Газета №30 (1002), 28 июля 2015
Перейти к номеру

«Атмановские кулачки»: главное - участие!

28 июля 2015, 15:23 Прочитали 1 007 раз
Село Атманов Угол Сосновского района 28-29 августа вновь встретит гостей исконного тамбовского праздника
Село Атманов Угол Сосновского района 28-29 августа вновь встретит гостей исконного тамбовского праздника. Традиционные игры "Атмановские кулачки" пройдут здесь уже в пятый раз, и в этом году - с особым размахом. Наряду с Рахманиновским и Рыбаковским фестивалями, Покровской ярмаркой кулачки уже стали настоящим брендом Тамбовской области. На игры собираются сотни участников и гостей не только со всей России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы влиться в атмосферу этого праздника, приглашаем читателей "ТК" поближе познакомиться с традиционными русскими играми.

Забавы народные

Исстари русские люди собирались на национальные народные праздники, участвовали в различных играх и обрядах. Душа и тело при этом требовали какого-то особого состояния, самовыражения. Каждый стремился показать свою силу, ловкость, сноровку. Вот и в этом году на "Атмановских кулачках" пройдут соревнования в дисциплинах этноспорта: русская стенка, русский мяч, борьба "за вороток", свайка, лапта, рюхи, бабки и перетягивание палки. Во всех видах будут определены лучшие участники. Все желающие от мала до велика смогут принять участие в различных народных забавах и игровых курагодах. Но главным событием праздника, как обычно, станет традиционный атмановский курагод "Боярское колесо", включающий состязания гармонистов, плясунов и частушечников, а также кулачный бой "стенка на стенку".

Кулачные бои на Руси имеют многовековую историю. Когда именно они появились, сказать трудно. Косвенные упоминания о таких состязаниях встречаются еще в "Повести временных лет". А самое древнее изображение кулачных бойцов можно увидеть на фреске Киевского Софийского собора, оно датируется XI веком. Первое достоверное упоминание, которое описывает кулачный бой, историки относят к 1274 году. Назывался этот вид состязаний по-разному: "стенка на стенку", "стена на стену", "стенки", "бой стенками", "стенной бой", "кулАчки". Еще в начале XX века у русских этот вид забавы был распространен почти повсеместно. Проводились они в дни народных праздников, когда люди собирались на гуляния.

Примечательно, что правила и характерные черты "стеношного" боя повсеместно складывались одинаково. Бойцы строились в линии, так как это построение отвечает главной задаче - вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Такая череда схваток могла продолжаться несколько часов - до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолеет другую.

Старики села Атманов Угол хорошо помнят имена самых задиристых своих бойцов, как выходили на бой улица на улицу, село на село. Кулачные бои могли собрать сотни участников. При этом правила соблюдались неукоснительно. Бились голыми кулаками или в рукавицах, "закладок" (то есть тяжелых предметов, усиливающих удар) в рукавицы не клали. "Лежачего не бьют" - эта русская пословица навеяна именно кулачным боем. Щадили и присевшего противника. Ноги, будь то подножки или удары, в ход не пускали, сбоку, исподтишка не нападали. "Мазку не бьют" - еще одно общепринятое правило кулачного боя ("мазка" - кровь на лице). За соблюдением этих правил следили зрители - особенно опытные старики. Нарушителей сурово осуждали и наказывали.

Время неумолимо, и кулачные бои к середине ХХ века как явление стали угасать. К концу века они практически исчезли из народной жизни. Единственным местом в России, где эта традиция сохранилась в своем первозданном виде, осталось тамбовское село Атманов Угол.

Игры - для всех

"Атмановские кулачки" проходят ежегодно в престольный праздник села - Успение Пресвятой Богородицы. Века основу этого праздника составляли исконные русские забавы, курагодное гулянье "Боярское колесо" и большие кулачки. Вплоть до девяностых годов "Атмановские кулачки" не переродились, как это бывает, в обиходную драку, а оставались "примерным боем". А в августе 2010 года традицию подхватили энтузиасты - Тамбовское общество любителей краеведения (ТОЛК), Федерация традиционного рукопашного боя и Атмановский сельский дом культуры.

- В народе говорят: "душа ищет праздника". Так мы устроены, что верим в чудо, хотим скрасить обыденность, - говорит председатель ТОЛКа, предприниматель и коллекционер Михаил Семенов. - Наши предки знали о духовной пользе праздника, поэтому в традиционных играх, хороводах участвовали все члены общины, и каждому отводилась своя роль. Возрождая "Атмановские кулачки", мы стремились не только вернуть из прошлого уникальные виды русских состязаний и забав, но и возродить традиционные принципы народного единства, взаимопомощи. Эти принципы всегда были свойственны русскому народу, но сегодня, в век технологий и компьютерной реальности, к сожалению, отходят на второй план. Современные люди зачастую испытывают чувство одиночества, живя в крупных городах и имея много "друзей" только виртуально. Так мы постепенно закрываемся, теряем веру в себя. На свете не бывает людей, лишенных талантов. Участвуя в исконных русских играх и забавах, каждый сможет проявить, а возможно, и с удивлением открыть в себе небывалые творческие способности. В этих состязаниях нет как таковых победителей и в то же время нет зрителей, все - участники действия.

По мнению Михаила Семенова, сегодня основная задача - привлечь к "Атмановским кулачкам" как можно больше активных, неравнодушных людей. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы ярчайшее явление тамбовской культуры продолжило жить самостоятельно, чтобы традиция передавалась дальше. Ведь даже небольшое село может стать точкой возрождения подлинно народной культуры.

Настоящие мужчины

Атманов Угол - село лесное, которое, в отличие от степных соседей, испокон веков придерживалось своеобразной традиции, уникальной не только в общероссийском, но и тамбовском этнокультурном пространстве. Здесь дольше, чем в других местах, сохранялся традиционный уклад жизни с его ремеслами, обычаями и привычками.

Вот как, например, обычно выглядел мужчина-атмановец: рубаха-косоворотка, подпоясанная кушаком, и портки из пестряди. Ворот-стоечка, как правило, украшала вышивка крестом, стебельком, где преобладали растительные мотивы. Если в старину рубаху шили из домотканого холста, то уже в конце позапрошлого века на смену ему приходит ткань серпинка и шелк. На праздник рубаха подпоясывалась чаще ремнем, реже - подпояской, плетеным из шерстяных крашеных нитей поясом. Образ деревенского модника завершал картуз с козырьком, украшенный настоящим или бумажным цветком.

Свое мнение об "Атмановских кулачках" высказывает участник игр, заслуженный работник культуры РФ, руководитель фольклорного ансамбля "Воскресение" из Липецка Кристина Ивашенко:

- Главная заслуга "Атмановских кулачек", на мой взгляд, состоит в идее возвращения в Россию патриархального уклада жизни, в осознании того, что мужчина должен вернуть себе статус главы семьи. На Руси испокон века была очень четко представлена иерархия макро и микромира: на небе - Бог, на земле - царь, в семье - мужчина. "Атмановские кулачки", пожалуй, единственный мне известный фестиваль, посвященный настоящему русскому мужику. Здесь каждый может попробовать свою силу, ловкость, выносливость, смекалку. И все это не ради славы, а ради ощущения своей нужности, своей мужской значимости в жизни народа, страны, семьи. Эта тема особенно важна в настоящее время обострившихся политических конфликтов. Я бы предложила девиз игр: "Возрождая игры - охраняем Россию!"

Бой только «по любви»

Воссоздание такого масштабного мероприятия - дело нелегкое. Задумав возрождение "кулачек", нельзя было обойтись без серьезной исследовательской работы.

- Этнографические исследования в Атмановом Углу мы начали проводить с 1998 года, огромную роль в этой работе сыграла руководитель Центра культурной антропологии ТГМПИ им. Рахманинова Людмила Евтихиева, - рассказывает историк, вице-президент Федерации традиционных игр и этноспорта России Анатолий Тедорадзе. - Потом возникло желание провести некий эксперимент - возможно ли вообще возродить традиционные игры? И в 2010 году мы попробовали.

"Кулачки" проходят "по любви". Бойцы не задаются целью покалечить или унизить соперника. Их цель - показать удаль молодецкую, почувствовать плечо товарища, приобщиться к культуре предков. Да и соперника в стенке каждый может выбрать по себе. В Атмановом Углу бой начинали дети и подростки, а уж затем сходились взрослые, и эта традиция сохраняется до сих пор. Традиционные игры провозглашены ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества, при этом "Атмановские кулачки" стали первыми играми, которые признали объектом нематериального наследия в нашей стране. Сегодня организаторы ставят перед собой амбициозные задачи: "Атмановские кулачки" должны стать событием мирового уровня. И это вполне реально, ведь в прошлом году в играх участвовали представители Германии, иностранные студенты ТГУ имени Державина, большой интерес к кулачкам проявляют специалисты по русскому фольклору из Англии и США. Формат проведения игр - когда состязания в исконных забавах проходят в рамках народного гуляния - уже становится основой для возрождаемых традиционных игр русского народа в других регионах России.

При этом, как подчеркивает Анатолий Тедорадзе, "Атмановские кулачки" неверно относить к спортивным состязаниям:

- Спорт как явление порожден англосаксонской культурой и является локомотивом глобализации, в своей основе уничтожая все этнические особенности. Как только традиционный вид единоборств, да и любых состязаний, становится спортивной дисциплиной, он сразу теряет этнический колорит и связь с традиционной культурой. Исконные забавы и традиционные единоборства могут существовать только в рамках этнокультурного праздника, в связи со всеми формами традиционной культуры. И мы - скорее явление культуры, нежели спорта.

Так что в конце августа у каждого из нас есть уникальная возможность приобщиться к русским традициям. Принять участие в играх могут все от мала до велика, и нет ничего лучше, чем приехать в Атманов Угол всей семьей! Те, кто решил посвятить знакомству с народными забавами пятницу и субботу, могут заранее обосноваться в палаточном лагере. Подробнее о том, что посмотреть, где побывать в рамках "Атмановских кулачек - 2015", мы еще расскажем в ближайших номерах газеты. Также подробности о предстоящих играх можно узнать на сайте кулачники.рф.

До встречи в Атмановом Углу!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер