Газета №6 (978), 10 февраля 2015
Перейти к номеру

Блистательный век Владимира Зельдина

10 февраля 2015, 16:01 Прочитали 1 620 раз
Столетний юбилей отмечает наш земляк, легендарный актер
Город детства

Владимир Зельдин родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (с 1932 года Мичуринск) Тамбовской губернии (ныне область) в семье военного дирижера Михаила Евгеньевича Зельдина и учительницы Анны Николаевны Зельдиной (урожденной Поповой).

В книге воспоминаний «Моя профессия – Дон Кихот» (М., 2005 год) артист пишет: «Я родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове Тамбовской губернии. «Город антоновских яблок» – так его называли». И в другом месте той же главы с вкусным названием «Мое ароматное детство»: «До сих пор я питаю неизъяснимую нежность к таким же маленьким русским городам, каким был Козлов моего детства: одноэтажные деревянные домики с садами и заросшими палисадниками, гулкие булыжные мостовые, тихие, почему–то всегда пустынные, навевающие печаль железнодорожные станции…» (с. 17).

Из города Козлова, из самого центра Европейской части России, начался невероятный путь великого артиста. Три города в жизни Владимира Михайловича занимают особое место: Козлов, где родился и прожил первые пять лет, Тверь, где прожил еще четыре года и начал учиться в школе, и, разумеется, Москва, с которой связана большая часть жизни и творчества, девяносто лет непрерывного познания и самопознания, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.

В Козлове отец будущего актера музыкант Михаил Евгеньевич Зельдин был яркой фигурой в культурной жизни начала двадцатого века: руководил военным духовым оркестром 39-го Томского пехотного полка, выступал организатором музыкальных концертов, преподавал в музыкальной школе М.Ю. Бологовской. Старожилы Мичуринска благодарно вспоминали о концертах его оркестра в городском саду. А в 1917 году Михаил Зельдин стал инициатором создания в Козлове музыкального общества, на основе которого появилась Козловская народная консерватория, позже преобразованная в музыкальную школу и музыкальное училище. М.Е. Зельдин был первым руководителем этих учебных заведений.

Мальчик Володя Зельдин рос в атмосфере любви и заботы, высоких помыслов и творческих исканий своего отца. В семье, помимо него, было еще четверо детей, и всем прививалась любовь к труду, занятиям на музыкальных инструментах.

Прямо в цель

Рано потеряв родителей, Владимир Зельдин не растерялся на сложнейших дорогах жизни: тридцатые, с величием строительства и репрессиями, Великая Отечественная война, голодные и холодные послевоенные годы, трудности актерского пути в семидесятые и восьмидесятые годы… Владимир Зельдин в конце двадцатых годов сумел выбрать профессию (выбор был почти случайным, а оказался чрезвычайно точным), и в профессии артиста этот мальчик из провинциального города Козлова сумел достичь таких творческих результатов, что остается только удивляться и восхищаться.

Символами эпохи стали созданные им образы пастуха Мусаиба в фильме «Свинарка и пастух» (1941), музыканта Бориса Оленича в фильме «Сказание о земле Сибирской» (1947), театральные роли Альдемаро в спектакле «Учитель танцев» (1946), поручика Ржевского в спектакле «Давным-давно» и Транио в спектакле «Укрощение строптивой» в постановке замечательного наставника молодого артиста А.Д. Попова, образ профессора Серебрякова в фильме Андрона Кончаловского «Дядя Ваня» (1970), барон Мюнхгаузен в спектакле «Комическая фантазия» по пьесе Григория Горина, написанной специально для Владимира Михайловича (1977).

Никогда актер не болел «звездной болезнью», как бы смирялся перед теми задачами, которые перед ним ставили режиссеры. Но сколько интереснейших характеров на сцене своего родного Театра армии и в кино воплотил наш замечательный земляк! И это далеко не роли его начального амплуа «романтического любовника». Здесь и военачальник, и крестьянин, и дипломат, и судья в фильме «Десять негритят», и американский дядюшка в очаровательном фильме «Арбатский мотив».

В последние годы Зельдин блеснул образом князя Пантиашвили в спектакле «Ханума» (спектакль студенческого курса А.В. Баталова шел на малой сцене родного Театра армии), заворожил нас монологами о защите истинных ценностей, справедливости и чести, человеческом достоинстве, которые произносит его Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи», на сверхтрудном материале собственной жизни в искусстве доносит до нас свои сокровенные мысли о роли настоящего искусства и настоящей любви в нашей жизни в образе Владимира Михайловича Неделина из спектакля «Танцы с учителем». А в театре «Модернъ» почти десять лет Владимир Михайлович Зельдин в паре с Натальей Максимовной Теняковой держат на себе спектакль «Дядюшкин сон», многим зрителям открывая напряженный нравственный мир героев Ф.М. Достоевского.

Наш земляк благодарен своему учителю в искусстве актера первому наставнику Евсею Осиповичу Любимову-Ланскому. В.М. Зельдину посчастливилось работать с крупнейшими режиссерами двадцатого века: Иваном Пырьевым, Алексеем Поповым, Владимиром Канцелем, Борисом Львовым-Анохиным, Андроном Кончаловским, Петром Фоменко, Станиславом Говорухиным, Алексеем Баталовым.

Приверженность Театру

На сцене Театра армии наш земляк выступает семьдесят лет. Среди его партнеров – Народные артисты СССР Андрей Попов, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, Народные артисты России Николай Пастухов, Федор Чеханков, Александр Петров, Лариса Голубкина, Ольга Богданова, Александр Дик, заслуженный артист России Андрей Егоров.

Об успехе фильма «Свинарка и пастух», где Зельдин сыграл первую свою звездную роль пастуха Мусаиба Гатуева из дагестанского аула, говорят такие факты. В первый месяц демонстрации фильма в ноябре 1941 года его посмотрели семьсот тысяч зрителей в прифронтовой Москве. Как оказался нужен нашему народу в тягчайший момент его истории пырьевский фильм-сказка и зельдинский очаровательный герой с его песней о Москве!

Приведу несколько строк из давнего отзыва о работе В.М. Зельдина в спектакле «Учитель танцев». Рецензент Б. Емельянов в газете «Советское искусство» (8 февраля 1946 года) пытался понять, почему такое далекое от насущных интересов послевоенного зрителя театральное действо так увлекает его, ведь перед нами всего лишь одна из бесчисленных комедий «плаща и шпаги». И сам пытался ответить на этот вопрос.

Во-первых, Театр армии своим спектаклем доказывал: истинная любовь и верность всегда должны победить. Все преграды – ничто перед человеческим чувством, если оно искренне и сильно. И во-вторых, рецензент не смог скрыть своего восхищения работой молодого тогда артиста В. Зельдина в этом спектакле, который «зачаровывает всех своим искусством танца. Как юга ветер огневой, танец тарантеллы сменяется пируэтами ниццарды – грациозность танца Ниццы, затем следует паванна с плащом, развеваемым на вытянутой шпаге, кастаньеты сопровождают качучу. В. Зельдин не только темпераментно и пластично танцует, он одновременно играет выразительно и ярко». За всеми танцами и страстными монологами актера проходила важная мысль: «В жизни нет ничего навсегда завоеванного, все каждый день завоевывается вновь». В образе Альдемаро критик увидел черты мужественного и высокого характера, созданного актером В. Зельдиным. Интересно, что уже в 1946 году было видно, что актер в роли романтического любовника открывает психологическую глубину и философский подтекст, столь значимые черты его актерской манеры, проявившиеся со временем.

Суметь все

Театральный критик Вера Максимова свою статью о В.М. Зельдине назвала «Актер, умеющий все» (Культура, 3 марта 2000 года). Через всю статью проходит вопрос: «Как возникает это ощущение значительности от художника и человека?». Перебирая разные характеры, созданные актером, критик приходит к интересному наблюдению: «Актерски очевидное – музыкальное, танцевальное, романтически приподнятое далеко не исчерпывает Зельдина. Оставалась загадка». И разгадка, думается, в том, что актеру подвластна глубина проникновения в философию характера. Вот его граф Лундышев (спектакль «Часовщик и курица» в постановке Л. Хейфеца): «седой, породистый, печальный», а веет от него «изгойством, горьким сиротством». Или профессор Серебряков в «Дяде Ване» – таким его до Зельдина не играли. Критик тонко подмечает, что Зельдин играл в нем «человека формы, элитарной, изысканной, отчего мнимость Серебрякова … непросто разгадать».

О прочтении В.М. Зельдиным роли Князя в спектакле «Дядюшкин сон» по классической комедии Ф.М. Достоевского «Литературная газета» писала: «Борис Щедрин задумывал постановку специально для человека-легенды Зельдина. Актерским величием Владимира Михайловича, его профессиональной «жадностью» до работы нельзя не восхищаться. …Ему не изменяют ни фирменная зельдинская стать, ни чувство ритма, ни пластика. Он легко вальсирует и даже падает на колени перед дамами». В недавней театральной истории в роли Князя блистали С. Мартинсон, М.И.Прудкин... Чем же отличен Князь В.М. Зельдина? По мнению Виктории Пешковой, «Князь Владимира Зельдина – это такой постаревший Альмавива, а еще точнее Альдемаро (герой «Учителя танцев», самого знаменитого спектакля в биографии исполнителя), – человек, для которого невозможно жить без любви. И если наяву он ее найти не может, он уходит в свои грезы: пусть все думают, что он сошел с ума. Робкая надежда на невозможное счастье заставляет его ненадолго покинуть свою «раковину». Но, увы. Это действительно был только сон. Сон наяву» (Литературная газета – 2008.– № 11.– С. 9). Это лирический персонаж, созданный Владимиром Зельдиным по законам своего искусства с оглядкой на повесть Ф.М. Достоевского. И в роли Князя просвечивает философская глубина. А в роли Сервантеса и Дон Кихота В.М. Зельдин как будто окунулся в родную стихию выяснения главных вопросов человеческого бытия.

Мечтать и бороться

Ответ на многие вопросы о своем творчестве дал сам юбиляр в своей давней статье «Мои университеты» (1961 год): «Мне приходится играть разные роли. Есть среди них, на первый взгляд, не соответствующие моей индивидуальности. (…) Только школа жизни может помочь разобраться артисту в сложных человеческих взаимоотношениях и жизненных коллизиях, определить зерно образа, наделить своего героя правдивым человеческим характером.

Существует крылатая фраза: «Артисты как дети». Если под этим понимать любознательность, стремление добиться истины, найти ответ на вечное «почему?», то я готов признать себя виноватым в том, что до сих пор сохранил эти свойства. Мне кажется, что именно в этом кроется секрет нашего молодого и прекрасного искусства, призванного вдохновлять людей на все новые и новые подвиги во славу своего великого народа».

В свои сто лет наш земляк, вероятно, подписался бы вновь под этими словами. Он не изменил своему интересу к жизни, любознательности, каждый раз он ставит перед собой невероятно трудные творческие задачи и вновь одолевает их, как привык делать всегда.

Путь актера отмечен большим рядом государственных и общественных наград, театральных премий и призов. Владимир Михайлович первый из наших земляков стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». Главная же награда актера – любовь зрителей, которая не изменяет ему на протяжении более семи десятилетий.

Его герой Дон Кихот говорит: «Мечтать! Пусть обманет мечта! Бороться, когда побежден. Искать непосильной задачи и жить до скончанья времен!». Так утверждает герой спектакля «Человек из Ламанчи». Так живет наш замечательный земляк, Почетный гражданин Мичуринска, Народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин.

Владимир АНДРЕЕВ, профессор социально-педагогического института МичГАУ, член Союза журналистов России, Союза театральных деятелей РФ, лауреат областной премии им. Е.А. Боратынского

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер