Газета №3 (975), 20 января 2015
Перейти к номеру

Куда надо идти, чтобы быть богом

20 января 2015, 22:14 Прочитали 1 197 раз
Или почему «неклассический чиновник» требует от своих подчиненных классики
Петр Иванович Куликов. Родился в селе Граждановка Бондарского района Тамбовской области. После окончания школы учился и затем работал фотографом. Поступил учиться в Тамбовский филиал Московского института культуры, в дальнейшем вошедший в ТГУ им. Г.Р.Державина. Окончив его, остался работать там преподавателем на кафедре режиссуры и актерского мастерства. Последние три года возглавляет «Тамбовтеатр».

- Существует такой штамп, запущенный еще самим Станиславским, что театр начинается с вешалки. А с чего он начинается по Вашему мнению?

- Если уж совсем продолжить мысль Станиславского, то театр начинается уже с его дверной ручки. Даже с самого вида этой ручки. Или с его фасада.

Я думаю, что в самом высоком смысле театр начинается с извечной потребности простого человека быть самим богом!

- Вы сейчас серьезно?

- Да. Быть богом. Или ближе к Богу, рядом с Ним. Когда человек приходит в театр и садится в свое удобное мягкое кресло, он почти как Бог, имеет возможность со стороны, свысока наблюдать за людскими судьбами и страстями, творящимися перед ним. Пускай даже на сцене. Судить, жалеть, любить или осуждать наблюдаемые персонажи.

- Но, в отличие от Бога, у зрителя нет возможности вмешаться в ход действия спектакля!

- А Бог тоже не вмешивается напрямую в «спектакль». Он только дает человеку-персонажу возможность выбора своего поведения и действия на «сцене». Человек, вообще, на самом деле даже счастливее Бога! У него есть данное свыше право собственного выбора!

- И в чем тогда главный смысл театрального творчества?

- Главный смысл и высшая миссия любого, в том числе и театрального, искусства только одна – дарить надежду. Есть, конечно, еще и воспитательная и просветительская функция искусства… Долго еще можно продолжать этот длинный список… Но главное – это все-таки дарить людям надежду и веру в общечеловеческие ценности.

- Какова Ваша главная театральная мечта?

- Мечтать – это, конечно, хорошо и увлекательно, но у меня ее нет. Мечтать себе может позволить актер. Например, об интересной роли. Мечтать поставить новый спектакль может режиссер. Директор не имеет права мечтать! Он имеет только право строить планы. Основываясь на тех ресурсах, которыми он как руководитель сегодня располагает. Или реально может привлечь. Даже самая скромная мечта должна быть подкреплена какой-то конкретикой. Директору мечтать просто вредно. Найди необходимые ресурсы, выстрой реальный план своих действий, потом уже сиди и мечтай, как его лучше осуществить.

Я, признаюсь, очень не люблю ноющих людей – тех, что прямо со слезами на глазах мечтают о том-то и том-то, но, к великому сожалению, не могут этого осуществить, потому что… И далее целая куча на то причин и непреодолимых препятствий.

Когда человек действительно хочет что-то важное сделать – он ищет для этого возможности. Когда не сильно-то и хочет или просто не может – он ищет причины.

- В таком случае, поделитесь своими театральными не мечтами, а планами на текущий год. В каком направлении будет развиваться театр?

- Развитие - термин очень неоднозначный. Развитие в сторону поиска каких-то новых «революционных» форм? Это зачастую чревато потерей хороших классических, проверенных временем традиций, на которых и держится театр и его атмосфера. Конечно, мы будем развиваться, но не в сторону привлечения в театр зрителя любой ценой. В поисках зрителя мы никогда не будем падать до пошлости. Мы будем в этом сезоне чаще обращаться к классике (интерес к ней, как показывает практика, растет, и это радует), развивать гуманистические традиции русского театра, ставить, может быть, не самые «кассовые», и драмы и трагедии. Именно в классике и проявляется подлинный профессионализм и всего театра и отдельных актеров.

Разумеется, в репертуаре будут и современные пьесы, но их уровень будет соответствовать самым высоким нашим требованиям.

Мы не должны забывать достойную всяческого уважения историю нашего театра и его славные традиции. Просто не можем себе такого позволить.

- Провинциальному театру тяжелее работать, чем столичному?

- Провинциальный театр, конечно, отличается от столичного. Столичный может, однажды найдя свой постоянный «фирменный» репертуар, работать в нем многие годы и иметь и успех и наполнение зала – количество населения, потенциальной публики, это позволяет.

В провинции так не получится – зрители не пойдут в десятый раз смотреть одни и те же спектакли. В основном провинциальный спектакль «умирает» за два – три сезона. Население нашего Тамбова - 280 тысяч человек, из них учреждения культуры посещают примерно семь, максимум десять процентов. И у этих десяти процентов невероятно разные вкусы и предпочтения. Одни любят комедии, другим нравится драма, третьи хотят увидеть музыкальный спектакль. В своем репертуаре мы обязаны иметь самый широкий жанровый спектр. Мы обязаны ставить много разных спектаклей.

Я иногда просто не понимаю, когда некоторые провинциальные актеры жалуются на свою театральную судьбу – тяжело, мол, нам здесь, в провинции... Ведь провинция дает актеру такие отличные возможности творчески самореализоваться! Столько разных ролей в разных жанрах можно сыграть! Это дорогого стоит. В столице такое просто объективно невозможно.

- А собрать полный зрительный зал в провинции сложнее?

- Собирать полные залы не проблема, но какой ценой? Поставить пошлую низкую пьесу? Смотреть ее определенный сорт публики придет, будет и смеяться и довольным останется, но мы не можем скатываться до такого уровня!

- Как же тогда воспринимать мнение авторитетной и популярной актрисы Кэрол Чаннинг: «Смех гораздо ценнее аплодисментов. Аплодисменты – почти обязанность, смех – настоящая награда за игру»?

- Смотря в каком жанре ты работаешь. Если это хорошая комедия – тогда понятно. Это нормально. Комедия должна сопровождаться смехом, трагедия – тишиной в зале. Здесь все верно.

- Если можно, продолжите еще о планах театра и о «консерватизме». Какие новые спектакли ждать тамбовчанам?

- Я человек театральный, и понимаю глубокий смысл этого искусства. Я думаю, что понимаю, как именно должен работать наш театр, и прилагаю все усилия к тому, чтобы он работал профессионально, участвовал в фестивалях, проводил свои фестивали, выезжал на гастроли, получал гранты и награды.

Мне кажется, что сегодня наш театр находится на таком хорошем творческом подъеме. Мы поставили «Чайку» Чехова. Очень хороший получился спектакль. Ставим «Дядюшкин сон» Достоевского. Впереди у нас «Свои люди – сочтемся» Островского. У нас эта постановка будет называться «Аферисты». Думаем делать по Островскому еще и «Волки и овцы».

А наш внешний как бы «консерватизм» – он вовсе не какой-то «закостенелый». Он просто в неких рамках здоровых театральных традиций. У нас же есть в репертуаре не только «классические» постановки, но и спектакли в стилистике постмодерна, даже в стилистике абсурда.

- Вы - директор Театра, а не просто чиновник. Легко ли творческому человеку заниматься многими сугубо хозяйственными вопросами?

- Я не классический чиновник. Иногда, признаюсь, «руки чешутся» заняться постановочной работой. Но, занимаясь административными проблемами, я тоже, вместе со всем коллективом, служу на благо театра. Просто в другом качестве. Главное - служить театру.

Сегодня вспоминаю времена, когда в театре было совсем туговато. Элементарно не хватало денег, а хотелось и нормально одеться, и купить что-то необходимое... Потом я понял, что жить надо так, чтобы твои потребности ориентировались на твои возможности. Спокойно жить, служить театру и оправдывать доверие близких тебе людей, учителей своих, друзей, коллег, радоваться успехам своих учеников. И все наладится.

- Театр у нас в стране требует государственной поддержки, кураторства, или лучше существовать самостоятельно, имея больше свободы?

- Требует поддержки. И власть оказывает ее. Это вполне нормально. Нашему театру помогает администрация области, помогает лично заместитель губернатора Сергей Алексеевич Чеботарев. Он понимает всю ценность и значимость тамбовской театральной культуры. И дело тут не в свободе или несвободе. Культура - отрасль некоммерческая, и без государственной поддержки существовать не может.

- Что бы вы хотели сейчас пожелать нашему тамбовскому театру?

- Хочу пожелать театру неуспокоенности. Если театр достиг определенных высот и почивает на лаврах – он уже закончился. Театр не может стоять на месте, работать, как, например, офис богатой стабильной компании с девяти до шести. Он должен все время находиться в поиске, в движении, искать новых актеров, режиссеров, ставить новые пьесы. В этом его и миссия и судьба.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер