Газета №44 (1016), 3 ноября 2015
Перейти к номеру

«Последнее слово останется за Господом Богом»

3 ноября 2015, 16:13 Прочитали 1 825 раз
Слово после литургии в неделю 22-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все мы, братья и сестры, сегодня потрясены ужасом и несправедливостью той страшной катастрофы, которая произошла с нашими соотечественниками.

А разве не потрясены были люди в Наине от смерти совсем еще юного человека, мальчика, единственного сына вдовы? А разве не потрясены мы с вами ужасом и несправедливостью распятия Господа нашего Иисуса Христа?

Мир во зле лежит, и это не пустые слова. Князь мира сего правит этой жизнью. Но правит лишь отчасти. Лишь потому, поскольку мы сами, род человеческий, дали ему право и возможность управлять этой жизнью. Но, как говорил великий подвижник нашего времени старец Паисий, я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом.

Почему погибли эти люди? Почему умер мальчик, сын наинской вдовы? Господь Иисус Христос показал нам - для того, чтобы Бог воскресил его.

Почему был распят Господь Иисус Христос? Для того, чтобы воскреснуть и совоскресить всех нас в Своем Воскресении.

Почему произошла эта страшная и несправедливая катастрофа? Действительно, несправедливо. Но несправедливо устроен этот мир после человеческого грехопадения. После того ужаса, который наши прародители, но и мы вместе с ними, участвуя в грехе, насадили и поддерживаем в этом мире. Вот от чего пришел спасти весь человеческий род Господь Иисус Христос. Вот почему Он, всемогущий и безвинный в этом зле человеческом, принял страшную смерть и эту высшую несправедливость на Себя Самого.

Промысел Божий борется со злом, внесенным дьяволом и человеком в этот мир. Верующие и исповедующие этот промысел Божий должны быть всегда готовы к тому, что всякое может случиться с нами. Люди, летевшие в этом самолете, конечно же, не подозревали об этой страшной гибели. Но если среди них, а я уверен, что были среди них люди и церковные, и верующие, то они должны были на всякое время и во всякий час помнить, что борьба между добром и злом, дьявол, борющийся с Богом, - это постоянная и несменяемая здесь, на Земле, борьба мира этого, мира падшего, и Царствия Небесного. И князь мира сего силен устроить страшные козни по законам этого мира. Но Господь Иисус Христос так же, как Он воскресил сына вдовы, как Он Сам воскрес паче всякого чаяния, в том числе и для Своих учеников, так же, как Он для всех нас, несмотря на грядущую человеческую смерть, для каждого из нас и для всех близких готовит то, что, как говорит апостол Павел, ухо человеческое не слышало, глаз человеческий не видел и ум человеческий не постигает, что уготовал Господь любящим Его.

Здесь мы, на Земле, для того, чтобы понять, уверовать и полюбить Бога всем сердцем своим и всей душою своею. И этой любовью, и этой верой соединиться с Ним, распятым и воскресшим.

Как же нам в этой суете, во множестве дел, в расслаблении развлечений, которые тоже неминуемы для людей, а мы знаем, откуда летел этот самолет, - с места отдыха, - как же нам все время помнить об этом? Апостол Павел говорит: мне - весь мир, я не буду ничем хвалиться, кроме как Крестом Господа Иисуса Христа, которым мне мир распят и я - миру. Что это значит? Это очень важно нам понять. Мы немного постигаем еще и потому, что перевод довольно сложен. Что значит "я не буду ничем хвалиться, кроме Креста Господня"? Здесь имеет значение слово "радоваться" и "ликовать". Ни по чему другому, говорит апостол, я не буду ликовать, кроме как о Кресте Господа Иисуса Христа.

Что это значит? А это значит, что ничто не радует меня так, ничто не приводит мое сердце в ликование так, как осознание того, что Сам Бог ради меня пришел в этот страшный мир, который я вместе с дьяволом веду к погибели, и спасает меня даже ради ценой собственной крестной смерти. Ничем не буду радоваться, ничем не буду ликовать. Иудеи, об этом говорится в Послании в Галатам, радуются тому, что они избранные, что на них - особая печать Божественная. Хвалились обрезанием и призывали к этому христиан. А апостол Павел говорит: а на мне печати в душе моей - раны Господа Иисуса Христа, а не что-то внешнее. Не буду хвалиться, радоваться и ликовать ничем, кроме как Господом Иисусом Христом, Которым мне весь мир распят Крестом Христовым, и я - миру.

Что это значит? А вот тут - необычайно важное для нас. Весь мир, говорит апостол, распят и мертв для меня. Я живу в этом мире, но он для меня мертв. Радость для меня - только Господь Иисус Христос. И я мертв для мира.

Можем ли мы с вами сказать о себе то же? Наверное, дерзну предположить, очень немногие из нас. Так как же нам быть? Взирать на тот идеал и на тех великих святых, которые смогли прожить так, как прожил апостол Павел. Подражать им по мере наших сил и возможностей. С апостола Павла Господь спросит в соответствии с теми великими дарами, которые Он даровал ему. С нас Он спросит по мере тех талантов, которые дал каждому из нас. И нам надо стараться как можно больше их реализовать. А если мы не в состоянии до конца этого сделать, то каяться и сокрушаться, что мы не можем повторить вслед за апостолом Павлом: мир весь распят мне, и я - миру. Но само стремление к этому будет вести нас и к покаянию, и к тому совершенству, к которому призывает нас Господь, - к совершенству, доступному для каждого из нас.

Будем помнить, что к этому мы должны стремиться, - к радости и ликованию только о Господе Иисусе Христе, Боге, Спасителе и Отце нашем.

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер