Газета №37 (1009), 15 сентября 2015
Перейти к номеру

Дорожный вопрос

15 сентября 2015, 16:13 Прочитали 876 раз
Ремонт и реконструкция дорог - одно из ключевых направлений развития региона
Еще чуть более года назад автодорогу "Тамбов-Пенза - Рассказово - Уварово - Мучкапский" - Вольная Вершина - граница Воронежской области называли "дорогой жизни". Водители, чей путь лежал через нее, испытывали трепетный ужас, потому что объезжать ее приходилось на "радость" уваровским аграриям прямиком по полям. Автобусы отказывались ехать по этому направлению, а местные таксисты либо брали за проезд втридорога, либо вовсе отказывали пассажирам. Сегодня о минувшем кошмаре мало кто вспоминает. На новенькую автомагистраль жители окрестных сел и деревень не могут нарадоваться. Местные жители поговаривают, что как только дорогу отремонтировали, первое время люди сюда съезжались как на экскурсию: посмотреть, как "дорога жизни" перестала быть таковой.

Большой радостью стал для жителей отремонтированный отрезок дороги р.п. Сосновка - село Савинские Карпели. Как и в случае с "дорогой жизни" в Уваровском районе, жителям приходилось очень несладко. Участок протяженностью 14 километров соединяет шесть населенных пунктов, в которых проживает более тысячи человек, с районным центром. Сегодня ремонт дороги р.п. Сосновка - с. Савинские Карпели кипит вовсю. Новая транспортная магистраль обойдется областному бюджету в 89 миллионов рублей. Временно исполняющий обязанности главы администрации области Александр Никитин взял под особый контроль строительство данного участка.

- Проблема дорог повсеместна, и это тема номер один для нашего региона. В области немало населенных пунктов, которые имеют вот такую "дорогу жизни", - сказал во время встречи с общественниками Сосновского района Александр Никитин. - Сегодня внесены поправки в бюджет области, в том числе предусматривающие увеличение расходов на капитальный и текущий ремонт дорог. В ближайшие 2-3 месяца в областной бюджет ожидаются дополнительные поступления, поэтому мы берем на себя повышенные обязательства и постараемся эту проблему до конца года решить.

О дорогах в цифрах

Сегодня общая протяженность автомобильных дорог в Тамбовской области составляет 19 тысяч километров, в том числе более 16,8 тысячи километров - автомобильные дороги общего пользования местного значения. Из них свыше 7 тысяч километров с твердым покрытием и более 9,6 тысячи километров - с грунтовым.

С 2012 года в области формируется дорожный фонд, главной целью которого является финансовое обеспечение дорожной деятельности.

- Дорожная деятельность области осуществляется в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области" на 2014-2020 годы, - рассказывает начальник регионального управления автомобильных дорог Игорь Эдель. - Она сформирована с учетом поручений Президента РФ В.В. Путина, в которых на данный момент определены две основные задачи. Это приведение в нормативное состояние автодорог регионального и местного значения, а также достижение показателя по удвоению объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог в период 2013-2022 годов по сравнению с предыдущим десятилетием.

Как формируется дорожный фонд? Игорь Олегович пояснил, что плановый объем фонда в 2015 году составил более 3,1 миллиарда рублей. Складывается он из доходов на акцизы ГСМ - более 1,7 миллиарда рублей, транспортный налог - 848,7 миллиона рублей, иные поступления - 11,6 миллиона рублей. Средства федерального бюджета составили 517 миллионов рублей. За счет этих средств в Тамбовской области запланировано построить, реконструировать и отремонтировать свыше 143 километров автодорог общего пользования и более 200 погонных метров искусственных сооружений. Для сравнения, в 2014 году введено в эксплуатацию после строительства, реконструкции и ремонта 76 километров автомобильных дорог общего пользования и свыше 145 погонных метров искусственных сооружений на них. Сейчас дорожные работы в самом разгаре. Есть чем похвастаться региональным дорожникам. Игорь Эдель сообщил, что только за первые шесть месяцев этого года объем выполненных работ составил более 1,6 миллиарда рублей, 88,7 км автомобильных дорог и 200,8 погонных метров мостовых сооружений.

- Основным показателем является доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, которая не отвечает нормативным требованиям. На 1 января 2014 года это значение составляло 52,8 процента, что превышало среднее значение данного показателя по России - 62,5 процента - и по ЦФО - 64,6 процента. Нам удалось улучшить этот показатель. На первое января 2015 года он составил 51,9 процента, - отметил Игорь Эдель.

Решение задач

Распределяя финансовые средства Дорожного фонда по статьям расходов, региональная власть отдает приоритет муниципальным дорогам. Для оказания помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области" реализовываются конкретные мероприятия по улучшению и совершенствованию существующей сети автомобильных дорог области.

- В связи с нехваткой финансовых средств на дорожные работы в бюджетах муниципальных образований в 2015 году они получат порядка 1 миллиарда 366 миллионов рублей в виде субсидий, что составит 48 процентов от доходов Дорожного фонда области, - рассказали в региональном управлении дорог. - Аналогичная практика существует последние три года. Так, сумма субсидий в 2013 году составила 1,5 миллиарда рублей - 50 процентов, а в 2014 году - 1,57 миллиарда рублей, это уже 57 процентов от доходов Дорожного фонда.

Кроме того, с прошлого года в каждом муниципалитете образованы собственные дорожные фонды, объем которых составляет десять процентов налоговых доходов консолидированного бюджета области от акцизов на нефтепродукты, сумма в 2015 году составит 176,9 миллиона рублей.

Значительный пласт работ намечен и отчасти уже проведен в этом году. Так, в нормативное состояние были приведены автодороги "Бондари- Пичаево-Вернадовка", подъезд к с. Глуховка Гавриловского района, автодорога Марьевка-Первомайское Сампурского района, "Каспий"-Прудки, "Знаменка-Большие Пады" и "Каспий"-Воронцовка Знаменского района. Начата реконструкция автодороги "Тамбов - Пенза"- "Чуповка - Куровщина" (от с.Куровщина до д. Максимовка) и до конца года будет завершена на участке протяженностью 14 километров.

В целом, до 2020 года запланировано отремонтировать автодорог местного значения порядка 300 километров.

- На сегодняшний день в Тамбовской области 373 населенных пункта не имеют подъездных автодорог с твердым покрытием. Достигнут высокий уровень целевого показателя "Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог", значение которого по Тамбовской области составило 74,6 процента, что превышает общероссийский показатель, равный 69,2 процента.

В рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017 и на период до 2020 года" планируется обеспечить 48 населенных пунктов подъездными дорогами с твердым покрытием. В 2015 году с учетом привлечения из федерального бюджета в рамках подпрограммы запланировано провести работы в четырех населенных пунктах, в 2016-м - в шести, в 2017-м - в двух, в 2018-м - в одиннадцати, в 2019-м - в двенадцати, а в 2020-м - в тринадцати селениях.

Игорь Эдель рассказал, что в 2014 году подъездные дороги с твердым покрытием получили сельские населенные пункты: с. Щегловка, с. Свинино Петровского района и д. Малиновка 2-я Тамбовского района. В текущем году такие дороги получат д.Чемлык Мордовского района, Терновские Дворики Мичуринского района, д. Лизуновка Сосновского района, а также д. Калиновка Токаревского района. Будут начаты работы по строительству подъездов к д. Каверин Тамбовского района и с. Носины Моршанского.

Контроль качества

Кроме достижения количественных показателей, уделяется большое внимание улучшению качества строительно-монтажных работ (в этом главная составляющая эффективности использования выделенных средств), усовершенствованию методов и подходов в организации деятельности отрасли. Ежемесячно управлением производится контроль с выездом на объекты за выполненными объемами и качеством дорожных работ, производимых за счет средств, предусмотренных в виде субсидий муниципальным образованиям. В случае нарушения качества и объемов работ подрядные организации в обязательном порядке производят устранения недостатков за собственные средства. В региональном управлении автомобильных дорог отметили, что помимо этого, согласно графику выборочных проверок, утвержденному приказом управления автомобильных дорог, производятся проверки органов местного самоуправления по вопросу качества, объемов работ, а также имеющейся исполнительной документации по объектам, выполненным за счет средств областного бюджета за предыдущие годы.

- Контроль качества выполняемых работ на автодорогах регионального значения обеспечивает подведомственное управлению ТОГКУ "Тамбовавтодор" на правах заказчика. Помимо этого контролируются и сроки их выполнения. ТОГКУ "Тамбовавтодор" активизирована работа по взысканию штрафов за несвоевременное и ненадлежащее выполнение контрактных обязательств, - отметил Игорь Олегович.

Только за шесть месяцев 2015 года с нерадивых дорожных организаций была взыскана сумма около одного миллиона рублей. В прошлом году ее размер составил 3,4 миллиона рублей, а в 2013-м - 2,3 миллиона рублей.

Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер