- Дополнительное образование - это гораздо больше, чем просто проведение школьником досуга. Следует понимать, что "дополнительное" не значит "второстепенное", - отмечает заместитель главы администрации Тамбовской области Сергей Чеботарев. - Кружки и секции, в конечном итоге, могут формировать мировоззрение ребенка, влиять на выбор его будущей профессии. Часто детские увлечения спортом или каким-либо видом творчества в дальнейшем определяют профессиональный выбор человека.
Как отмечают в администрации области, дополнительное образование в регионе сегодня выходит на новый уровень. Не только школьные кружки и занятия в домах детского творчества доступны тамбовскому ученику: он может принять участие в масштабных межведомственных проектах. Три четверти всех детей области от пяти до восемнадцати лет охвачены областной системой дополнительного образования. По этому показателю наш регион занимает одну из самых высоких позиций в стране.
- Значимость дополнительного образования с каждым годом растет, поскольку эта система является мощным ресурсом воспитания успешной личности, обладающей необходимым современному человеку набором социальных, информационных и коммуникативных компетенций, - подчеркивают в администрации региона.
«Агропример»
Ну, а едва ли не впереди области всей - Татановская школа Тамбовского района. Обучение навыкам агробизнеса начинается уже на дошкольной ступени образования. Шестилетние малыши учатся выращивать простые овощи. Ребята начального и среднего звена вплотную ухаживают за различными растениями. Старшеклассники совместно с педагогами разрабатывают собственные агропроекты. Разработки татановских школьников высоко оцениваются на всероссийских и международных конкурсах. Одна из задач обучения - продемонстрировать ребенку весь цикл сельскохозяйственных работ "от зернышка до каравая". Школьники анализируют и готовят почву для посадки семян, ухаживают за всходами, в ходе летней практики изучают процесс созревания семян.
- В нашей школе реализуются четыре профиля аграрного образования: химико-биологический, социально-экономический, технологический и механизация сельского хозяйства, - рассказывает директор Татановской школы Ольга Илларионова. - В позапрошлом году состоялся выпуск трактористов. Стоит отметить, что многие из них были девочками.
Многие выпускники этой школы впоследствии поступают в Мичуринский аграрный университет, где получают высшее образование в сфере агробизнеса для того, чтобы в дальнейшем реализовать себя в сельскохозяйственных профессиях. В планах у школы - открытие своего лесопитомника в миниатюре. Всего же механизмы непрерывного агробизнес-образования в рамках эксперимента внедрены в тридцати школах области.
Впрочем, нельзя говорить, что будто бы дополнительное образование в отдельно взятой школе связано исключительно с агросферой. Здесь также пользуются популярностью кружки художественной, социально-педагогической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, технической, туристско-краеведческой направленности. И подобный разнонаправленный подход существует практически в каждой школе области, чтобы каждый ребенок мог выбрать нечто свое.
Культурный акцент
Значительная работа проводится администрацией не только в агробиологическом направлении: большое внимание уделяется и краеведению. История Тамбовщины, ее культура, народные промыслы, природа края и многое другое также узнается школьниками в ходе занятий по допобразованию. Одно из недавних крупных событий - областной межведомственный марафон "Тамбовский край - земля талантов". Его целью стало объединение усилий организаций сфер образования и культуры по развитию художественно-эстетического направления в образовании, популяризации и сохранению культурного наследия региона в рамках проведения Года культуры и празднования девяностолетия системы дополнительного образования.
Тридцать три тысячи школьников и педагогов со всей области приняли участие в 650 мероприятиях, проводимых в рамках марафона. Показы мод, муниципальные фестивали детского творчества, выставки, концерты и мастер-классы - в стороне не осталось ни одно из образовательных учреждений края.
Маршруты юного туриста
По мнению Сергея Чеботарева, узнавать родную Тамбовщину исключительно по учебникам и пособиям явно недостаточно, а поэтому следует развивать детский туризм в области. Зачастую школьники посещают музеи только в собственном городе или районе, не заглядывая даже в областной центр. Возможность посетить Ивановку, Вернадовку и другие значимые места региона должна быть у каждого школьника.
- Нужно создать реестр экскурсионных маршрутов для школьников. Несколько десятков, которые были бы интересны и востребованы, - отмечает Сергей Алексеевич. - В частности, в областном центре таким мог бы стать маршрут "Тамбовские святые", где бы рассказывали о святителе Питириме Тамбовском, архиепископе Луке (Войно-Ясенецком) и других.
Напомним, что Тамбовская область принимает участие в проекте "Русские усадьбы", что также может заинтересовать школьников. Кроме того, до конца не использован потенциал Наукограда Мичуринска. На родине знаменитого селекционера можно проводить квесты для школьников-туристов, учить их правильно ухаживать за растениями. Такие экскурсии будут явно востребованы и популярны. Другое важное мероприятие - ежегодные Вернадовские чтения. По словам Сергея Чеботарева, в последние годы это мероприятие стало менее интересным для школьников. Также он призвал ведомства разработать концепцию ежегодного мероприятия в имении ученого Владимира Вернадского в Пичаевском районе. Одним из серьезных препятствий в развитии системы дополнительного образования остается ведомственная разобщенность.
- Необходимо избегать сугубо ведомственного подхода. Понятно, что существуют спортивные секции и культурные кружки, но следует понимать, что ребенок выбирает не ведомство, а то, что ему нравится, - отмечает замглавы обладминистрации Сергей Чеботарев.
Спорт и школьная жизнь
Дополнительное образование в сфере спорта в последние годы в нашей области развивается все лучше. Этому способствуют реконструкция школьных стадионов, ремонт и оборудование спортшкол. Свыше 17,3 тысячи тамбовских детей занимаются в спортивных секциях различной направленности: от легкой атлетики и борьбы до футбола и волейбола. На территории области действуют пять спортивных ассоциаций, более тридцати спортивных школ. Их воспитанники успешно показывают себя на соревнованиях ЦФО и всей страны.
Выявить восходящую звезду спорта помогают и так называемые "выездные классы" - одна из форм внестационарной работы в сфере дополнительного образования. В районах области действуют 34 таких класса спортивно-физкультурной направленности. Еще около семисот классов направлены на развитие творческих способностей и культурных навыков ребенка.
Несмотря на явную положительную динамику, ряд муниципалитетов области еще не находится на волне всеохватного дополнительного образования. Лидерами становятся Рассказово и Уварово, областной центр и Тамбовский район. Положение аутсайдеров Сергей Чеботарев связывает с недостаточной инициативностью на местах:
- Мы не требуем от районов ничего, кроме усердия и желания работать. Понятно, что если в учреждениях трудятся инициативные люди, то в них одинаково развиты и культурная, и спортивная, и экологическая, и другие сферы допобразования. Если же нужна помощь в организации, то мы всегда готовы направить на помощь специалистов.
Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»