии, о чем писали наши коллеги в преддверии профессионального праздника. Пересматривая подшивки издания десятилетней, шестнадцатилетней давности, нам было интересно наблюдать за тем, как, чем жила наша область, что волновало тамбовчан, и как эти события нашли отражение на страницах нашей газеты. Мы предлагаем нашему дорогому читателю окунуться в атмосферу января начала нулевых и заново, а кому-то, может, и впервые, взглянуть на те события, которые сегодня уже стали историей.
Это только маленький штрих того, что отражалось на наших страницах десятилетия тому назад. Но заглядывая в закулисье прошлого, как не остановиться, чтобы рассмотреть настоящее? В год своего двадцатичетырехлетия о редакционной политике, "живом" слове и читательской оценке мы поговорили с редактором "Тамбовского курьера" Владимиром Сергеевым.
- Владимир Владимирович, за более чем два десятка лет существования газеты фактически поменялась эпоха. А лично для Вас в отношении профессии что-то изменилось?
- Если говорить о понимании профессии, роли и задачах, которые решают средства массовой информации, то, наверное, ничего. С момента основания газета "Тамбовский курьер" позиционировала себя как издание общественно-политической тематики. Конечно, жизнь расставила свои приоритеты, изменился взгляд на какие-то вещи, но что касается редакционной политики, то для меня и, я думаю, для моих коллег черное так и осталось черным, а белое - белым. Есть, конечно, полутона, и мы всегда говорили о том, что нельзя все события измерять единой мерой. Есть индивидуальный подход, специфика темы, обстоятельства, в конце концов, которые также нельзя сбрасывать со счетов. Ведь недаром говорят, что "словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести"…
- А какова, на Ваш взгляд, сегодня роль печатного слова?
- К печатному слову всегда в нашей стране было отношение особое. Я никоим образом не умаляю значение телевидения, радио и Интернета в современном информационном пространстве, тем более что в последние годы их позиции по степени влияния на людей значительно увеличились. Подходы разные, но подтекст один: важно увидеть событие или проблему и детально разобраться в ней.
- Это удавалось даже в «лихие девяностые»?
- Времена были разные, в том числе, когда общественно-политическая газета подвергала критике областную и городскую власть. Да и как их было не критиковать, когда социально-экономическая обстановка была очень сложной, полукриминальная обстановка пронизывала фактически каждую сферу человеческой деятельности, а борьба элит зачастую приводила к непоправимым событиям. Так было в девяностых, когда формировалась новая история, а вместе с ней становилась и развивалась наша газета. Мы поднимали проблемы, связанные с экономическими сложностями, с криминализацией общества. Когда от "митинговщины" тамбовская общественность переходила к конструктивному решению проблем, мы стали вместе с тамбовчанами поднимать новые темы и актуальные вопросы.
Хочу сказать, что в тамбовской журналистике сложились хорошие традиции. И нам есть с кого брать пример. Это наши коллеги из старейшего издания региона "Тамбовской жизни", бывшей "Тамбовской правды".
За годы существования газеты журналисты "ТК" поднимали тему человека труда, рассматривали ситуацию в сельском хозяйстве региона, проблемы малого и среднего бизнеса. Причем не с точки зрения статистики, а старались показать реальное положение дел в отраслях экономики и социальной жизни. Как говорится, "умный поймет, а дурак - никогда". Но мы всегда с уважением относились ко всем нашим читателям, вне зависимости от того, какое мнение они высказывали о наших материалах.
Времена были разные, и мне в преддверии профессионального праздника совсем не хочется говорить о том, что мы белые и пушистые. Мы живем в реальном мире, который стараемся не ухудшать, а просто качественно делать свою работу. А там, глядишь, и мир изменится…
- Вы как-то сказали, что в печатное слово верят до сих пор. На чем, на Ваш взгляд, основывается эта вера?
- Печатная пресса - продукт долгоиграющий. Радиоэфир закончился, телепередача просмотрена, а вот газетная полоса - это то, что всегда будет под рукой. Я всегда спорил с продавцами печатной продукции, уверявшими, что сегодня современному обществу нужны сплетни, "чернуха" и криминал. Я считаю, что сегодня СМИ сами формируют повестку дня, а значит, и историю тоже. Поэтому важно то, что скажут наши потомки через десятки лет, открыв газету или сайт. Время не стоит на месте, и мы развиваемся вместе с ним. Сегодня наши читатели могут получать актуальную информацию и в Интернете, активно развиваются наши группы в социальных сетях.
Средства массой информации - это живая история. Мы всегда стараемся писать о людях и для людей. Не только о региональной элите, а о тех, кто живет в нашей области и своим трудом создает ее сегодняшний и завтрашний день.