Большой радостью стал для жителей отремонтированный отрезок дороги р.п. Сосновка - село Савинские Карпели. Как и в случае с "дорогой жизни" в Уваровском районе, жителям приходилось очень несладко. Участок протяженностью 14 километров соединяет шесть населенных пунктов, в которых проживает более тысячи человек, с районным центром. Сегодня ремонт дороги р.п. Сосновка - с. Савинские Карпели кипит вовсю. Новая транспортная магистраль обойдется областному бюджету в 89 миллионов рублей. Временно исполняющий обязанности главы администрации области Александр Никитин взял под особый контроль строительство данного участка.
- Проблема дорог повсеместна, и это тема номер один для нашего региона. В области немало населенных пунктов, которые имеют вот такую "дорогу жизни", - сказал во время встречи с общественниками Сосновского района Александр Никитин. - Сегодня внесены поправки в бюджет области, в том числе предусматривающие увеличение расходов на капитальный и текущий ремонт дорог. В ближайшие 2-3 месяца в областной бюджет ожидаются дополнительные поступления, поэтому мы берем на себя повышенные обязательства и постараемся эту проблему до конца года решить.
О дорогах в цифрах
Сегодня общая протяженность автомобильных дорог в Тамбовской области составляет 19 тысяч километров, в том числе более 16,8 тысячи километров - автомобильные дороги общего пользования местного значения. Из них свыше 7 тысяч километров с твердым покрытием и более 9,6 тысячи километров - с грунтовым.
С 2012 года в области формируется дорожный фонд, главной целью которого является финансовое обеспечение дорожной деятельности.
- Дорожная деятельность области осуществляется в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области" на 2014-2020 годы, - рассказывает начальник регионального управления автомобильных дорог Игорь Эдель. - Она сформирована с учетом поручений Президента РФ В.В. Путина, в которых на данный момент определены две основные задачи. Это приведение в нормативное состояние автодорог регионального и местного значения, а также достижение показателя по удвоению объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог в период 2013-2022 годов по сравнению с предыдущим десятилетием.
Как формируется дорожный фонд? Игорь Олегович пояснил, что плановый объем фонда в 2015 году составил более 3,1 миллиарда рублей. Складывается он из доходов на акцизы ГСМ - более 1,7 миллиарда рублей, транспортный налог - 848,7 миллиона рублей, иные поступления - 11,6 миллиона рублей. Средства федерального бюджета составили 517 миллионов рублей. За счет этих средств в Тамбовской области запланировано построить, реконструировать и отремонтировать свыше 143 километров автодорог общего пользования и более 200 погонных метров искусственных сооружений. Для сравнения, в 2014 году введено в эксплуатацию после строительства, реконструкции и ремонта 76 километров автомобильных дорог общего пользования и свыше 145 погонных метров искусственных сооружений на них. Сейчас дорожные работы в самом разгаре. Есть чем похвастаться региональным дорожникам. Игорь Эдель сообщил, что только за первые шесть месяцев этого года объем выполненных работ составил более 1,6 миллиарда рублей, 88,7 км автомобильных дорог и 200,8 погонных метров мостовых сооружений.
- Основным показателем является доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, которая не отвечает нормативным требованиям. На 1 января 2014 года это значение составляло 52,8 процента, что превышало среднее значение данного показателя по России - 62,5 процента - и по ЦФО - 64,6 процента. Нам удалось улучшить этот показатель. На первое января 2015 года он составил 51,9 процента, - отметил Игорь Эдель.
Решение задач
Распределяя финансовые средства Дорожного фонда по статьям расходов, региональная власть отдает приоритет муниципальным дорогам. Для оказания помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области" реализовываются конкретные мероприятия по улучшению и совершенствованию существующей сети автомобильных дорог области.
- В связи с нехваткой финансовых средств на дорожные работы в бюджетах муниципальных образований в 2015 году они получат порядка 1 миллиарда 366 миллионов рублей в виде субсидий, что составит 48 процентов от доходов Дорожного фонда области, - рассказали в региональном управлении дорог. - Аналогичная практика существует последние три года. Так, сумма субсидий в 2013 году составила 1,5 миллиарда рублей - 50 процентов, а в 2014 году - 1,57 миллиарда рублей, это уже 57 процентов от доходов Дорожного фонда.
Кроме того, с прошлого года в каждом муниципалитете образованы собственные дорожные фонды, объем которых составляет десять процентов налоговых доходов консолидированного бюджета области от акцизов на нефтепродукты, сумма в 2015 году составит 176,9 миллиона рублей.
Значительный пласт работ намечен и отчасти уже проведен в этом году. Так, в нормативное состояние были приведены автодороги "Бондари- Пичаево-Вернадовка", подъезд к с. Глуховка Гавриловского района, автодорога Марьевка-Первомайское Сампурского района, "Каспий"-Прудки, "Знаменка-Большие Пады" и "Каспий"-Воронцовка Знаменского района. Начата реконструкция автодороги "Тамбов - Пенза"- "Чуповка - Куровщина" (от с.Куровщина до д. Максимовка) и до конца года будет завершена на участке протяженностью 14 километров.
В целом, до 2020 года запланировано отремонтировать автодорог местного значения порядка 300 километров.
- На сегодняшний день в Тамбовской области 373 населенных пункта не имеют подъездных автодорог с твердым покрытием. Достигнут высокий уровень целевого показателя "Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог", значение которого по Тамбовской области составило 74,6 процента, что превышает общероссийский показатель, равный 69,2 процента.
В рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017 и на период до 2020 года" планируется обеспечить 48 населенных пунктов подъездными дорогами с твердым покрытием. В 2015 году с учетом привлечения из федерального бюджета в рамках подпрограммы запланировано провести работы в четырех населенных пунктах, в 2016-м - в шести, в 2017-м - в двух, в 2018-м - в одиннадцати, в 2019-м - в двенадцати, а в 2020-м - в тринадцати селениях.
Игорь Эдель рассказал, что в 2014 году подъездные дороги с твердым покрытием получили сельские населенные пункты: с. Щегловка, с. Свинино Петровского района и д. Малиновка 2-я Тамбовского района. В текущем году такие дороги получат д.Чемлык Мордовского района, Терновские Дворики Мичуринского района, д. Лизуновка Сосновского района, а также д. Калиновка Токаревского района. Будут начаты работы по строительству подъездов к д. Каверин Тамбовского района и с. Носины Моршанского.
Контроль качества
Кроме достижения количественных показателей, уделяется большое внимание улучшению качества строительно-монтажных работ (в этом главная составляющая эффективности использования выделенных средств), усовершенствованию методов и подходов в организации деятельности отрасли. Ежемесячно управлением производится контроль с выездом на объекты за выполненными объемами и качеством дорожных работ, производимых за счет средств, предусмотренных в виде субсидий муниципальным образованиям. В случае нарушения качества и объемов работ подрядные организации в обязательном порядке производят устранения недостатков за собственные средства. В региональном управлении автомобильных дорог отметили, что помимо этого, согласно графику выборочных проверок, утвержденному приказом управления автомобильных дорог, производятся проверки органов местного самоуправления по вопросу качества, объемов работ, а также имеющейся исполнительной документации по объектам, выполненным за счет средств областного бюджета за предыдущие годы.
- Контроль качества выполняемых работ на автодорогах регионального значения обеспечивает подведомственное управлению ТОГКУ "Тамбовавтодор" на правах заказчика. Помимо этого контролируются и сроки их выполнения. ТОГКУ "Тамбовавтодор" активизирована работа по взысканию штрафов за несвоевременное и ненадлежащее выполнение контрактных обязательств, - отметил Игорь Олегович.
Только за шесть месяцев 2015 года с нерадивых дорожных организаций была взыскана сумма около одного миллиона рублей. В прошлом году ее размер составил 3,4 миллиона рублей, а в 2013-м - 2,3 миллиона рублей.
Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»