Газета №39 (1011), 29 сентября 2015
Перейти к номеру

Выше среднего

29 сентября 2015, 16:31 Прочитали 842 раза
Система среднего профессионального образования региона переживает новые времена
Алексей Перелыгин, Маргарита Круглова, Анастасия Татаринова, Ольга Гуляева, Дарья Кожевникова и Кристина Руденская - студенты Тамбовского техникума отраслевых технологий. Но не просто студенты. В нынешнем году они стали участниками реализации нового для техникума проекта. Дело в том, что в учебном заведении не так давно появился новый курс - "Основы предпринимательства". Парень и пять девушек, с имен которых мы начали наш материал, с успехом прошли обучение основам бизнеса, разработали бизнес-планы на открытие собственного дела и представили их на конкурс для получения грантов на развитие малого предпринимательства.

- В этом году наши студенты впервые будут принимать участие в подобном конкурсе, и, конечно, мы очень надеемся на положительный результат, - поделился с нами итогами и планами директор техникума отраслевых технологий Валерий Зоткин.

Образование для всех

На первый взгляд, ничего особенно примечательного в том, о чем мы ведем речь, нет. Сегодня только совсем уж ленивый не пытается научить молодежь плавать в волнах рыночной экономики. Но это только на первый взгляд. Ведь техникум отраслевых технологий - это учебное заведение в системе среднего профессионального образования области, которое отличается своей спецификой. Его особенность - это работа с детьми-сиротами и инвалидами. Из 538 ребят, которые сейчас учатся в техникуме, 80 - это дети-сироты, а 73 ребенка - с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня техникум является мощной площадкой, на которой успешно реализуются принципы доступной среды в системе среднего профессионального образования Тамбовщины.

А начиналось все еще в 2002 году. Однако, как рассказывает Валерий Зоткин, по-настоящему серьезное развитие эта тема получила в 2011-м. Именно тогда на базе этого учебного заведения по приказу управления образования и науки области был открыт Центр инновационной кадровой политики в сфере подготовки кадров из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Следующей вехой стал 2012 год - на базе техникума появилась стажировочная площадка по обучению детей с нарушением слуха. Ежегодно в техникуме учится около тридцати таких ребят. Для того, чтобы они могли успешно осваивать программу и получить выбранную профессию, за счет федерального и регионального бюджетов были оснащены современные мастерские и лаборатории - лаборатория швейного дела, лаборатория строительных работ, салон-парикмахерская, лаборатория техобслуживания и ремонта, лаборатория информационных технологий, а также современный конференц-зал.

- Все оборудование, которое мы купили, является самым современным, - рассказывает директор техникума. - Для того, чтобы правильно его выбрать, мы встречались с работодателями, которые стали нашими консультантами и помогли нам подобрать все необходимое. Если посмотреть нашу швейную лабораторию, то она оснащена такими машинами, которые даже на современных предприятиях редко можно встретить. Так что у нас все по последнему слову техники.

Профессиональный подход

Сегодня студенты техникума - ребята с нарушениями здоровья могут выбрать целый ряд специальностей, о которых не так давно им и мечтать было сложно. Целый ряд учебных групп вообще формируются как специализированные. В число студентов этих групп входят исключительно инвалиды. Это такие направления обучения, как изготовитель художественных изделий из дерева, мастер-плотник, швейник, программист.

Осваивать учебную программу им помогают три штатных сурдопереводчика. Расписание занятий составляют таким образом, что сурдопереводчики могут побывать во всех группах в течение учебного процесса и помочь слабослышащим ребятам в учебе. Да и в целом мастера и преподаватели техникума, имея большой опыт работы с такими студентами, обладают навыками сурдоперевода. Кроме того, в техникуме есть специализированная усиливающая аппаратура. Ей пользуются преподаватели, которые помогают ребятам проходить учебный процесс так, чтобы им все было достаточно понятно и комфортно.

Не менее знаменательной вехой в истории техникума отраслевых технологий можно считать 2014 год, когда учебное заведение стало ресурсным центром по профессиональной ориентации и самоопределению ребят из числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Суть здесь в том, что мы координируем профориентационную работу в школах-интернатах, других образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, - продолжает свой рассказ Валерий Зоткин. - Для этого мы разработали соответствующую программу, составили базу данных выпускников, подписали необходимые соглашения с девятью образовательными организациями. Наши психологи и социальные работники провели вместе с ними совместную работу для того, чтобы помочь выпускникам выбрать то или иное учебное заведение в зависимости от своих склонностей и медицинских показаний.

В наступившем учебном году техникум значительно активизирует эту работу. Непосредственно в его стенах начинает свою деятельность центр с полным набором необходимых кабинетов - профессионального тестирования, развития малого предпринимательства, развития практических навыков обучающихся, а также с квалифицированными социальной и психологической службами. Составной частью этой работы является разработанная в техникуме тридцатидвухчасовая программа по профориентации девятиклассников, которая будет реализовываться непосредственно в этом учебном заведении.

С пользой для всех

Это далеко не полный список того, что делается и будет делаться в техникуме отраслевых технологий для того, чтобы создать ребятам, которых многие из нас привыкли считать не такими, как все, условия, когда они смогут получить профессию, о которой мечтают, и занять свое место в нашем обществе. Но все-таки, пожалуй, главное - не в этом. А в чем? Об этом очень точно говорит директор техникума Валерий Зоткин:

- Мы уже убедились в том, что когда ребята с нарушениями здоровья приходят учиться к нам, общаются с обычными детьми, то здесь формируется своя, очень интересная среда, в которой каждый черпает для себя то, что нужно именно ему. Обычные дети видят, что жизнь может быть очень разной, и у них возникает чувство понимания и сострадания к другим. Это очень серьезный шаг к формированию собственной ответственности за происходящее вокруг. А слабослышащие ребята уже к концу первого года обучения начинают нормально общаться со своими сверстниками. Это происходит, в том числе, и потому, что мы относимся к ним как к обычным людям, и это им очень помогает.

Кадровый вопрос

Деятельность Тамбовского техникума отраслевых технологий по развитию инновационных подходов в обучении - один из примеров того, какие серьезные изменения произошли за последние годы в системе среднего профессионального образования области. Прежде всего, совместно с работодателями создан механизм формирования заказов на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов. В результате на 94 процента сбалансированы спрос и предложения на рынке труда, что создало условия для более эффективного трудоустройства молодых специалистов.

Сегодня в регионе действует механизм целевого обучения в профессиональных образовательных организациях. Это помогает готовить специалистов именно тех профессий, которые нужны конкретным предприятиям.

Для внедрения современных производственных технологий в учебный процесс, повышения квалификации работников профессиональных образовательных организаций в настоящее время в области работают восемь ресурсных центров по таким отраслям, как строительство, транспорт, деревообработка, металлообработка, легкая промышленность, малое и среднее предпринимательство, торговля и общественное питание. На базе образовательных организаций созданы десять центров прикладных квалификаций. В них учатся по тридцати трем профессиям, а также проходят переобучение по двенадцати профессиям. Кроме того, сегодня в нашей области действуют восемь центров оценки и сертификации квалификаций по базовым отраслям. В каждом таком центре работают группы экспертов с привлечением представителей работодателей. Разработаны 25 региональных профессиональных стандартов в соответствии с моделью профессионального стандарта, утвержденного Российским союзом промышленников и предпринимателей. А с 2013 года на Тамбовщине действует автономная некоммерческая организация "Тамбовское региональное агентство развития квалификаций".

Сегодня в регионе реализуется Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на 2014-2016 годы, которая разработана с учетом стратегических направлений социально-экономического развития Тамбовщины. Как поясняют в управлении образования и науки области, эта программа позволяет решать вопросы дальнейшего успешного развития профессионального образования региона. Основная ее цель - создание в Тамбовской области современной системы подготовки рабочих кадров.

Первые итоги

Результаты проходящей работы уже налицо. В прошлом году по итогам конкурсного отбора Министерства образования и науки наша область вошла в число десяти регионов-победителей проекта "Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов" на 2014-2019 годы. По результатам рейтинга конкурсных заявок комиссия министерства отобрала три пилотных региона, в том числе и Тамбовскую область, в которых проект будет реализовываться в первую очередь.

В нашей области учреждены специальные стипендии и гранты для студентов среднего профессионального образования. Ежегодно десять лучших студентов получают стипендию имени В.М. Баранова и соответствующую грантовую поддержку.

Область является активным участником всероссийских олимпиад профессионального мастерства. В этом году были проведены сразу три Всероссийские олимпиады по значимым для региона направлениям: "Механизация сельского хозяйства", "Автомеханик", "Повар-кондитер".

Ежегодно наши студенты достойно представляют область на всероссийских олимпиадах. В нынешнем году по пяти профессиям и специальностям наши ребята заняли призовые места, еще на трех олимпиадах получили награды в номинациях.

Одной из первых Тамбовская область вступила в движение WorldSkills, в рамках которого проходят международные чемпионаты профессионального мастерства. В рейтинге регионов России по участию в данном движении Тамбовская область занимает четвертое место из шестидесяти субъектов России.

Вместо заключения

Все, о чем мы рассказали сегодня, далеко не полный перечень дел и мероприятий, направленных на развитие системы среднего профессионального образования нашей области. Но еще больше предстоит сделать. Впереди - новые проекты, новые успехи. Впереди - дальнейшее развитие.

Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер