Газета №47 (1019), 24 ноября 2015
Перейти к номеру

«Драмкружок, кружок по фото…»

24 ноября 2015, 15:09 Прочитали 1 029 раз
Возможность развивать свои способности должна быть у каждого тамбовского школьника, считают в обладминистрации
Волейбольная секция или кружок бисероплетения? Робототехника или краеведение? Выбор, чем заняться после уроков в школе, у тамбовских детей весьма обширен. Сегодня в регионе реализуется свыше тридцати проектов по развитию дополнительного образования, которые затрагивают самые разные сферы жизни. Так, проект "Моя малая родина" помогает развитию внутреннего туризма, "Старт" направлен на техническое творчество, "Тамбовский край - земля талантов" развивает художественные способности детей, а "Тамбовский край - территория экологической культуры" формирует у школьников навыки экологического воспитания.

- Дополнительное образование - это гораздо больше, чем просто проведение школьником досуга. Следует понимать, что "дополнительное" не значит "второстепенное", - отмечает заместитель главы администрации Тамбовской области Сергей Чеботарев. - Кружки и секции, в конечном итоге, могут формировать мировоззрение ребенка, влиять на выбор его будущей профессии. Часто детские увлечения спортом или каким-либо видом творчества в дальнейшем определяют профессиональный выбор человека.

Как отмечают в администрации области, дополнительное образование в регионе сегодня выходит на новый уровень. Не только школьные кружки и занятия в домах детского творчества доступны тамбовскому ученику: он может принять участие в масштабных межведомственных проектах. Три четверти всех детей области от пяти до восемнадцати лет охвачены областной системой дополнительного образования. По этому показателю наш регион занимает одну из самых высоких позиций в стране.

- Значимость дополнительного образования с каждым годом растет, поскольку эта система является мощным ресурсом воспитания успешной личности, обладающей необходимым современному человеку набором социальных, информационных и коммуникативных компетенций, - подчеркивают в администрации региона.

«Агропример»

Ну, а едва ли не впереди области всей - Татановская школа Тамбовского района. Обучение навыкам агробизнеса начинается уже на дошкольной ступени образования. Шестилетние малыши учатся выращивать простые овощи. Ребята начального и среднего звена вплотную ухаживают за различными растениями. Старшеклассники совместно с педагогами разрабатывают собственные агропроекты. Разработки татановских школьников высоко оцениваются на всероссийских и международных конкурсах. Одна из задач обучения - продемонстрировать ребенку весь цикл сельскохозяйственных работ "от зернышка до каравая". Школьники анализируют и готовят почву для посадки семян, ухаживают за всходами, в ходе летней практики изучают процесс созревания семян.

- В нашей школе реализуются четыре профиля аграрного образования: химико-биологический, социально-экономический, технологический и механизация сельского хозяйства, - рассказывает директор Татановской школы Ольга Илларионова. - В позапрошлом году состоялся выпуск трактористов. Стоит отметить, что многие из них были девочками.

Многие выпускники этой школы впоследствии поступают в Мичуринский аграрный университет, где получают высшее образование в сфере агробизнеса для того, чтобы в дальнейшем реализовать себя в сельскохозяйственных профессиях. В планах у школы - открытие своего лесопитомника в миниатюре. Всего же механизмы непрерывного агробизнес-образования в рамках эксперимента внедрены в тридцати школах области.

Впрочем, нельзя говорить, что будто бы дополнительное образование в отдельно взятой школе связано исключительно с агросферой. Здесь также пользуются популярностью кружки художественной, социально-педагогической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, технической, туристско-краеведческой направленности. И подобный разнонаправленный подход существует практически в каждой школе области, чтобы каждый ребенок мог выбрать нечто свое.

Культурный акцент

Значительная работа проводится администрацией не только в агробиологическом направлении: большое внимание уделяется и краеведению. История Тамбовщины, ее культура, народные промыслы, природа края и многое другое также узнается школьниками в ходе занятий по допобразованию. Одно из недавних крупных событий - областной межведомственный марафон "Тамбовский край - земля талантов". Его целью стало объединение усилий организаций сфер образования и культуры по развитию художественно-эстетического направления в образовании, популяризации и сохранению культурного наследия региона в рамках проведения Года культуры и празднования девяностолетия системы дополнительного образования.

Тридцать три тысячи школьников и педагогов со всей области приняли участие в 650 мероприятиях, проводимых в рамках марафона. Показы мод, муниципальные фестивали детского творчества, выставки, концерты и мастер-классы - в стороне не осталось ни одно из образовательных учреждений края.

Маршруты юного туриста

По мнению Сергея Чеботарева, узнавать родную Тамбовщину исключительно по учебникам и пособиям явно недостаточно, а поэтому следует развивать детский туризм в области. Зачастую школьники посещают музеи только в собственном городе или районе, не заглядывая даже в областной центр. Возможность посетить Ивановку, Вернадовку и другие значимые места региона должна быть у каждого школьника.

- Нужно создать реестр экскурсионных маршрутов для школьников. Несколько десятков, которые были бы интересны и востребованы, - отмечает Сергей Алексеевич. - В частности, в областном центре таким мог бы стать маршрут "Тамбовские святые", где бы рассказывали о святителе Питириме Тамбовском, архиепископе Луке (Войно-Ясенецком) и других.

Напомним, что Тамбовская область принимает участие в проекте "Русские усадьбы", что также может заинтересовать школьников. Кроме того, до конца не использован потенциал Наукограда Мичуринска. На родине знаменитого селекционера можно проводить квесты для школьников-туристов, учить их правильно ухаживать за растениями. Такие экскурсии будут явно востребованы и популярны. Другое важное мероприятие - ежегодные Вернадовские чтения. По словам Сергея Чеботарева, в последние годы это мероприятие стало менее интересным для школьников. Также он призвал ведомства разработать концепцию ежегодного мероприятия в имении ученого Владимира Вернадского в Пичаевском районе. Одним из серьезных препятствий в развитии системы дополнительного образования остается ведомственная разобщенность.

- Необходимо избегать сугубо ведомственного подхода. Понятно, что существуют спортивные секции и культурные кружки, но следует понимать, что ребенок выбирает не ведомство, а то, что ему нравится, - отмечает замглавы обладминистрации Сергей Чеботарев.

Спорт и школьная жизнь

Дополнительное образование в сфере спорта в последние годы в нашей области развивается все лучше. Этому способствуют реконструкция школьных стадионов, ремонт и оборудование спортшкол. Свыше 17,3 тысячи тамбовских детей занимаются в спортивных секциях различной направленности: от легкой атлетики и борьбы до футбола и волейбола. На территории области действуют пять спортивных ассоциаций, более тридцати спортивных школ. Их воспитанники успешно показывают себя на соревнованиях ЦФО и всей страны.

Выявить восходящую звезду спорта помогают и так называемые "выездные классы" - одна из форм внестационарной работы в сфере дополнительного образования. В районах области действуют 34 таких класса спортивно-физкультурной направленности. Еще около семисот классов направлены на развитие творческих способностей и культурных навыков ребенка.

Несмотря на явную положительную динамику, ряд муниципалитетов области еще не находится на волне всеохватного дополнительного образования. Лидерами становятся Рассказово и Уварово, областной центр и Тамбовский район. Положение аутсайдеров Сергей Чеботарев связывает с недостаточной инициативностью на местах:

- Мы не требуем от районов ничего, кроме усердия и желания работать. Понятно, что если в учреждениях трудятся инициативные люди, то в них одинаково развиты и культурная, и спортивная, и экологическая, и другие сферы допобразования. Если же нужна помощь в организации, то мы всегда готовы направить на помощь специалистов.

Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер