Во-первых и во-вторых
Действующая сегодня Программа - вторая на счету региона. Первая реализовывалась с 2006 по 2012 год. Тогда основными целями было повышение сознательности участников движения, оснащение всем необходимым служб, ликвидирующих последствия ДТП, одним словом, обеспечение охраны прав человека, его жизни и здоровья на тамбовских дорогах.
Сокращение в полтора раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на десять процентов, количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2012 году по сравнению с 2004 годом, - было заявлено в первой Программе.
Свыше 345 миллионов рублей было потрачено на закупку оборудования для автошкол и других образовательных учреждений, оснащения для медицинской и иных служб, проведение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и многие другие полезные проекты. И, что не может не радовать (ведь это жизнь, здоровье и безопасность тамбовчан на дорогах), всех поставленных целей удалось достичь.
Действующая Программа от предыдущей отличается не только большим объемом финансирования (свыше 2,7 миллиарда рублей), но и уточнившимися целями. Если предыдущие годы вырабатывали базу, то сегодня основные задачи кураторов Программы - сохранить и приумножить. Так, к примеру, цель первого этапа - научить различные службы умению работать в команде. Когда на кону человеческие жизни, любое промедление может повлечь за собой тяжкие последствия.
- Чтобы повысить уровень обеспечения взаимодействия, в регионе создана и действует межведомственная комиссия, возглавляет которую глава областной администрации. Такие же комиссии функционируют в городах и муниципальных районах области, их возглавляют соответственно их главы. Все это позволяет сделать работу более эффективной. Анализируя ситуацию в области, несколько лет тому назад столкнулись с проблемой: в рамках одного ведомства все вопросы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения и всего, что ему сопричастно, решаются вполне успешно. Имелась необходимая материально-техническая база, были прописаны алгоритмы действий в контексте каждого ведомства. Однако, когда дело касалось ситуации, где нужно действовать сообща, оказалось, что в приказах, например, МЧС, МВД, актах управления здравоохранения и других ведомств, обнаруживались нестыковки, - отмечает начальник управления безопасности и правопорядка администрации Тамбовской области Юрий Кузьменко. - Сегодня же можно с уверенностью сказать, что взаимопонимание достигнуто: работая сообща, ведомствам удалось искоренить разногласия в нормативной базе. А это, в свою очередь, повысило эффективность их работы.
Работа сообща
Грамотная теория подтверждается практическим применением, а именно совместными учениями экстренных служб по отработке вопросов взаимодействия при ликвидации последствий ДТП. Они носят ежеквартальный характер и, помимо отработки учебных задач, преследуют цель научить муниципальных служащих грамотно действовать в подобных ситуациях.
Как отмечают в управлении по вопросам безопасности и правопорядка обладминстрации, необходимо отдать должное проведению такого рода учений: чем больше будет тренировок, тем лучше экстренные службы будут действовать в случае реальной аварии.
- У нас есть силы и средства, которые позволяют защитить людей в случае чрезвычайной ситуации, а службы могут успешно взаимодействовать друг с другом, - отметил на недавних учениях в районе глава администрации Мучкапского района Александр Хоружий.
Ежегодно в рамках Программы проводится конкурс на лучший городской округ и муниципальный район. Достойные результаты по обеспечению безопасности на дорогах показывают все участники, а одними из лидеров считаются областной центр, Мичуринск, Тамбовский район.
Цели, результаты, планы
В 2014 году на различные мероприятия было реализовано более 600 миллионов рублей, при этом федеральные средства составили 166 миллионов, областные - 135, а 315 миллионов поступили из бюджетов городов, районов и, что отметим особо, внебюджетных источников. Как рассказывает Юрий Кузьменко, бизнес в области стремится быть социально ответственным, а региональные предприниматели как заботятся о дорожном покрытии у принадлежащих им объектов, так и оказывают посильную спонсорскую помощь.
- На упомянутые финансовые средства в 2014 году освещением оборудовано более десяти километров аварийно-опасных участков дорог, установлено 17 светофоров, две с половиной тысячи дорожных знаков, обустроено шесть тысяч погонных метров пешеходных дорожек и тротуаров. Стала широко применяться инновационная желто-белая разметка пешеходных переходов, завершается строительство надземного перехода в Тамбове. Также мы оснащаем современным медицинским оборудованием травматологические центры, куда доставляются пострадавшие в ДТП, - перечисляет начальник управления безопасности и правопорядка администрации Тамбовской области Юрий Кузьменко.
По сравнению с 2013 годом, в 2014-м количество ДТП сократилось почти на три процента, а число раненных в них людей - на 4,4. Казалось бы, небольшие цифры. Но не стоит забывать, что за каждой из них стоят сотни спасенных жизней, тысячи неискалеченных судеб. Да и забывать о том, что число аварий снизилось на фоне роста количества автомобилей, ни в коем случае не следует. Каждая десятая машина в области появилась только в последние два-три года. Свыше 370 тысяч единиц автотранспорта выезжают на региональные дороги.
- Число автомобильного транспорта в области постоянно растет, а пропускная способность большинства дорог остается на прежнем уровне. Вне города дороги, конечно, модернизируются таким образом, если есть финансовая возможность. А, к примеру, в городах мы не можем расширить улицы за счет тротуаров или зеленых зон. Поэтому приходится действовать иным способом, - отмечает начальник управления безопасности и правопорядка администрации Тамбовской области Юрий Кузьменко.
С младых ногтей
Оборудование пешеходных переходов, ремонт и реконструкция дорог, оснащение медицинских учреждений современным оборудованием - вещи более чем необходимые. Однако не менее важный пункт - пропаганда правил дорожного движения среди его участников. Не перебегать дорогу в неположенном месте, ходить ночью вдоль неосвещенных дорог с фликерами, не совершать обгон при плохой видимости, не садиться за руль нетрезвым и многие другие вещи каждый решает для себя сам. Конечно, перейти улицу в неположенном месте там, где тротуар отгорожен от проезжей части, проблематично, однако "заборчик между безопасностью и опасностью" установлен не везде.
К сожалению, еще встречаются люди, которые несознательно относятся к ПДД. Запомнить, что надежда "на авось" не оправдывает себя, не мешало бы многим взрослым. На них и обращена хлесткая социальная реклама. А вот более "мягкие" плакаты, классные часы в школах, викторины и конкурсы адресованы юной аудитории, им же раздают фликеры. В каждом детском садике и школе есть специальные уголки, посвященные тому, как правильно переходить улицу, вести себя на дороге пешеходу и велосипедисту. В областном центре оборудован специальный детский Автогородок, где юные тамбовчане могут попрактиковаться в ПДД.
- Чем раньше человек узнает о правилах дорожного движения и научится их соблюдать, тем, конечно же, лучше, - отмечает Юрий Владимирович. - Именно поэтому мы оборудуем и детские сады, и средние учебные заведения, и автошколы необходимыми материалами. Со своей стороны, мы делаем максимально возможное для обеспечения безопасности на дорогах Тамбовщины, однако в первую очередь она зависит от самих участников движения.
Материал подготовлен в рамках реализации грантовой поддержки информационного социально значимого проекта «Тамбовская область: на пути устойчивого развития»