Газета №21 (993), 26 мая 2015
Перейти к номеру

Кто услышит детские голоса?

26 мая 2015, 13:48 Прочитали 882 раза
Служба телефона доверия может помочь всей семье
«Что-то, что я могу сделать сам, без подсказки взрослых. Независимость. Умение ставить такие задачи, которые можно решить самому».

Такими словами юные тамбовчане описывают понятие самостоятельности, взятой за основу девиза Международного дня детского телефона доверия в 2015 году. Слоган уникального для нашей страны, да, пожалуй, и для всего мира, праздника полностью звучит так: «Мы поможем тебе стать самостоятельным» - и одновременно является одним из основных принципов работы службы детского телефона доверия. Службы, которая помогает родителям делать их работу и каждый день спасает сотни детских жизней в прямом и переносном смысле слова.

Окутали сетью

Детские телефоны доверия вовсе не ноу-хау XXI века. Первые подобные службы появились в мире еще в пятидесятых годах прошлого столетия. И почти сразу стали пользоваться большим спросом. Спустя годы они открылись в двадцати странах мира. Исключением не стал и Советский Союз: в 1989 году в Москве заработал первый детский телефон доверия. В скором времени они появились во всех регионах страны, а в 2010 году службы подключили к единому телефонному номеру. Неоценимую поддержку начинанию оказал Национальный фонд защиты детей, а техническую помощь взяла на себя корпорация «Ростелеком».

Ежегодно во всем мире на телефоны доверия поступает более пятнадцати миллионов обращений от детей и подростков. В России только за последние пять лет в службу поступило около четырех с половиной миллионов звонков. Сегодня по всей стране в круглосуточном режиме работает 230 служб детского телефона доверия. Причем экстренную психологическую помощь могут получить как дети, так и взрослые на условиях абсолютной анонимности.

Что волнует наших детей

За каждым звонком стоят маленькие люди, которые очень часто задают совсем недетские вопросы. Звонки идут и из благополучных семей, и от детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проблемы во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками, трудности в учебе, детские страхи и первая любовь – вот что волнует подрастающее поколение.

Обращаются на телефон доверия и в критических ситуациях: в случаях сексуального насилия, травли и даже при попытке суицида. Кстати, о самоубийстве ежегодно поступает примерно около пятнадцати тысяч звонков. По мнению специалистов Национального фонда защиты детей, это число можно смело умножать на четыре или пять, чтобы получить общую картину по количеству детей, находящихся на грани. При этом дети сами активно ищут помощи, которую не получают в кругу близких и родных людей.

- На один из телефонов доверия недавно поступил звонок от пятнадцатилетней девочки, которая переживала, что она испытывает влюбленность, а мама не понимает ее и запрещает ей общаться с молодым человеком, - рассказывает Нина Петреченко, руководитель Телефона неотложной психологической помощи 051 Московской службы психологической помощи населению. – Специалист службы объяснил ей, что ее маме также приходится нелегко, ведь она, как и дочь, впервые переживает подобный опыт и не знает, как себя вести. Спустя некоторое время эта девочка позвонила вновь и рассказала, что поговорила с мамой и помогла ей стать мамой взрослеющей девочки. Эти звонки для нас как жемчужинки. Дети не всегда перезванивают, но когда ребенок нашел возможность перезвонить и отыскал того самого консультанта, это дорогого стоит.

Правда, к телефону доверия у детей было сначала несколько другое отношение. Прежде, чем доверять, они его проверяли.

- Когда открылась наша служба, розыгрышей было 90 процентов от всех поступивших звонков, - продолжает Нина Петреченко. - Дети звонили, чтобы узнать: спрашивали, не будут ли их ругать, не расскажут ли о звонке их родителям и так далее. И когда поняли, что на том конце провода им отвечает живой взрослый человек, готовый слушать и говорить об их проблемах, они поверили нам.

Взрослый ребенок

- По телефону доверия мы, взрослые люди, слышим подлинные голоса детей. Они говорят о своих трудностях, радостях и горестях, - комментирует президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Егорова. - Анализ этих обращений помогает увидеть, как меняется мир детей, проследить динамику в детско-подростковых отношениях. По результатам этого анализа, много лет лидируют проблемы в семье. Отношения с родителями как самыми важными людьми в жизни ребенка волнуют подавляющее число детей. А в подростковом возрасте на первый план выходит проблема отделения и выхода в самостоятельную жизнь. Она непроста как для детей, так и для родителей. Динамика подростковых обращений указывает на более раннее их взросление. Сейчас подростки готовы раньше строить самостоятельную жизнь, чем несколько лет назад.

По словам Марины Оскаровны, изменилось и отношение детей к проблемам, связанным с жестоким обращением. Времена, когда родители были абсолютными авторитетами, ушли в прошлое. И в ситуации внутрисемейного насилия нынешние дети более независимы и активно стараются найти конструктивный выход. Иными словами, дети перестали смотреть на родителей как на богов. И теперь им даже легче понять, что на самом деле с ними происходит, и легче пережить это. Из разряда глобальной катастрофы ситуация насилия для детей становится катастрофой местного значения с просматриваемым горизонтом выхода из нее.

Особенно важно для детей услышать, что они, несмотря на то, что еще дети, также бывают правыми. Им помогают научиться отстаивать свою точку зрения, но, естественно, в рамках, чтобы никто не пострадал.

Тамбовчане доверяют

В нашей области служба экстренной психологической помощи оказывается на базе Центра социальной помощи семье и детям «Дом милосердия». С 2009 года служба является членом Общероссийской ассоциации детских телефонов доверия, а спустя год в рамках Общенациональной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, служба была подключена к единому общероссийскому телефонному номеру.

Сделать помощь доступной и полезной позволили не только опытные специалисты-психологи, но и активное межведомственное взаимодействие учреждений образования, социального обслуживания населения, здравоохранения, культуры, спорта и полиции. Ежегодно в регионе на детский телефон доверия поступает около 20 тысяч звонков. Это один из самых высоких показателей в Центральном федеральном округе.

- В структуре наших обращений одно из первых мест, как и в других регионах, занимает детско-родительская проблематика, - рассказывает руководитель службы детского телефона доверия в Тамбовской области Ольга Борисова. – Важное место в нашей работе занимает работа с родителями, которые часто не готовы к естественному процессу взросления своих детей, иногда просто этого боятся и не знают, как себя вести. Сталкиваемся с тем, что родители не знают особенности того или иного этапа формирования ребенка, а потому не могут правильно оценить его возможности. Иногда им требуется мужество, чтобы признать, что часто именно их поведение приводит к той или иной критической ситуации, хотя обычно проще всего свалить всю вину на ребенка. Важно донести до родителей, что пока сохраняется эмоциональная связь с ребенком, нужно начать меняться самому.

Всего за годы работы детского телефона доверия в Тамбовской области на него поступило шестьдесят тысяч звонков. Но это далеко не самый важный показатель нужности такой службы. По словам Ольги Владимировны, есть абоненты, за взрослением которых специалисты службы наблюдали год от года, поддерживая их в трудную минуту.

- Это абоненты, которым пять лет назад было 13-14 лет, - говорит Борисова. - Сейчас им 18-19, кто-то уже создал свою семью, кто-то только собирается. Они часто звонят нам, чтобы поделиться новостями или спросить совета. У многих была непростая судьба: выпивающие родители, жизнь в детских домах и интернатах, попытки суицида и приводы в полицию. У всех отсутствовал опыт позитивной семейной жизни, но никто из них не хочет повторить этот сценарий.

Вместо заключения

Кто знает, как сложилась бы судьба этих ребят, если бы в нужное время они не узнали о существовании телефона доверия, позвонив на который, они смогли бы обсудить все, о чем не могли спросить у родителей, поделиться тем, что в жизни бы не рассказали лучшему другу. Для них и сотен других мальчишек и девчонок всего один звонок поистине стал спасительным. Может быть, он сможет спасти и вашу семью? Анонимно. Бесплатно. В любое время дня и ночи. 8-800-2000-122.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер