Газета №19 (991), 12 мая 2015
Перейти к номеру

Запоют по-новому

12 мая 2015, 16:54 Прочитали 1 891 раз
С первого сентября в тамбовских школах появятся уроки музыки нового типа
Пробная программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов под названием «Основы музыкальной культуры» будет введена в нескольких общеобразовательных школах России. Инициатором ее внедрения в российские школы выступает Министерство культуры. В ведомстве обеспокоены, что качество музыкального образования в обычных школах оставляет желать лучшего.

Музыка должна быть музыкальной

- Задача программы - сделать музыкальное направление дополнительного образования в школах действительно музыкальным. Только рассказами о музыке современных детей трудно заинтересовать. Поэтому главная задача - уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения. В настоящее время такие уроки, как правило, не направлены на практические умения детей, а преобладающим жанром является монолог учителя или беседа с классом по заранее написанному сценарию, - комментируют нововведение в Министерстве культуры.

В новую программу, разработанную Институтом развития образования в сфере культуры и искусства (РОСКИ), вошли четыре предмета: «Музыка и окружающий мир», коллективное музицирование (хоровое пение), коллективное инструментальное музицирование и основы игры на инструменте. Предмет с любопытным названием «Музыка и окружающий мир» содержит мультимедийное приложение, с помощью которого дети знакомятся с музыкальной, а также танцевальной культурой разных стран. Занятия будут носить преимущественно дополнительный характер.

- За последние десять лет количество детей, которые учатся на хоровых отделениях в детских школах искусств, уменьшилось на одиннадцать тысяч человек, а обучающихся на струнных инструментах – на тридцать пять тысяч. Развивая умственные способности человека, воздействуя через эмоциональную активность личности на ее интеллект, музыкальное образование способствует формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ориентиров, гуманистического мировоззрения, толерантности, развитого эстетического вкуса и проявлению творческой активности. Такое понимание значимости музыкального образования делает актуальным развитие системы музыкального образования в исторически сложившихся двух ее направлениях - подготовке профессиональных музыкантов и широком охвате детей музыкальным творчеством, - сообщается в программном документе.

Ты все пела? Это дело!

Значит ли это, что и в тамбовских школах дети смогут в скором времени значительно повысить свой музыкальный уровень? Здесь, как говорится, бабушка сказала надвое. «Программа не будет вводиться в школы в обязательном порядке, поскольку во многих учебных заведениях могут не найтись специалисты, способные преподавать, например, основы игры на инструменте», - сообщается все в том же документе. Иными словами, если в школе найдется энтузиаст, который возьмет организацию музыкального времяпрепровождения на себя, то программа реализуется, а на нет и суда нет.

- Я целиком и полностью одобряю улучшение музыкального образования, - говорит педагог дополнительного образования одной из школ Тамбовской области Ольга С. - Сегодня в отдельных школах, особенно сельских, урокам музыки уделяется очень мало внимания. В лучшем случае они отводятся под репетиции различных школьных мероприятий и разучивание песен. К сожалению, в обычной сельской школе ребенка редко научат играть на музыкальном инструменте или хотя бы познакомят с творчеством выдающихся композиторов. Причина тому не столько в организации учебного процесса, сколь в отсутствии у школы средств на закупку дорогостоящего оборудования и дефицит преподавателей музыкального профиля. Нередко эту должность занимают педагоги, учившиеся на других профилях, а игру на музыкальном инструменте освоившие «в нагрузку». Что касается первой ступени образования, то там музыке ребятишек чаще всего обучает обычный преподаватель - учитель начальных классов.

По мнению Ольги Михайловны, начинать следует не только с разработки специальной программы, но и с помощи школам в закупке необходимых инструментов, а также популяризации музыкального образования в целом:

- Сегодня родители, выбирая, какие дополнительные занятия более всего подойдут ребенку, больше делают акцент на его успеваемости, чем на развитии эстетических качеств личности. Многие предпочитают, чтобы внеурочные часы занимала дополнительная подготовка по предметам, вынесенным на итоговую аттестацию. Чем старше ребенок, тем чаще вместо художественных и музыкальных занятий его отправляют на языковые курсы или просто приглашают репетитора. Акцент в образовании смещается с гармоничного развития личности на успешную сдачу экзаменов.

Музыка против математики: что важнее?

Также педагог считает, что аналоги МХК (предмет «Мировая художественная культура», традиционно преподаваемый старшеклассникам) следует расширить и на другие классы. Впрочем, некоторые родители к предложению дополнить школьные занятия хоровым пением и игрой на баяне относятся со скепсисом.

- С одной стороны, я, конечно, буду рада, если на уроках моему ребенку не просто расскажут о развитии музыкального искусства, но и дадут послушать Моцарта или сыграть простую народную песенку, - говорит мама третьеклассника Алина Р. - Но если эти занятия отнимут пару уроков у русского или математики, то к таким переменам буду относиться отрицательно. В конце концов, музыка - это предмет общего развития. В целом, я довольна, как она преподается в классе у моего ребенка. Пусть ее ведет не специальный преподаватель, но благодаря мультимедийным приложениям дети могут много узнать, сделать некоторые тесты дома.

Приживется ли инициатива у нас? Время покажет, но не исключено, что программу внедрят у себя преимущественно крупные школы, где существует возможность организовать много кружков и секций различной направленности. Произойдет это в городах и крупных поселках, где, кроме обычных, есть также музыкальные, художественные и другие учреждения дополнительного образования. А вот в сельских школах уроки музыки, скорее всего, останутся на прежнем уровне с учетом перехода на новые стандарты образования.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер